14.05.2019

Когда традиционные одежды в моде

Когда традиционные одежды в моде

Уличная мода последних лет включает обязательные джинсы, футболки и кроссовки. В любой стране в них одеваются и в пир, и в мир люди любого возраста, пола и достатка.

Пару веков назад одежда была значительно менее универсальной и много больше говорила о своем владельце, позволяла безошибочно определить, кто перед тобой и откуда, свой он или чужой.

Всё же современная мода не вытеснила традиционные наряды окончательно. На Северном Кавказе национальные одежды востребованы, ими гордятся, а девушки выходят замуж исключительно в платьях, созданных местными кутюрье по всем правилам национального шитья.

Чтобы выяснить, как и для кого создаются традиционные кавказские костюмы, отправимся в мастерскую известного владикавказского модельера Изольды Гогичаевой.

Об открытии творческой мастерской

Изольда Гогичаева открыла во Владикавказе мастерскую по изготовлению национальных костюмов в 1994 году. Опыт создания традиционного костюма у нее скопился к тому времени большой: после профтехучилища мастерица работала на швейной фабрике именно в цехе национальной одежды.

Работницы фабрики — в основном пожилые женщины — щедро делились мастерством шитья и мудростью, рассказывали истории, притчи, наполняли ремесло сакральным смыслом.

Изольда Гогичаева: «Первый раз было страшно костюм в руки взять. Костюм осетинский обязывает, заставляет над собой работать».

О сценических костюмах

И тогда, и сейчас национальный костюм шили в первую очередь для профессиональных и самодеятельных танцевальных коллективов.

Чтобы создавать такую одежду, нужно особое умение: здесь свои технологии, особый крой, обработка. Каждую деталь надо так продумать, чтобы костюм можно было под разных артистов подогнать по размеру, по росту. Чтобы один из самых любимых танцев Северной Осетии — хонга кафт — удался, важно не только зрителю угодить красотой и аутентичностью наряда, но и артисту помочь — удобством и продуманностью кроя.

Мастерскую хорошо знают, обращаются отовсюду — мастерицы весь Северный Кавказ обшивают. С диаспорами осетинскими работают в разных регионах и за границей.

Обычно ансамбли если уж заказывают сценические костюмы, то сразу много.

«У нас 15 человек в коллективе, но работаем иной раз до ночи и без выходных, когда сразу несколько коллективов от республики едут на один фестиваль. Представьте только: в танцевальном коллективе минимум 12 пар, да по несколько танцев, да на вышивку время, да на примерки», — рассказывает о любимой работе художник по костюмам Елена Кулаева.

О свадебных нарядах

А ещё в современной Северной Осетии сильна традиция выходить замуж именно в национальном платье, поэтому свадебных нарядов мастерская создает много, особенно летом и осенью. Ответственность большая, ведь каждая невеста хочет быть неповторимой.

«Над одним платьем полтора — два месяца работает 5 — 6 человек: художник, закройщик, портной, расшивальщица. Традиционно используется много отделки, всё это трудоёмкая работа, каждая бусинка вручную пришивается. Расход жемчуга такой, что считаем не штуками, а связками. Платье в итоге больше 7 кг весит», — делится Елена Кулаева нюансами работы.

В последнее время появилась новая тенденция, когда невеста сначала облачается в европейское свадебное платье, а затем в традиционное. Получается, у невесты два свадебных наряда. Но от национального всё равно никто не отказывается.

О коллекции этнографических костюмов

Подиумная коллекция «Новое время древнего искусства» — отдельное направление работы творческой мастерской и повод для гордости. Каждый такой костюм — виртуозное произведение искусства и дань национальной традиции.

«Я за сохранение традиций народных костюмов», — сказала как-то модельер Изольда Гогичаева и начала последовательно воссоздавать национальные одежды разных народов Северного Кавказа. Пока в коллекции кутюрье 17 женских и мужских платьев, среди которых — кабардинское, адыгейское, абазинское, карачаевское, аварское, черкесское, чеченское, балкарское, осетинское, дагестанское и другие.

«Этой коллекции нет равных!» — высказался о работе осетинских мастеров кутюрье Вячеслав Зайцев.

За эту коллекцию создатели в 2012 году получили «Золотое веретено» — национальную премию в области индустрии моды в номинации «За сохранение традиций народного костюма».

Коллекция побывала в городах России, с восторгом была принята в Италии, Франции, Турции. Иной раз костюмы просят для экспонирования музеи.

О том, что делает традиционный северокавказский костюм узнаваемым

Особый приталенный покрой платья, которое плотно прилегает к телу сверху и плавно расширяется к подолу, пояс, нечётное количество нагрудных застёжек, сложная отделка, богатое шитьё — всё это характерные детали одежды народов Северного Кавказа.

«В деталях костюмов есть отличия, конечно, у разных народностей, хотя силуэт общий всегда, — поясняет Елена Кулаева. — В адыгейских и кабардино-балкарских большее разнообразие рукавов и головные уборы особые — высокие куполообразные. У дагестанцев платок, платье-рубаха и штаны. Из одежд многочисленных народностей мы выбирали самые характерные, узнаваемые».

О рождении костюма

Работу над этнографическими костюмами дизайнеры начинали с исторических изысканий: внимательно изучали доступные материалы, музейные коллекции, книги, иллюстрации. Интересовали модельеров все детали: особенности кроя, состав и цвет тканей, нюансы орнаментов. Важно было увидеть общее и не упустить различия в одеждах, характерных для разных кавказских народов.

После художники создавали эскизы, прорисовывали в нюансах каждый костюм, чтобы потом отдать закройщицам. На тщательно раскроенные детали виртуозно наносили сложные украшения, орнаменты. Только после этого детали с готовой вышивкой окончательно собирали в готовые костюмы.

Золотное шитьё для коллекции по эскизам мастерской выполняли в Торжке.

Художник по костюмам рассказывает, как проходила совместная работа: «Мы отправляли раскроенные детали костюма в Торжок, а нам возвращали их уже расшитыми. Коллеги из Тверской области добавили в орнаменты свой опыт, своё видение. В Осетии тоже есть мастерицы, которые владеют техниками золотного шитья, но большие заказы они не могут выполнить — это же ручной труд, не ускоришься».

О тканях исторических и современных

«В мастерской всегда много тканей и фурнитуры, — делится дизайнер. — Мы привозим их, рассчитывая на массовые заказы — в магазине столько одинаковой не купишь, сколько нам нужно. Так что у нас всё своё. К нам приходят, выбирают, и мы шьем.

Привозим ткани из Турции, Арабских Эмиратов. Есть налаженные каналы, тогда мы заказываем ткани по образцам. А уж если чего-то не находится, приходится ехать самим искать, руками трогать. Такое тоже бывает. При всем богатстве выбора иной раз не можем найти ту самую ткань или фурнитуру».

Чтобы создавать костюмы в соответствии с национальной традицией, важно ткани правильно подбирать. «Для этнографических костюмов мы берём бархат, который мало изменился. Ещё в ходу тафта, атлас, парча, шерсть. Они сейчас немного другого состава, нежели раньше — не такие натуральные, смешанные волокна, зато более практичные. Если костюм сценический, ткани более простые, так как они должны быть практичными в первую очередь, удобными в уходе. Материалы нужны со стретчем, чтобы артистам двигаться было комфортно. Используем шелка, крепы, бархат, велюр, шифоны, парчу», — Елена Кулаева привычно объясняет, как всё устроено.

О вкусах заказчиков и востребованности

Те, кто обращается в мастерскую за костюмом или свадебным платьем, обычно хорошо знают здешний стиль работы и доверяют художникам и мастерам. Поэтому ситуаций, когда нужно с клиентом спорить, практически не бывает.

С другой стороны, вкусы и фантазия заказчика и дизайнера ограничены требованиями практичности и удобства (в случае со сценическим костюмом), или каноном (если речь о коллекционном и свадебном платье).

Елена Кулаева: «Даже у свадебных костюмов крой со временем почти не меняется, только незначительные детали новые появляются, вроде воротника-стойки. Совсем открытое что-то в нашем костюме неприемлемо, декольте неприемлемо. Стараемся не допускать больших вольностей».

В последнее время количество заказов в мастерской немного уменьшилось: ещё совсем недавно заявки расписывались на 2 — 3 года вперёд. Но в коллективе на этот счёт не огорчаются, ведь причина — временные финансовые трудности у танцевальных коллективов. Национальная одежда по-прежнему востребована и является предметом особой гордости жителей Северной Осетии.

Жизнь кипит, работы по-прежнему много. Каждый день.

 

 

Когда традиционные одежды в моде

Республика Северная Осетия — Алания
14 марта 2019

Больше по теме

НОВОСТЬ
Главный художник фабрики «Крестецкая строчка» Мария Евгеньевна Афанасьева внесена в Книгу почёта Новгородской области
НОВОСТЬ
День народной вышивки может появиться в Чувашской республике
СОБЫТИЕ
Мастер-класс по вышивке «верхошов»
НОВОСТЬ
Звание Почётного работника культуры и искусства Тверской области