17.01.2023

«Жостово — это живое искусство»

«Жостово — это живое искусство»

Михаил Лебедев работает главным художником Жостовской фабрики декоративной росписи с 1984 года (38 лет стажа!). На должности главного художника — 12 лет.

Родился в небольшом подмосковном городке, где никаких художественных учебных заведений не было. Поступил в Федоскинское художественное училище на отделение Жостово. После отслужил в армии и начал работать на Жостовской фабрике.

Круглый стол «Искусство Жостова» 18 мая 2022 года. Фото: управление информации (пресс-служба) РАХ

— Михаил Викторович, расскажите о Ваших обязанностях на предприятии.

— Это, конечно, контроль выполнения технологического процесса. На нашей фабрике всегда были главные художники. Сдача работ происходит каждый день, их нужно принимать и оценивать. Главный критерий для художника — качество его изделий. Я оцениваю рост художника. Слежу, чтобы не было халтуры. Если художник растёт, то поддерживаю его, направляю в нужную сторону, при этом не мешая ему развиваться как художнику.

Проверка эскиза главным художником

Некоторые мастера советуются со мной ещё на стадии заготовки, у других уже есть готовые решения. Кто-то советуется уже по завершении работы — нужно ли что-то добавить. Технологический процесс мы всегда обсуждаем заранее, это важно. Я смотрю на работы не с критической точки зрения, а с той, как показать нашего художника в лучшем виде, как раскрыть его потенциал. Также я принимаю работу художника. От того, какой разряд он получит, зависит и стоимость, и оплата работы.

Зарплата у художников сдельная. Сколько сделал — столько и получил. У каждого художника есть норма, в среднем — по 70-80 подносов в месяц. За выполнение нормы полагаются премии.

Какие-то подносы лучше продаются, какие-то хуже. Бывает, что работы молодых художников продаются хуже. И это моя задача — понять, почему работы не идут, и найти выход. Но, как правило, у нас работы не залёживаются.

— Как предприятие поддерживает интерес к промыслу? Особенно среди молодежи?

— В прошлом году была открыта кафедра на базе Высшей школы народных искусств по Жостовской росписи. Однако в настоящее время мы не можем набрать большого количества учеников с Федоскинского училища. Возможно, падает престиж профессии. При этом на фабрике есть учебный класс, где проходит очень много практических занятий.

Руководство предприятия активно общается с представителями высших учебных заведений в Москве,которые выпускают художников по профилю народных художественных промыслов. Для студентов постоянно организуются экскурсии, где подробно рассказывается о промысле и о технологиях производства. Надеемся, что наш коллектив будет обновляться, придут молодые художники, и мы с удовольствием поделимся секретами нашего мастерства!

Круглый стол «Искусство Жостова» 18 мая 2022 года

— Расскажите, пожалуйста, про выставки. В каких участвуете, что привозите?

— Мы участвуем во многих выставках, которые проводятся Союзом художников России — всероссийские, зональные, областные выставки. У нас на фабрике много членов Союза художников, и все они стараются принять участие.

Мы организуем экспозиции совместно с другими промыслами. Очень часто сотрудничаем с Павловопосадскими платками. У нас есть совместный проект, на котором посадские платки с цветами и орнаментами гармонично смотрятся с нашими жостовскими подносами.

Выставки всегда проходят на ура. Ладья, Жар-птица — это ярмарочный вариант. Участие в выставках всегда выгодно для предприятия, т. к. они способствуют продажам. Выставки от Союза художников прежде всего представляются как арт-проекты, часть проектов являются ярмарочными и, конечно, приносят прибыль.

Фото с выставки PROмыслы про СМЫСЛЫ

— Кстати, про «Ладью». Как Вы относитесь к тому, что в ней участвуют как профессиональные мастера, так и любители?

— Сейчас появляется много самодельных мастеров. Я бы так это назвал. Есть мастера с довольно высоким уровнем. Среди них встречаются с интересными художественными идеями — самозанятые или индивидуальные предприниматели. Мы друг другу не мешаем. Они смотрят, что делаем мы. Мы иногда смотрим на них. Конкуренции нет никакой. В общем, я только за, чтобы больше было таких художников, людей, которые заняты искусством, пытаются на этом заработать — и только вперёд!

— Покупатели жостовской продукции — кто они?

Покупатели у нас разные. Это может быть как молодёжь, которая приобретает подарки близким, так и представители старшего поколения, которые могут купить очень дорогие подносы, статусные изделия. Так что мы ориентируемся на разную аудиторию.

Например, японское посольство всегда привозит экскурсию, членов своих семей или вновь прибывших знакомиться с искусством. Это близко им и нравится, они в этом понимают.

Фото с выставки PROмыслы про СМЫСЛЫ

— Как используют продукцию фабрики в современном интерьере?

— Когда выбираете поднос под интерьер, под определённый цвет стен, желательно принести выкрас или кусочек обоев. Так часто поступают дизайнеры. А рядовой покупатель должен просто выбрать художника, близкого ему по стилю.

Все художники пишут по-разному: кто-то мягко, кто-то использует более пёструю палитру цветов, кто-то пишет крупно, кто-то мелко. Жостовские подносы при всей схожести совершенно разные, и наши художники совершенно разные.

Сейчас жостовский поднос воспринимается больше как предмет искусства. Многие хотят купить именно дорогую вещь, понимая, что это будет единственный и уникальный экземпляр. Покупатели на сегодняшний день смотрят, что за художник, какие интересные у него были работы до этого, насколько работы конкретного художника отличается от других.

Фото обложки: Круглый стол «Искусство Жостова» 18 мая 2022 года, управление информации (пресс-служба) РАХ.

Больше по теме

ИСТОРИЯ
Технология производства жостовского подноса
СОБЫТИЕ
Московский областной музей народных художественных промыслов представляет выставку «Связь времён»
НОВОСТЬ
Мазок кисти – как почерк: мастер-класс по жостовской росписи провели для россиян сотрудники фабрики
НОВОСТЬ
Михаил Мишустин при посещении Жостовской фабрики рассказал о поддержке отрасли НХП