27.02.2023

«Для нас перестал существовать предел возможного», — Георгий Теодоридис о работе предприятия «Каменный пояс»

«Для нас перестал существовать предел возможного», — Георгий Теодоридис о работе предприятия «Каменный пояс»

В 1992 году в городе Касли открылось предприятие «Каменный пояс» по производству художественного литья. Целью этого предприятия было вывести промысел на более высокий уровень. Мы пообщались с директором предприятия Георгием Теодоридисом о технологии и сложности производства, о работе предприятия в современных реалиях, конкуренции и традициях.

— Георгий Элимосович, в каком году Вы заняли должность директора?

— В 2015 году я был избран на должность директора, и по сей день им являюсь. В 1992 году мой отец был главным инициатором в группе по созданию предприятия. Поэтому можно сказать, что я находился у его истоков. Мы продолжаем традиции каслинского литья, у нас небольшая династия.

— Как оцениваете свою работу? Чем можете гордиться?

— Свою работу оцениваю очень хорошо, я стараюсь. Я понимаю, что иногда не хватает сил и времени. Иногда нам не хватает материальных ресурсов. С того момента, как я пришёл на должность, было сделано многое.

В 2010-2011 году было построено новое здание, и в него перенесли производство. Это я вам скажу, труд такой, нешуточный. Был недостроенный объект, его завершили. Благоустроили территорию, наладили технический процесс. Но останавливаться мы на этом, я думаю, пока не собираемся, так как перспективы развития остаются.

Изделия из чугуна

— Какие сложности испытывает предприятие?

— Само по себе производство очень сложное. Труд рабочих тоже тяжёлый. Соответственно работник напряжён. Мало того, что ему тяжело, ему ещё нужно проявлять аккуратность, внимательность. В этот момент руководящий состав должен вовремя почувствовать, понять, поменять оснащение, обеспечить рабочего материалом, чтобы задание было выполнено. Плюс, наша работа — это ручной труд. В денежном выражении это затратно. Основная себестоимость продукта равняется оплате труда рабочего. Само производство очень энергозатратно. Маржинальность небольшая, чтобы развивать дальнейшее производство, то есть вкладывать и получать прибыль.

— Какие меры государственной поддержки получаете?

— Существенную государственную поддержку осуществляет Минпромторг. Мы получаем субсидии на электроэнергию, на газ, на хорошие материалы. Нам компенсируют 70-80% стоимости выставочной площади. С 92-го года мы работали на арендуемых площадях, и только получая в поддержку от Минпромторга, мы сумели построить своё предприятие, перенести сюда всё производство, создать технологию. Без поддержки бы было бы очень тяжело.

лавный скульптор предприятия в процессе работы

— Существует ли конкуренция среди предприятий НХП?

— Конкуренция существует. К ней отношусь положительно. Она должна быть, потому что мы не должны забывать традиции каслинского художественного литья и его мастеров.

Когда работаешь в конкуренции и видишь, что какое-то предприятие выпустило и придумало что-то новое, ты стараешься стремиться к новому, и это даёт тебе рост. А иначе, если ты будешь один существовать без таких ниш, соответственно, перестаёшь бороться за своё существование. Поэтому конкуренция я отношусь положительно. Она должна быть.

-Есть ли выход на зарубежный рынок?

-Основной потребитель нашей продукции — это Россия. Наша скульптурная композиция выражает идентичность нашей родины. Насколько она заинтересует иностранцев? У них есть своё литье: Италия, Испания, Германия. Вот на территории РФ и стран СНГ наша тематика интересна, она пользуется популярностью.

Россия — это широкий рынок для моего небольшого предприятия. Его нужно правильно отработать и освоить.

Про зарубежный рынок есть мысли, мы от них не отказываемся. Выйти на зарубежный рынок пока не можем из-за логистических особенностей. Система доставки может быть неидеальная из-за того, что изделия хрупкие. Пока нашему небольшому предприятию не справиться с зарубежной конкуренцией, но перспективы есть, всегда нужно стремиться к лучшему.

Частично у нас параллельный импорт, мы закупаем импортные материалы, потому что на сегодняшний день они лучше, чем наши.

— Какие рынки интересны для вас?

— Перспективный рынок для развития — архитектурное литьё. Парковая скульптура. Идёт благоустройство населённых пунктов. И эта часть рынка очень актуальна. Когда вы идёте по парку, набережной или центральной улице, всегда увидите элементы чугунного литья, которые радуют глаз и подчёркивают красоту территории.

Всё это интересно и даёт нам перспективы работы, а мы её качественно выполняем.

Чугунная скульптураод

— Как оцениваете эффективность работы фабрики?

— Один из основных показателей — это качество выпускаемой продукции. Также важные показатели: объём выпускаемой продукции и производительность труда. Мы справляемся со своей задачей, обеспечиваем объём выпуска. Ещё мы являемся подрядчиками, у нас много предприятий, которые с нами работают и понимают, что мы работоспособные, мы можем выполнить порученный нам объём, даже если он удвоен или утроен, в связи с какими-то изменениями. Они знают, что мы не подведём и выполним свою работу. Тем мы и ценны для других предприятий.

— Как с годами менялась технология производства?

— Мы не можем вносить много нового в технологию нашего производства, потому что именно в ней заключена традиция художественного промысла. То есть, если мы сейчас запустим специальную машину, получатся отливки, а не скульптуры Каслинского художественного литья. Когда наш скульптор лепит, он вносит своё авторское видение в каждую фигурку.

Например, есть 3D-станок, который вырежет решётку художественную, архитектурную, будет затрачено меньше времени и сил. И фактически, эта будет та же решётка, ничем не отличается, но когда решётку делает скульптор, у него есть свой уникальный стиль, особенности которого он привносит в изделие.

Сейчас мы используем более современные материалы, бормашины импортного производства. Но в основе лежит традиционная технология, которую мы хотим сохранить и передать будущему поколению.

— Происходили какие-то необычные истории на предприятии?

— Вспомнился необычный заказ, поступил он из города Пласт. Необходимо было сделать фигуру высотой пять метров. Мы со скульптором и главным инженером друг на друга посмотрели и задумались «может можем сделать, а может и нет». Попросили дать нам время, сели и стали думать, как такую фигуру заформовать, сделать качественно, красиво и в срок. У нас ушли сутки на размышления. Всё просчитали, пришли к выводу, что сможем выполнить заказ. Всё проработали и сделали пятиметровую скульптуру Святой Варвары. В тот момент для нас перестал существовать предел возможного. Раньше мы думали, что наш предел — памятник высотой два метра, а этот заказ стал знаковым. Мы перешагнули через себя, через свою черту. Поняли, что если стараться, то можно сделать всё, что угодно.

Памятник Святой Варваре из чугуна. Источник: nashural.ru

— Каковы планы по развитию на 2023 год и дальнейшие перспективы?

— Планы и перспективы большие. Хотелось бы расширить наше производство. Когда мы здесь всё строили, нам казалось, что такой площади нам хватит. После того, когда мы пришли с арендуемой территории, нам здесь казалось просторно, светло и широко. Сейчас нам уже и темно, и тесно. Планы — по расширению территории и увеличению объёма производства.

Литейный цех. Процесс работы

— Что хотелось бы получить от портала Промыслы.рф?

— Мы хотели бы, чтобы люди просто знали, что существует город Касли в Челябинской области, который выпускает такую замечательную продукцию, как каслинское художественное литьё и архитектурное литьё парковой скульптуры. Хотелось бы, чтобы молодёжь знала, что такое литьё, что есть такой уральский промысел.

Больше по теме

ИСТОРИЯ
Дела литейные: экскурсия по Каслинскому заводу
НОВОСТЬ
120-летие Каслинского чугунного павильона отметят в Музее изобразительных искусств Екатеринбурга
НОВОСТЬ
Эксперты НХП рассказали о своих проектах и о возможностях мастеров отрасли в сфере электронной коммерции
НОВОСТЬ
Известной литейной мастерской Урала исполнилось 20 лет