02.09.2022
Прямая речь

Марина Колосова: «…хочу показать Бейонсе и сказать: как вам эта бабушка?»

Марина Колосова: «…хочу показать Бейонсе и сказать: как вам эта бабушка?»

«Кружево – как пластилин: можно сделать кружевным всё что угодно. Для меня творчество – это выражение эмоций, внутреннего мира и своих чувств». Вологодской кружевнице Марине Колосовой всегда любопытно разглядывать сколки и пытаться разгадать характер автора. Ведь проектирование для неё – чистое творчество, Марине нравится, что в кружеве можно выразить себя.

Вологжанка Марина Колосова три года назад открыла онлайн-школу по кружевоплетению, а спустя некоторое время – ещё и студию в Вологде. В окружении авокадо, фиников и маракуйи, которые растут себе спокойно под стук коклюшек, Марина рассказала о поисках кружевной истины, создании своего дела с нуля, неожиданных источниках вдохновения и, конечно, об ученицах из России и других стран.

- Марина, как ты стала кружевницей?

Первый раз я попробовала плести кружево еще в детском саду. Помню чётко, как перечисляла воспитателям и маме все кружки, которые хочу посетить, и там было кружевоплетение. Так я и узнала про кружево. Через какое-то время кружок закрылся, но интрига осталась, потому что на последних занятиях мастер показывала нам большие изделия. Ну как большие – бабочек кружевных, но для меня тогда это было «вааау, бабочка!», ведь мы плели тонкие ниточки на четырех коклюшках, и я была просто в шоке, когда мастер сказала, что другие дети плетут из восьми пар коклюшек и больше.

Интрига осталась, но долгое время я кружевом не занималась – в школе думала, что этому никто не учит, а после искала себя в разных профессиях. И вдруг узнала, что в Губернаторском колледже народных промыслов преподают кружевоплетение для взрослых. Сначала я целый год отходила в этот вечерний кружок, а потом еще через год, обмозговав ситуацию, захотела получить образование и поступила в колледж. Мне все это очень нравилось, я чувствовала себя как рыба в воде рядом с кружевом. При этом я столкнулась с множеством стереотипов. Мне говорили, что это не востребовано, что кружевницы мало получают, кто-то прямым текстом сказал, что я учусь на безработную….

Но я была счастлива, и у меня все очень хорошо получалось. Я вышла из колледжа с красным дипломом кружевницы и вышивальщицы. Пока училась, участвовала в разных конкурсах, везде меня брали, и я много, где побывала. В 2017 году, сразу после окончания колледжа, меня позвали работать в Музей кружева. Вот так: училась на безработную, а ни разу в жизни работу не искала – везде меня приглашали.

- Что дала тебе работа в музее?

Опыт работы с разными людьми. Я занималась не только музейной деятельностью, но и вела занятия в студии при музее, проводила мастер-классы, участвовала в программах «Ночи музеев». Я могла и с группой в 30 человек что-то поплести, и детсадовцев привлечь на свою сторону, и провести индивидуальное занятие в один день. Со временем у меня появились свои фишки, я поняла, как лучше объяснить те или иные вещи, и могла найти подход к любому человеку, даже если он сильно сопротивлялся: «У меня не получится. Всё плохо. Я все испорчу».

И конечно, в это время я получала опыт у других мастеров. Когда учишься в колледже, то находишься в капсуле: с тобой занимается один мастер, и тебе кажется, что все кружевницы плетут, как показывает он. Когда я вышла из колледжа, то словила мощнейший когнитивный диссонанс – в музее моя коллега старшего возраста Иля Верещагина плела по-другому. Речь идёт о каких-то своих приёмах, например, как заканчивать изделия, как соединять различные элементы. Такие небольшие секреты есть у каждого мастера.

Естественно, я хотела выяснить, где же истина… и пошла ещё к третьему мастеру, чтобы совсем запутаться (смеется). Читала книги, всех расспрашивала и поняла, что истины не существует – нужно самой выбирать приёмы, которые помогут плести лучше. Кружево должно быть качественным, как это сделать? Так, как в колледже, или как я вот только научилась? Много времени и сил ушло на переработку знаний, и появилось то, чему я, собственно, сегодня и обучаю.

- Как пришла идея онлайн-школы кружевоплетения?

Я проработала в музее два с половиной года, и ещё во время работы завела блог, чтобы продавать кружево, которое плела. И заметила, что людям больше интересны не мои изделия, а то, что у меня есть образование, и я могу учить. Меня читали женщины из других городов, которые не имели возможности обучаться у мастера, в их регионе не было развито кружевоплетение. Они заинтересовались мной как потенциальным преподавателем. Так что всё получилось достаточно стихийно, я не настраивалась на это… А теперь школе уже больше трёх лет.

- Это правда было так просто, как ты рассказываешь? До пандемии онлайн-школы не были популярны, а про систематическое обучение вологодскому кружеву онлайн не было слышно.

Не сказала бы, что это было просто – меня ужасно трясло, ведь я всё делала одна. Я стесняюсь говорить, что моя школа – первая, потому что это выглядит высокомерно. Но тогда, действительно, похожего ничего не нашла. Когда я думала над тем, как все организовать, то искала похожие проекты – да, были индивидуальные онлайн-занятия, можно было что-то посмотреть в интернете, но в целом опереться на чей-то опыт я не могла. Я очень волновалась, но видела запрос, постоянно общалась с подписчицами, и многие мечтали обучиться кружевоплетению, но у них не было возможности.

Я записывала видеоуроки и выкладывала их в закрытой группе ВКонтакте – сейчас их накопилось больше 120. Ученицы оплачивали доступ на месяц, смотрели урок, плели по заданию и отправляли результат мне. По фотографиям я очень хорошо определяла, где они ошиблись, что можно улучшить, и давала обратную связь.

- Расскажи о своих ученицах – сколько их, кто они по профессии. Из каких городов? Чем объясняют своё желание обучиться ремеслу?

О, тут очень большой разброс – это и молодые девушки, и достаточно взрослые женщины – где-то от 25 и 60 лет. Многие из них знакомы с кружевом с детства – у них плели мамы, бабушки, некоторые открыли промысел сами. Большинство тех, кто интересуется кружевом, – рукодельницы, они уже что-то умеют делать руками: ткут, вяжут, шьют. Все они хотят сплести что-то для себя, в подарок, украсить дом. Конечно, заказы тоже выполняют, но не на поток.

По географии – речь идёт не только о России, но и о других странах. Германия, Финляндия, Израиль, Бельгия, Новая Зеландия, Италия, Дания… Это русскоговорящие ученицы – они или переехали, или уже родились не в России, но знают язык и интересуются культурой и ремёслами. Есть у меня и девушка из США, которая не говорит по-русски, но учится уже продолжительное время. Общаемся с ней на английском.

Статистику по количеству я не вела, сейчас онлайн занимаются 26 учениц, самое большое – 50 учениц одновременно. Некоторые ещё с самого основания, потому что я выкладываю новые уроки, статьи и полезные материалы.

- С чем они выходят после обучения в онлайн-школе?

Я не люблю жесткие рамки, поэтому и ушла от найма, и, видимо, моё свободолюбие касается всех сфер. Мои ученицы заканчивают обучение, когда получают то, что им нужно. После школы они умеют плести вологодское кружево, хорошо знают азы и могут создавать изделия самостоятельно. Кто задерживается надолго, проходит все уроки, может плести сложные изделия, принимает участие в конкурсах – сначала под моим присмотром, а потом уже без всякой помощи. Конечно, важна обратная связь. Это тоже дело добровольное, но без обратной связи прогресс не такой быстрый, а кружево получается не таким качественным. С прошлой весны я начала подталкивать учениц к участию в конкурсах, это стимулирует, и в первом же конкурсе моя кружевница заняла первое место, потом пошли и другие призы.

- Когда появилась студия «Кружевника» в Вологде? Сколько в ней групп?

Я очень люблю шутить: 7 марта 2020 года я открыла студию и практически сразу закрыла. В тот момент я ушла из Музея кружева – стало тяжело совмещать работу и онлайн-школу. Мои ученицы в музее хотели продолжать обучение у меня и начали прозрачно намекать: мол, Марина, если бы ты где-то вела занятия, мы пришли бы к тебе. Но я сомневалась, было много страхов, пока однажды одна женщина чуть ли не помещение нашла для меня. Это был конец зимы, я сидела, размышляла, что вот-вот начнётся весна, лето – мёртвый сезон для обучения, и если я что-то не сделаю сейчас, то потом будет поздно. В один день мне как в голову ударило: пора! Я сразу нашла первое помещение…, купила мебель и за семь дней оборудовала студию, а 7 марта прошло первое занятие.

Опять же, было страшно, в голове вопросы: кому это нужно, кто ко мне пойдет? Тем более, я частник, и цены мне всё равно приходится делать чуть выше, чем в студиях при учреждениях. Я настроила таргетированную рекламу ВКонтакте и набрала за два часа 40 заявок! Я была в ужасе – в студии столько подушек не было! А хотела найти всего 15 учениц…

Пара занятий состоялась, а потом начался локдаун. Я занималась онлайн-школой, но при этом была уверена, что открою студию снова. Когда в конце лета стали снимать ограничения, возникла еще одна проблема – многие уехали отдыхать. Из 40 учениц у меня осталось 10. Это был достаточно сложный момент, особенно финансово, но с сентября пришли новые ученицы, и мы стали заниматься. Сейчас у меня три группы кружевоплетения – 30 человек, и еще я веду курсы проектирования – создания сколков. Пока что это первый опыт, поэтому я набрала группу из бывших учениц, которые уже знают, как плести, чтобы обкатать новую программу, посмотреть, в чем недостатки, получить обратную связь. С сентября открою обучение сколкам для всех желающих.

- Что отличает студию? Какая здесь атмосфера? Чем привлекает кружевоплетение взрослых вологжанок?

Я заметила, что к мастерам приходят похожие на них люди, поэтому у меня более молодая аудитория. Многие говорили мне позже: мы пошли, потому что видели, что с тобой, наверное, можно будет поговорить обо всём, расслабиться и в то же время обучиться новому. И это правда, у нас дружественная атмосфера, мы обсуждаем не только кружево, отмечаем праздники, шутим, у нас есть время на отдых. Я стараюсь вести уроки с юмором, подбирать такие объяснения, чтобы всё получалось с первого раза. В тоже время я всегда говорю, что для меня главное – качество, и многие кружевницы, которые плетут уже достаточно давно, приходят ко мне улучшить навык. Я не считаю свою студию ординарной – даже само пространство: мы сидим в мини-ботаническом саду. В какой-то момент я начала высаживать косточки разных растений и позже перенесла их в студию. Маракуйя, кофе, мушмула, личи, финик, двухметровый авокадо…

В основном у моих учениц уже есть семьи, дети, и занятия в студии для них – время на себя. У многих очень серьёзные профессии, требующие большой ответственности, и они говорят, что им не хватает креатива, расслабленности, творческого потока. Им хочется отдыхать и получать удовольствие от процесса.

Я – за современный подход и самовыражение. Я обожаю кружево и уважаю народную культуру, но народником себя не чувствую, и многим ученицам это близко. Мне очень нравится стиль Ульяны Сергеенко, которая объединяет русские мотивы с современными трендами. В её платьях из елецкого и вологодского кружева появлялись Бейонсе, Наталья Водянова, Эмилия Кларк. И когда я слышу, мол, кружево носят только бабушки, сразу хочу показать Бейонсе и сказать: как вам эта бабушка?

- Что для тебя кружевоплетение? Что ты в нём находишь уже столько лет?

Когда я ещё не плела сама, а только хотела, мне очень нравились ажурность и огромное количество деталей в кружеве, его хрупкость и изящество. В музее я часто поднималась в постоянную экспозицию, чтобы вдохновляться, хотя тогда вроде бы уже всё знала вдоль и поперёк. И всё равно, чем больше вглядываешься, тем больше деталей и необычных переплетений находишь. И хотя здесь нет ни единого узелка, все крепко держится. Вологодское кружево славится своим качеством – оно очень плотное. В музее мне часто задавали вопрос: вы своё кружево крахмалите? Не крахмалим, а хорошо подтягиваем!

Еще мне как человеку творческому нравится, что кружево – как пластилин: можно сделать кружевным всё что угодно. Для меня творчество – это выражение эмоций, внутреннего мира и своих чувств. И всё это можно отразить при проектировании сколка. Сколок же, когда на него смотришь, все равно создает определённое настроение. Бывает статичный узор, спокойный, бывает, наоборот, динамичный, словно в движении. Бывает что-то монументальное, мощное, и ты думаешь, это сделал, наверное, очень серьёзный человек, он очень серьёзно относится к жизни. А есть что-то нежное, летящее, элементы необычно перемешаны, и понимаешь: у человека очень интересный внутренний мир. Всегда любопытно разглядывать сколки и пытаться разгадать характер автора. Проектирование – это чистое творчество, и мне очень нравится, что в кружеве можно выразить себя.

- Расскажи о своих изделиях. Ты плетешь что-то для себя или на заказ?

Я люблю необычные заказы – не просто традиционный воротничок, а что-нибудь интересное. Например, в прошлом году плела абакус. Это такие счёты по ментальной арифметике. Одна из организаций проводила олимпиаду, и панно стало подарком победителю.

Вообще люблю «пожестить» в кружеве, усложнить себе задачу. Например, плела недавно семью снегирей на ветке – сколок элементарный, но там цвет нитей меняется четыре раза. Технические моменты сложно объяснить обычным людям, но кружевницы поймут, о чём речь.

Вообще, я делю людей на практиков и тех, кто плетёт ради спортивного интереса. Практики приходят с готовой целью: есть платье, хотелось бы к нему воротничок. Для вторых главное – азарт: неважно, воротник это или брошка, важно, какой рисунок, и получу ли я удовольствие, работая над ним. А буду я это носить, вопрос…

Для себя я плету мало, в основном, какие-то мелкие, акцентные вещи: чокер, браслет, заколка…

- Что тебя вдохновляет на творчество? В одном из интервью ты упоминала в качестве источника вдохновения канализационные люки…

Да, я была счастлива, что это написали. Серьёзно – идешь, бывает, и такой красивый, расписной… канализационный люк. И сразу думаешь: какая хорошая фоновая решётка. Сфотографируешь. Приходишь в поликлинику, а там такой линолеум необычный… Ученица пришла, а у неё кружевной рукавчик – кружево китайское дешёвое, а узорчик прикольный. Опять щёлкаешь. Если всё это не складывать далеко, то идеи вполне себе воплощаются. И, конечно, важна насмотренность, поэтому хорошо подписываться на всех кружевниц, особенно на иностранных, потому что кружево у них очень отличается от нашего, и это дает развитие и новые идеи.

- А есть какие-то работы вологодских кружевниц, которые тебе особенно близки?

Я люблю кружево Галины Никитичны Мамровской и даже примкнула к одной её работе. В 2018-м к Году экологии она создала панно «Спаси и сохрани», я выплетала для него часть водной глади – волны и водоросли. Так что я прикоснулась к этому шедевру и была очень счастлива. Я люблю её «нежные» работы, где кружево необычное – по форме, по переплетениям, с множеством мелких деталей. Например, «Материнская нежность». Очень тонкая и красивая работа.

- Ты часто участвуешь в конкурсах? Как вообще относишься к соревнованиям?

Я не люблю конкурсы готовых изделий из-за жёстких временных рамок, меня больше привлекают те, где нужно за определенное время создать изделие по сколку. Потом сравнивают качество плетения всех участников. В конце прошлого года как раз выиграла в подобном конкурсе – он назывался «Киришский сувенир» и проходил дистанционно. А вообще, что касается конкурсов, фестивалей, каких-то проектов, я их стараюсь не пропускать, потому что очень люблю испытывать себя в новых условиях и показывать, на что способны мои ученицы.

Источник информации и фото: Культура в Вологодской области. 

Больше по теме

Центр народных художественных промыслов Северной Осетии проведёт мастер-классы
Международный кружевной форум «Vita Lace» пройдет 14-17 июля в Вологде
Мастер-классы по народным промыслам проходят на Чукотке
Выставка произведений мастеров народных промыслов «Чёрное и белое» открылась в Вологде