30.05.2022
Прямая речь

Николай Токарев из села Борское передаёт молодому поколению секреты гончарного ремесла

Николай Токарев из села Борское передаёт молодому поколению секреты гончарного ремесла

Он серьёзно увлекся этим промыслом, когда ему исполнилось уже шестьдесят. С тех пор Токарев стал лауреатом губернских фестивалей «Рожденные в сердце России» и «Свет бересты». А четыре года назад ему было присвоено звание «Мастер народных художественных ремёсел и промыслов Самарской области».

Покровские свистульки

Николай Токарев – уроженец Борского района. Родился он в с. Широченка, 9 классов окончил в Борской средней школе. Тогда же почувствовал тягу к рисованию. На службе в армии создавал красные уголки, оформлял стенгазеты. Через несколько лет после демобилизации поступил на заочное отделение Московского университета народного творчества имени Н. К. Крупской, на отделение станковой живописи и графики. Параллельно работал оформителем в Узбекистане.

В восьмидесятые годы Николай Токарев вернулся с семьёй в родные края, в Борское. Устроился художником в автохозяйство. Построил в селе дом. Вскоре вместе со своим земляком Николаем Космыниным создал в Борском художественную мастерскую. А затем Токарев стал руководителем местной детской студии изобразительного искусства. В области к этому времени он стал известен как художник, его работы были представлены на многих выставках.

Нередко бывает так: человек уходит на пенсию, и у него появляется новое увлечение, которое захватывает его целиком. Так произошло и с Николаем Токаревым.

Он заинтересовался гончарным ремеслом. Сначала делал глиняные игрушки и обучал этому ребят в кружке при районном Доме культуры. Потом сам смастерил гончарный круг, построил печку для обжига и стал создавать посуду из глины – горшки, корчаги, чашки.

Интерес борского художника к народному промыслу поддержала и местная администрация. Для его мастерской в Доме культуры выделили комнату, оборудовали ее электропечью и специальным станком.

Многое Николай перенял у старожилов из Покровки, где раньше процветало гончарное производство. Находится это село по соседству с его родной Широченкой. Особенно яркими остались в памяти встречи с мастером Иваном Крякиным, который ушёл из жизни два года назад.

Кстати, с умельцами из Покровки Николай встречался еще в детстве.

-Когда я был мальчишкой, – вспоминает он, – в нашу деревню приезжали гончары из этого села. Я обменивал у них куриные яйца на глиняные свистульки – три штуки за одну. И потом долго эти игрушки, похожие на птичек, стояли у меня перед глазами. Много лет никак не отпускала меня Покровочка. А когда мне исполнилось шестьдесят, взбудоражила так, что жизнь изменила.

Свистульки в виде барашка и птички – большую и маленькую – сегодня можно увидеть в мастерской Токарева. Это его собственные творения, созданные на основе традиций абашевских умельцев. Николай берет в руки первую свистульку, подносит к губам, и комната наполняется густыми звуками, похожими на протяжное пение. Берёт вторую – звуки веселые, как птичье щебетанье.

Узорный хоровод орнамента

Когда он осваивал гончарное ремесло, до многого приходилось доходить самому, опираться на собственную интуицию.

- Вот задумал я сделать петушка, – говорит мастер. – Сразу же представил, что его можно собрать из нескольких конусов. Заготовил их по отдельности и потом соединял, добавляя штрихи и детали – гребешок, сережки и так далее.

Свои горшки и кувшины борский мастер одно время пробовал покрывать глазурью. В его мастерской есть одно из таких изделий. Но в последнее время он тяготеет к традиционной керамике, связанной с техникой молочения. Правда, при обработке керамики Токарев использует не молоко, как было принято раньше, а кефир, разбавленный водой. Посуда приобретает коричневый цвет и своеобразную текстуру, становится прочной и водонепроницаемой.

В мастерской – множество чашек, горшков, кувшинов, подносов, созданных руками Николая Токарева.

Почерк борского мастера читается в затейливом орнаменте, покрывающем керамические изделия. Точки, ромбики, плавные линии, обрывистые чёрточки создают на них узорный хоровод. Это то, чего не было у покровских мастеров.

- Создавая орнамент, я стараюсь не повторяться, – рассказывает мастер. – У меня нет шаблонов. Просто наношу осевые линии и, когда глина сохнет, небольшой металлической петелькой делаю завиточки. Тут работает интуиция.

Умный собеседник

Глина для Николая – не просто материал, а умный собеседник. Она и успокоит, и мысли на нужный лад настроит, и терпению научит.

- Обидно, когда брак появляется, – говорит мастер. – Чаще всего это бывает от того, что глина плохо перемешана, и в ней остались пузырьки воздуха. В таком случае при обжиге изделие может треснуть.

Но даже бракованным работам гончар иногда даёт шанс выжить. Появилась посередине подноса трещина – с помощью глазури он превратил её в гладь воды и украсил берег деревьями. А из треснутого горшка сделал подсвечник, обрезав волнистой линией его края.

Николай Токарев – человек многих талантов. Он пишет картины, на которых – поэтические пейзажи родных борских мест. А еще поет казачьи песни и пляшет в сельском ансамбле «Борчане». Любовь к музыке – от родителей. Мама петь очень любила, а отец играл на гармони.

- В детстве я как-то разобрал её и вытащил планки, чтобы сделать из них свистульки, – вспоминает Николай. – До сих пор стыдно.

Секретами гончарного ремесла Токарев делится в своей мастерской с местными ребятишками. Приходят сюда человек восемь – десять. Часть работ, которые здесь можно увидеть, – дело их рук.

Со своими творениями мастер расстается легко. Многие из них он раздарил друзьям. Говорит:

-Мне важно отправить свою работу в мир. Чтобы там они жили, а не пылились на полке в мастерской.

Источник информации и фото: Сова. 

Фото: Юлия Рубцова.

Больше по теме

Таволожская керамика: союз истории и приключений
Керамика с казачьим духом
Предприятие «Семикаракорская керамика» сможет получать поддержку из регионального бюджета
Свет и тепло творения