11.04.2022

И отзовётся душа – как сохраняет традиции Музей народного творчества в Ульяновске

И отзовётся душа – как сохраняет традиции Музей народного творчества в Ульяновске

Возрождение, развитие, сохранение и поддержка народного изобразительного и декоративно-прикладного искусства – вот главные цели в деятельности музея. О прошлом и настоящем корреспонденту информационного портала «Ульяновская правда» рассказала директор музея Маргарита Смирнова.

В первую очередь Маргарита Контантиновна вспомнила тех, благодаря кому открылся музей.

- Это тогдашний директор Дома народного творчества Юрий Александрович Демин, инициатор создания музея Светлана Васильевна Ведерникова, которая всю жизнь занималась народной культурой и поддерживала традиционные народные промыслы. И, конечно, основатель музея, его директор – Ирина Васильевна Павлова, которая работала с интересными мастерами и художниками, проводила для них обучающие семинары, организовывала массовые выезды на этюды, выявляла талантливых самодеятельных художников, пополняла фонды.

- Знаю, что Ирина Павлова любила наивное искусство, открыла в наивном искусстве новое имя – ульяновского художника-самоучку Николая Ивановича Козырина. Благодаря Ирине Васильевне его имя вошло во Всемирную энциклопедию наивного искусства, о художнике узнали в России и за рубежом.

- Она была одним из первых авторов-победителей ряда музейных проектов, благодаря которым о музее народного творчества Ульяновской области узнали в других регионах России. Ирина Васильевна была человеком талантливым, энергичным, неравнодушным, собирала вокруг себя увлеченных людей. Музей был её главным детищем, гордостью. Она проработала четверть века, и вот уже пять лет, как она ушла из жизни. Но она всё время рядом с нами, мы продолжаем и развиваем созданные ею традиции.

- В том числе продолжаете искать талантливых художников, работающих в жанре наивного искусства?

- Однажды к нам пришёл пожилой мужчина, который принёс с собой фотографии своих картин и попросил высказать наше мнение. Это был Владимир Фёдорович Миронов. Уже в зрелом возрасте он начал писать свои первые картины на вечные темы. Старается запечатлеть ушедшую эпоху XX века, памятники культурного наследия Ульяновска, обрядовые действия, которые он наблюдал в детстве в деревне Андреевка Чердаклинского района. Через несколько лет я организовала персональную выставку самобытного художника в Музее народного творчества, одна из его работ была показана на Международном фестивале «Фестнаив-2017». Главное богатство нашего музея – это люди, творческие личности – художники, мастерицы-лоскутницы, гончары, вязальщицы. Здесь они находят своих единомышленников, имеют возможность развивать свои таланты. Чтобы повысить художественную ценность изделий местных мастеров и обучить их, я организовала межрегиональную творческую лабораторию «Интеграция традиций. Симбирская губерния – 73-й регион» и пригласила специалистов из разных регионов России.

- Большую часть жизни музей располагался в старинном особняке Прибыловского, входящем в комплекс Ленинского мемориала.

- В связи с тем, что в Ленинском мемориале и на его территории начался ремонт, возникла даже угроза закрытия нашего музея. В 2017 году мы переехали в помещение ЦНК «Губернаторский». Здесь на втором этаже закрыли кафе, в помещении была просто свалка, еще не выветрились кухонные запахи. Но мы стали осваивать эту территорию – все-таки не каждому отдали бы помещение в центре города. Вместе с рабочими музейные сотрудники – мастера на все руки – взялись за ремонт, все отмыли, отчистили, привели в порядок.

- Что сегодня представляют собой музейные фонды?

- В наших фондах более тысячи экспонатов – образцы художественных промыслов Симбирской губернии и современное творчество ульяновских мастеров и их коллег из других регионов. Это карсунская керамика, акшуатская плетеная мебель, игрушки, ткачество, работы из симбирцита, деревянная нижегородская балясина, вышивка, тканые полотенца, кружева, изделия из дерева, предметы быта. Наиболее ценную часть коллекции составляют произведения художников наивного направления в искусстве. Их работы нашли признание на зональных, российских, международных выставках, в том числе INSITA в Словакии, «Шедевры наивного искусства» и «Наивное искусство России» в Москве, на Международном фестивале наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив», вошли в коллекции Музея наивного искусства в Суздале, Московского музея русского лубка и наивного искусства. А ведь непрофессиональные авторы самовыражаются в свободное от работы время. Но когда они занимаются творчеством долгие годы, то становятся настоящими самобытными мастерами, достигают высот в творчестве.

- Кто из мастеров в последнее время особенно вас удивил?

- Недавно по переписке познакомились с мастерицой Ольгой Сергеевной Францкевич, ей 84 года. Её увлечение – вышивка ковровой иглой. Она ткет целые сюжетные полотна. Нашему музею Ольга Сергеевна подарила несколько ковров, на которых удивительно отражена тема войны. Францкевич родилась в Белоруссии, под Витебском. Детство пришлось на годы Великой Отечественной войны, белорусские города были оккупированы нацистскими войсками. Отца Ольги, ставшего партизаном, расстреляли на её глазах в конце 1943 года, а девочка вместе с родными спаслась чудом. Художница, проработавшая долгие годы дояркой, сейчас живет в Пено Тверской области на берегу озера. И без устали ткёт набивные ковры – невероятные, чудесные. Увидев раз, уже не забудешь эти работы, которые одновременно просты и необычайно сильны. Ольга Сергеевна – победительница Всероссийского конкурса военной вышивки «Суровая нитка» в номинации «Великая Отечественная война».

В последние годы у нас появилась возможность приглашать авторов из других городов. Например, показали роскошные работы Натальи Опариной из Нижнего Новгорода, которая занимается художественной вышивкой. Она иллюстрировала Библию! Ее работы, исполненные в разнообразнейших техниках вышивки, созданы на основе библейских и евангельских тем, в них бесконечное многообразие приёмов и текстильных техник, органичное сочетание ришелье, бисера, золотого шитья.

- Музей народного творчества никого ни в чём не повторяет. Некоторые ульяновские музеи идут по вашим стопам, устраивая выставки предметов быта, украшений из прошлого. А ведь первая подобная выставка – настоящая изюминка – состоялась именно у вас!

- Это был проект Ирины Васильевны Павловой «Прикроватные коврики, накомодные слоники», где мы воссоздали интерьер обыкновенной советской квартиры 50 - 60-х годов. Он тогда затронул души всех зрителей. А я многие годы занималась массовой работой с посетителями. Например, создала проект, посвящённый Пасхе, в котором впервые соединила народную культуру и религиозные мотивы – в их переплетении, взаимовлиянии. Мы делали мастер-классы, которые тогда почти никто не проводил. Или вспомним проект «Девичьи грёзы», посвящённый произведению Николая Карамзина «Бедная Лиза». На нём представили декоративно-прикладное искусство – рукоделие, вышивки, а ещё современные фотографии на тему любви. Делали квест по выставке, где нужно было искать ответы на важные и вечные вопросы. Стараемся создавать такие проекты, в которых можно не просто что-то посмотреть, но и почувствовать, подумать о жизни и о себе, поговорить. Тогда человеку захочется приходить в музей вновь и вновь.

- Есть ли какое-то отличие творчества народных мастеров от работ профессиональных авторов?

 - Мастера, с которыми мы работаем, видят и открывают красоту нашего мира. Их отличает чистое, позитивное, созидательное отношение к творчеству и жизни. Мы ощущаем все сложности и опасности современной жизни. Но когда видишь работы самодеятельных мастеров, ты погружаешься в другой мир – мир искренности, чистоты, любви, тепла, света, радости, тех чувств, которые мы так далеко спрятали… И обязательно отзовется душа.

Отметив юбилей, Музей народного творчества продолжает знакомить зрителей с новыми талантливыми мастерами. В начале марта здесь начали работу выставка «Та самая птица» которая подарила уникальную возможность окунуться в мир легенд и мифов и поразмышлять над образом птицы в традиционной культуре, и персональная выставка Елены Уресметовой «Эпе чаваш», познакомившая посетителей музея с чувашским декоративно-прикладным искусством. Мастерица представила посуду из глины, бересты, дерева и стекла, домашнюю утварь, расписанную вручную.

Источник информации и фото: Информационный портал «Ульяновская правда». 

Больше по теме

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Таволожская керамика: союз истории и приключений
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Вятские узоры»
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Керамика с казачьим духом
НОВОСТЬ
Соревнование по золотному шитью