01.08.2019

Какие матрёшки сегодня в моде, зачем нужны конкурсы на производстве, и как город Киров заманивает в мир народных художественных промыслов

Какие матрёшки сегодня в моде, зачем нужны конкурсы на производстве, и как город Киров заманивает в мир народных художественных промыслов

Ольга Сергеевна Иванова, главный технолог ЗАО «Сувенир»

Как ни странно, но в мир народных промыслов, я попала случайно. Студенткой Загорского художественно-промышленного техникума игрушки (ЗХПТИ) я решила проходить практику на кировской фабрике потому, что хотела увидеть этот северный город. Так произошло моё знакомство и с Кировом, и непосредственно с предприятием. Тогда, в 1986 году, я училась на технолога по производству деревянной игрушки. До сих пор вспоминаю пророческие слова начальника отдела технологического контроля Галины Михайловны Снигиревой: «Отучишься и приедешь сюда работать». Так и вышло: мой стаж на предприятии – почти 33 года. Начинала я в должности инженера-технолога, затем была контролёром ОТК, старшим технологом, и вот уже много лет работаю главным технологом, а также занимаюсь разработкой новых изделий.

Так что предприятие — это почти вся моя жизнь. 


К 1924 году относится первое упоминание о вятской матрёшке. В фондах Кировского краеведческого музея сохранился лишь один экземпляр игрушки, относящийся к этому периоду. 

В 1937 году в деревнях Вахрино и Овчарное была организована артель «Прогресс», которая производила спортивный инвентарь, школьно-канцелярские принадлежности, а также деревянные игрушки.

В 1938 году артель расширила ассортимент, начав выпуск тематической вятской многопредметной матрёшки, которую изготавливали из дерева на токарной основе. 

В 1955 году были построены административные и хозяйственные корпуса артели в деревне Луговые. 

В 1960 году на базе артелей «Прогресс» и «19 лет Октября» (производившей на токарных станках пирамидки и шахматы) в деревне Луговые была организована Кировская фабрика токарных игрушек.

В конце 1963 года Кировская фабрика токарных игрушек вошла в производственное объединение «Вятка», став Цехом №3 по выпуску деревянных игрушек.

В 1968 году на производстве освоили технологию росписи анилиновыми красителями. 

В 1988 году в результате технического перевооружения Цех №3 стал современным технологическим циклом, оснащённым новейшим оборудованием, а Кировская фабрика сувениров обрела статус отдельного предприятия. 

В 1993 году в связи с приватизацией фабрика приняла новую организационную правовую форму, став Товариществом с ограниченной ответственностью — Производственной коммерческой фирмой «Сувенир» (ТОО ПКФ «Сувенир»).


Максим Разыков, заместитель директора ЗАО «Сувенир»

1993 год оказался для предприятия не самым лёгким. Матрёшка из серии «Узор» и инкрустированная соломкой матрёшка, которую тогда ещё выпускали, стали плохо продаваться. Пришло время что-то предпринимать для сохранения фабрики, поэтому было решено провести конкурс на разработку новой серии игрушек – покрытых гуашью, темперой, а затем лаком. В конкурсе принимали участие не только художники предприятия, но и токари ручной точки. Были выработаны критерии оценки образцов, из ведущих художников фабрики и руководства создана оценочная комиссия. Токари придумали новые формы матрёшек в виде кубышек и колокольчиков, усовершенствовали формы матрёшек-укладок и матрёшек-неваляшек. Так появились первые расписанные гуашевыми красками образцы игрушек. Ещё одной особенностью этих матрёшек стали рисунки по мотивам сказочных сюжетов и бытовых жанровых сценок вместо традиционных цветочных орнаментов.

Сегодня разработкой новых изделий на предприятии в основном занимается художественная лаборатория. Но иногда возникает необходимость и в проведении конкурсов.

Так, в 2016 году состоялся конкурс на создание новых форм деревянных заготовок, в котором принимали участие мастера своего дела – токари ручной точки.  В 2018 году среди художников предприятия проводился конкурс на авторскую роспись гроссмейстерских шахматных фигур.

Собственная художественная лаборатория ЗАО «Сувенир» состоит из двух замечательных художников – Анны Щавлевой и Елены Ашихминой. Основная задача лаборатории – разработка новинок с учётом современных требований к выпускаемой продукции. При разработке образцов никогда не приглашают сторонних художников, потому что существует ряд технологических и других особенностей, известных только нашим мастерам. 

На сегодняшний день штат предприятия насчитывает около 100 человек, среди них изготовители заготовок, токари, «отделочники», 26 художников и управляющий персонал. Большинство сотрудников – мастера с большим стажем. Наши самые опытные художники росписи по дереву – Марина Владимировна Чебыкина, Галина Сергеевна Чебыкина и Нина Геннадьевна Суворова.

Тенденция к сокращению числа сотрудников, которая наметилась лет 10 тому назад, к счастью, осталась в прошлом. За последние полгода коллектив фабрики пополнился пятью молодыми художниками, трое из которых пришли к нам сразу после окончания художественного колледжа, а двое перешли из других художественных предприятий.

Самые необычные и самые популярные матрёшки

Наибольшей популярностью у покупателей пользуются наши трёх-, пяти-, семи- и десятипредметные матрёшки. Мы украшаем их как цветочными орнаментами, так и рисунками по сюжетам русских сказок и бытовых жанровых сценок.

Работает производство строго по заказам, например, можно попросить создать индивидуальный рисунок росписи. До запуска в производство заказ обрабатывается в художественной лаборатории, затем только поступает к главному технологу на разработку процесса росписи, а также для нормирования сырья. Следующим этапом становится расчёт стоимости изделия. 

Самыми необычными игрушками, которые мы создали по индивидуальным эскизам, стали следующие:

  • трёхпредметная матрёшка «Сочи»;
  • пятипредметная матрёшка «Азбука»;
  • пятипредметная матрёшка «Ксико»;
  • пятипредметная матрёшка «Фрида»;
  • пятипредметная матрёшка «Снегирь»;
  • матрёшки с тематикой «Футбол» (в том числе сферы на ножке с наполнением из фигурок футболистов); 
  • матрёшки с тематикой «Новый год» (в том числе подарочные шары на ёлку, конусовидные фигурки Деда Мороза, сферы на ножке с зимней праздничной панорамой);
  • матрёшки с тематикой «Пасха» (в том числе пасхальные яйца, куличи);
  • десятипредметные матрёшки с современным дизайном, украшенные миниатюрами и поталью.

Фотографии: ЗАО «Сувенир»

 

 

 

 

Больше по теме

ИСТОРИЯ
История городецкой росписи
СОБЫТИЕ
Чудо чудное, диво дивное. Городецкая роспись
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Павлопосадские платки: история на всю жизнь
ИСТОРИЯ
История игрушек: от кавалеров к матрёшкам-лепреконам, философскому Тяни-толкаю и розовому оленю