10.06.2022
Прямая речь

Одной цепью связаны: Фаберже, станция «Юпитер» и голограммы

Одной цепью связаны: Фаберже, станция «Юпитер» и голограммы

Государственный исторический музей продлил работу экспозиции «Рукотворная связь времён. Искусство ювелиров России» до начала июля. Что позволяет сохранить преемственность поколений ювелирных мастеров прошлого и настоящего, как современные технологии сочетаются с наследием Карла Фаберже, может ли янтарь выглядеть как настоящий драгоценный камень, что такое «капля вечности» и зачем Гохрану понадобились голограммы, IPQuorum расспросил ведущего специалиста выставки «Алмазный фонд» Александру Юрченко.

— Почему, на Ваш взгляд, выставка пользуется популярностью у посетителей?

— Мне кажется, дело в том, что в экспозиции представлены как именитые русские мастера-ювелиры XVIII‒XX веков, так и совсем молодые дизайнеры, участники конкурса «Россия. XXI век». Многим интересно увидеть, как наша история отражается в современных шедеврах, как традиции обретают совершенно иное звучание благодаря современным технологиям. При этом ключевым моментом для всего русского ювелирного дела являются чистота и высокий уровень отделки, качество исполнения каждой вещи, причём как её лицевой стороны, так и оборотной. Внимание к традициям сочетается с мастерством обработки различных материалов, камней, металлов.

Кроме того, на выставке есть два предмета, которые демонстрируются впервые. Это серебряный кувшин, изготовленный знаменитой фирмой Сазиковых в 1856 году для награждения шотландского агронома за вклад в развитие сельского хозяйства Российской империи, и ковш, предназначенный для подарка членам французской делегации по случаю визита президента Эмиля Франсуа Лубе в Российскую империю в 1902 году. Благодаря мастерам фирмы Ивана Морозова предмет богато украшен эмалью и сканью.

Фото: IPQuorum. Фотограф: Александр Казаков. Модель "Лаврвое дерево", Колледж декоративно-прикладного искусства им. Карла Фаберже

– Расскажите о ювелирном конкурсе «Россия. XXI век».

— Гохран как государственное хранилище ценностей Министерства финансов России имеет возможности не только хранить, изучать шедевры и традиции прошлого, но и активно участвовать в жизни современного ювелирного дела. Конкурс «Россия. XXI век» — это один из способов поддержать наших талантливых современников, причем как начинающих, так и уже сформировавшихся мастеров, признанных как у нас, так и на международном уровне. Собственно, на этом и держится рукотворная связь времён.

В этом году на конкурс было прислано более 500 заявок от современных мастеров из 46 городов России. А значит, на суд профессионального жюри поступило свыше 1500 предметов ювелирного искусства. Важно сказать, что на конкурсе представлены именно авторские работы. Потому что часто бывает, что мы знаем бренд, но понятия не имеем о мастерах, которые за ними стоят.

Фото: IPQuorum. Фотограф: Александр Казаков. Кольцо "Ромашка" Сергея Изместьева

— Представьте самые яркие работы, которые можно увидеть на выставке.

— Одно из красивейших произведений на выставке — кольцо «Ромашка» Сергея Изместьева, победившего в номинации «Ювелирные техники: традиции в мастерстве». «Ромашка» состоит исключительно из бриллиантов, в центре мы видим камень весом чуть более трёх карат насыщенного ярко-оранжевого цвета, обработанный фантазийной огранкой октагон, то есть восьмигранник. Вокруг восемь бриллиантовых лепестков, каждый собран из трех разновеликих багетов (багет — огранка прямоугольной формы). На выставке можно рассмотреть кольцо со всех сторон: с изнанки оно так же совершенно, как и с внешней стороны. У нас представлены и другие произведения мастера, чтобы был виден контекст, в котором он творит. Сердцевиной каждого украшения является уникальный камень: рубеллит (разновидность турмалина), изумруд, обработанный кабошоном (благодаря этому он имеет такую гладкую выпуклую отполированную поверхность без граней), танзанит в окружении жемчуга.

Фото: IPQuorum. Фотограф: Александр Казаков. Кольцо «Инверсия» Виктории Синельниковой и Вероники Мухи

Очень интересный экспонат — кольцо «Инверсия» Виктории Синельниковой и Вероники Мухи, победивших в номинации «Использование нетрадиционных материалов в авторских работах». Перед нами — союз ювелирного искусства и лаковой миниатюры на папье-маше. В результате мы можем видеть панораму вечерней Москвы. По центру как ночной страж встроена Семиверхая, или Алексеевская башня, которая когда-то была частью Белгородской стены.

Фото: IPQuorum, Фотограф: Александр Казаков. Янтарь Дмитрия Саморукова

Отдельного упоминания заслуживает номинация «Мастерство художественной огранки». То есть если у Изместьева мы видим, как драгоценные камни раскрывают свою красоту в окружении других камней, благородных металлов, то здесь они представлены как самостоятельные произведения искусства. Победителем стал Виктор Тузлуков, продолжающий традицию пасхальных подарков фирмы Карла Фаберже.

Перед нами — фианит лилового цвета. На камень нанесено 3600 граней, каждая из которых символизирует собой секунду. 3600 секунд — это астрономический час. Яйцо так и называется «Час (Капля вечности)». Таким образом мастер призывает нас ценить каждое мгновение, потому что именно из них складывается вечность.

Интересный экспонат создан творческим и семейным дуэтом Эдуардом и Надеждой Ахметшиными — три бесцветных топаза входят в единую серию, которая называется «Зимняя». Работа посвящена Альме Пиль, единственной женщине-ювелиру, которая работала у Карла Фаберже в начале XX века.

Фото: IPQuorum. Фотограф: Александр Казаков. «Зимняя» Эдуарда и Надежда Ахметшины

— С развитием технологий создавать такие шедевры становится легче?

— Конечно, сейчас в помощь компьютер, 3D-моделирование, 3D-сканеры, новые материалы. Например, если говорить о «Капле вечности» Виктора Тузлукова, то именно компьютер помог рассчитать огранку камня, чтобы максимально выразить авторскую идею в камне. Также прекрасный пример использования технологий для художественной огранки — работа Дмитрия Саморукова, которому удалось огранить янтарь. Многие пробовали использовать этот материал, но смола даже в твёрдом состоянии настолько мягкая, что полировка не удавалась. Нужно было подобрать специальное оборудование и особый инструмент, чтобы грани не «заваливались» и получился этот эффект драгоценного камня. Если не знать, что это янтарь, то можно запросто принять его, например, за топаз.

Фото: IPQuorum. Фотограф: Александр Казаков. Серьги «Ваадху» Евгения Данилова

Продолжая тему материалов, могу сказать, что на выставке помимо золота и серебра представлен, скажем, титан. Он лёгкий, прочный, а главное, благодаря технике оксидирования металл может становиться розовым, голубым, как, например в серьгах «Ваадху» Евгения Данилова. Бывает, что поверхность приобретает радужный перелив цветов. Прогресс также подарил возможность использовать синтезированные камни. Так, например, для колец Bigbadaboom и Cubed cube Владислав Глынин взял синтетические рубины и наноситалы. Причём наноситалы были специально созданы именно для этих двух украшений: в первом случае они имеют серо-графитовый оттенок, а во втором им придан так называемый цвет параиба, одной из разновидностей турмалина. Если говорить простыми словами, то это кристаллизированное стекло, в основе которого оксиды кремния и алюминия. Так как искусственный камень с универсальной химической основой, его цветовая палитра практически бесконечна. Нужно отметить, что изобретены они у нас и производятся исключительно в Московской области.

 

— Продолжая тему современности, давайте поговорим про такую номинацию, как «Отражение сегодняшнего времени в произведениях ювелирного искусства».

— Здесь я бы отметила победителя Виктора Коренного. На выставке представлены серьги «Линии пространства» и кольцо «Станция Юпитер». Мастер по своей профессии инженер-механик, что и нашло отражение в его работе. Многим также очень нравится кольцо «Астрономия», созданное Максимом Одинцовым.

Фото: IPQuorum. Фотограф: Александр Казаков. Кольцо "Астрономия" Максима Одинцова, серьги «Линии пространства» Виктора Коренного.

— Еще одно интересное нововведение выставки — использование голограмм. Для чего это понадобилось?

— В первую очередь они нужны для того, чтобы познакомить более широкий круг зрителей с предметами, которые нельзя вывозить из места хранения — например, шедевры ювелирного искусства Алмазного фонда Московского Кремля. Чтобы они могли «путешествовать», были созданы ультрареалистичные полноцветные голограммы. Появились они благодаря совместному проекту Гохрана России, Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) и их коллег из Греческого института голографии. Создаются голограммы с помощью относительно компактной трёхцветной лазерной камеры. Сканирование предмета происходит непосредственно в помещении хранилища, а затем получившуюся пластину особым образом обрабатывают, чтобы проявились цвета эмульсии. Именно она создает объёмный эффект и делает каждую вещь практически настоящей. Правда, для того чтобы объём стал видимым, требуется специальное освещение. На сегодняшний день существует 11 голограмм, но в будущем мы надеемся запечатлеть таким образом как можно больше предметов нашей коллекции.

Источник информации и фото: ipquorum.ru. 

Фото обложки: PQuorum. Фотограф: Александр Казаков. «Час (Капля вечности)» Виктора Тузлукова

Больше по теме

«Северная чернь» приглашает на выставку JUNWEX Петербург
Выставка «Творчество и современность»
Выставка «Золото России 2019» пройдёт в Махачкале с 25 по 30 апреля
Открытие юбилейной выставки Александра Грекова «По волне моей памяти»