Покровские свистульки
Николай Токарев – уроженец Борского района. Родился он в с. Широченка, 9 классов окончил в Борской средней школе. Тогда же почувствовал тягу к рисованию. На службе в армии создавал красные уголки, оформлял стенгазеты. Через несколько лет после демобилизации поступил на заочное отделение Московского университета народного творчества имени Н. К. Крупской, на отделение станковой живописи и графики. Параллельно работал оформителем в Узбекистане.
В восьмидесятые годы Николай Токарев вернулся с семьёй в родные края, в Борское. Устроился художником в автохозяйство. Построил в селе дом. Вскоре вместе со своим земляком Николаем Космыниным создал в Борском художественную мастерскую. А затем Токарев стал руководителем местной детской студии изобразительного искусства. В области к этому времени он стал известен как художник, его работы были представлены на многих выставках.
Нередко бывает так: человек уходит на пенсию, и у него появляется новое увлечение, которое захватывает его целиком. Так произошло и с Николаем Токаревым.
Он заинтересовался гончарным ремеслом. Сначала делал глиняные игрушки и обучал этому ребят в кружке при районном Доме культуры. Потом сам смастерил гончарный круг, построил печку для обжига и стал создавать посуду из глины – горшки, корчаги, чашки.
Интерес борского художника к народному промыслу поддержала и местная администрация. Для его мастерской в Доме культуры выделили комнату, оборудовали ее электропечью и специальным станком.
Многое Николай перенял у старожилов из Покровки, где раньше процветало гончарное производство. Находится это село по соседству с его родной Широченкой. Особенно яркими остались в памяти встречи с мастером Иваном Крякиным, который ушёл из жизни два года назад.
Кстати, с умельцами из Покровки Николай встречался еще в детстве.
-Когда я был мальчишкой, – вспоминает он, – в нашу деревню приезжали гончары из этого села. Я обменивал у них куриные яйца на глиняные свистульки – три штуки за одну. И потом долго эти игрушки, похожие на птичек, стояли у меня перед глазами. Много лет никак не отпускала меня Покровочка. А когда мне исполнилось шестьдесят, взбудоражила так, что жизнь изменила.
Свистульки в виде барашка и птички – большую и маленькую – сегодня можно увидеть в мастерской Токарева. Это его собственные творения, созданные на основе традиций абашевских умельцев. Николай берет в руки первую свистульку, подносит к губам, и комната наполняется густыми звуками, похожими на протяжное пение. Берёт вторую – звуки веселые, как птичье щебетанье.
Узорный хоровод орнамента
Когда он осваивал гончарное ремесло, до многого приходилось доходить самому, опираться на собственную интуицию.
- Вот задумал я сделать петушка, – говорит мастер. – Сразу же представил, что его можно собрать из нескольких конусов. Заготовил их по отдельности и потом соединял, добавляя штрихи и детали – гребешок, сережки и так далее.
Свои горшки и кувшины борский мастер одно время пробовал покрывать глазурью. В его мастерской есть одно из таких изделий. Но в последнее время он тяготеет к традиционной керамике, связанной с техникой молочения. Правда, при обработке керамики Токарев использует не молоко, как было принято раньше, а кефир, разбавленный водой. Посуда приобретает коричневый цвет и своеобразную текстуру, становится прочной и водонепроницаемой.
В мастерской – множество чашек, горшков, кувшинов, подносов, созданных руками Николая Токарева.
Почерк борского мастера читается в затейливом орнаменте, покрывающем керамические изделия. Точки, ромбики, плавные линии, обрывистые чёрточки создают на них узорный хоровод. Это то, чего не было у покровских мастеров.
- Создавая орнамент, я стараюсь не повторяться, – рассказывает мастер. – У меня нет шаблонов. Просто наношу осевые линии и, когда глина сохнет, небольшой металлической петелькой делаю завиточки. Тут работает интуиция.
Умный собеседник
Глина для Николая – не просто материал, а умный собеседник. Она и успокоит, и мысли на нужный лад настроит, и терпению научит.
- Обидно, когда брак появляется, – говорит мастер. – Чаще всего это бывает от того, что глина плохо перемешана, и в ней остались пузырьки воздуха. В таком случае при обжиге изделие может треснуть.
Но даже бракованным работам гончар иногда даёт шанс выжить. Появилась посередине подноса трещина – с помощью глазури он превратил её в гладь воды и украсил берег деревьями. А из треснутого горшка сделал подсвечник, обрезав волнистой линией его края.
Николай Токарев – человек многих талантов. Он пишет картины, на которых – поэтические пейзажи родных борских мест. А еще поет казачьи песни и пляшет в сельском ансамбле «Борчане». Любовь к музыке – от родителей. Мама петь очень любила, а отец играл на гармони.
- В детстве я как-то разобрал её и вытащил планки, чтобы сделать из них свистульки, – вспоминает Николай. – До сих пор стыдно.
Секретами гончарного ремесла Токарев делится в своей мастерской с местными ребятишками. Приходят сюда человек восемь – десять. Часть работ, которые здесь можно увидеть, – дело их рук.
Со своими творениями мастер расстается легко. Многие из них он раздарил друзьям. Говорит:
-Мне важно отправить свою работу в мир. Чтобы там они жили, а не пылились на полке в мастерской.
Источник информации и фото: Сова.
Фото: Юлия Рубцова.