В Санкт-Петербурге прошёл финал трека «Культура» управленческого конкурса «Лидеры России». Это флагманский проект президентской платформы «Россия — страна возможностей». Представители 33 регионов России встретились с наставниками конкурса, прослушали лекции от известных деятелей культуры и приняли участие в сессии «Культура 2035».
В четвёртом сезоне в конкурс впервые включили направление «Культура». Для участия в этом треке заявки подали около 7 тысяч желающих. По итогам испытания в финал вышли лишь 106 участников. Среди них — Ксения Илауски, единственная из конкурсантов представляла отрасль народных художественных промыслов. Вот что она рассказала об участии в этом проекте и своей работе.
— В этом году желающих участвовать в конкурсе набралось более 170 тысяч человек. Каждый выбирал конкурсное направление. Поскольку я представляю НХП, то выбрала трек «Культура» — его в этом году ввели впервые. Здесь оставляли свои заявки деятели культуры и искусства. Всего по этому направлению было 6700 участников. После проверки на соответствие определенным регламентам и требованиям, участника допускают к выполнению заданий. Два этапа были дистанционными. В них оценивались различные компетенции: и предметные знания в области культуры, русского языка, истории, и управленческие навыки — в вербальных, ситуационных заданиях. После того, как мне удалось успешно пройти дистанционные этапы, меня пригласили к очным испытаниям в Санкт-Петербург. После их успешного прохождения я вышла в финал. На очном этапе конкурсанты познакомились друг с другом. И, когда я говорила, что представляю народные художественные промыслы, многих это удивляло, поскольку промыслы кажутся чем-то далеким. Для некоторых представитель промыслов до сих пор видится, условно говоря, мастером, который «вырезает ложку».
Из общения с другими участниками трека я осознала, что в финал было попасть не просто: отбирали лучших из разных регионов страны и разных областей культуры, образовательных платформ, которые связаны с этой сферой. Конкурс не предполагал прямого участия тех, кто профессионально занят в искусстве. К состязаниям допускали имеющих опыт и стаж работы на руководящих должностях. В ходе испытаний они презентовали себя как профессионалов, погружались в предложенные организаторами ситуации и проявляли лидерские компетенции. Я горжусь тем, что представляла отрасль НХП, которая еще ни разу не входила в управленческий конкурс. При этом все почти 7 тысяч участников являлись конкурентами, поскольку их не делили по профессиональному полю деятельности. Я проходила конкурс наравне с остальными. Финал проходил в историческом особняке в Доме Беггровых, здесь состоялся бал, где чествовали финалистов. Организаторы подчеркнули, что в финале было оказаться не просто. И все, кто до него дошёл, составят кадровый управленческий потенциал страны.
«Я рада, что в финале: для меня значим тот факт, что ранее побеждали учителя, врачи, госслужащие, а с этого года во Всероссийском конкурсе лидерских компетенций появились и народные промыслы»
С какой целью вы участвовали в конкурсе и добились ли ожидаемого результата?
— Да, цель достигнута. Стать финалистом конкурса «Лидеры России» — для меня знаковое событие. Я управляю проектами и командами в области традиционного, народного искусства, художественных промыслов и ремёсел, дизайна. Поэтому мне важно, чтобы эта сфера была представлена на общероссийском уровне. Мои ожидания оправдались: пополнилось профессиональное портфолио, что поможет развивать проекты моих команд, когда мы будем заявляться на конкурсы грантов и субсидий. Это все учитывается при экспертной оценке как достижения и потенциал команды. Поддержка в разных форматах для сферы НХП очень важна. Так что для команды, которая будет реализовывать со мной проекты, статус финалиста станет большим подспорьем. Приведу пример: на конкурсе грантов Президента РФ пять наших проектов признали лучшими в области НХП, они стали победителями. В таком конкурсе обязательным условием является резюме участников проекта, где учитываются все их достижения и они влияют на экспертную оценку. Это одна сторона значимости выхода в финал конкурса, которая может принести пользу делу. Помимо этого, финалистов управленческого конкурса вносят в различные рейтинги, они смогут работать наставниками по приглашению министерств и ведомств — в различных тематических конкурсах, например. Успешных конкурсантов включают в число экспертов, чтобы они могли помогать начинающим профессионалам. В том числе они смогут участвовать в организации следующих сезонов конкурса «Лидеры России». Учитывая специфику сферы НХП, я полагаю, что значимость статуса финалиста особенно важна для поддержки проектов, когда команды будут на нее претендовать. Например, в настоящее время создаётся Молодежный альянс НХП, членом которого я являюсь. Мы будем формулировать запрос на участие в грантовом конкурсе, в этом случае мое резюме тоже будет ему придавать вес. То есть статус важен не только на месте моей работы, он востребован для развития любых проектов, в которых мы будем участвовать.
Без всякого лукавства скажу: я рада , что дошла до финала. Для различных конкурсов более привычной сферой является профессиональное искусство. А ремесленники — люди более простые, они меньше говорят, в основном, заняты делом. Отраслевые управленцы «варятся» в кухне культурно-досуговой работы, особенно в бюджетных учреждениях, и тоже не часто участвуют в подобных мероприятиях. Поэтому было важно показать, что в таких конкурсах мы есть и мы там будем.
Расскажите о вашей деятельности, пожалуйста.
— Я с коллегами много лет занимаюсь научными исследованиями в области традиционного искусства. Одним из фундаментальных направлений было восстановление крапивного северного ткачества и утерянной на рубеже XIX–XX веков редкой южно-хантыйской вышивки. Ее в научный оборот ввели как остяко-вогульскую вышивку. Она практически полностью исчезла. И нам понадобилось почти 25 лет, чтобы восстановить ее по фрагментам, которые хранились разрозненно: частично в музеях Финляндии, частично — в Венгрии, Санкт-Петербурге, в Тобольске. Мы потратили годы, чтобы поработать с этим предметным материалом и восстановить технологию. Нам удалось восстановить все 5 техник вышивки. Мы также восстановили крой той традиционной одежды, которую украшала такая вышивка.
Я также запустила собственную коллекцию. В ней не просто представлена традиционная вышивка, но разработана совместно с другими дизайнерами молодежная современная капсула. Эта работа — этичное прочтение традиций. Они интерпретированы так, чтобы не стать музейным экспонатом, чтобы такую одежду можно было носить. Я вышивку адаптировала и перенесла на текстиль — для дома, на современный крой одежды, на компьютерные вышивальные комплексы. Мы запустили коллекции интерьерного текстиля и изделия для дома с вышивкой: пледы, скатерти, дорожки, текстильные картины, игрушки. И отдельно занялись разработкой современной одежды: туники, рубахи привычного кроя, но с элементами древней вышивки.
Каков процесс работы, и кто её выполняет?
— Мы работаем в команде: искусствоведы, мастера, художники, дизайнеры. Сначала разрабатывается идея капсулы или коллекции, затем создаются эскизы и приступаем к производственному циклу.
Что вас привело в сферу НХП?
— Меня с детства окружали люди, которые так или иначе были погружены в искусство, культуру, творчество. Моя мама привила мне особую любовь к народному искусству. Со временем добавились свои интересы, поскольку я искусствовед. Меня интересует история народного искусства, его теория. Я ушла в научные, практические исследования. Для меня это важно в том числе и для дизайн-решений многих проектов. Невозможно качественно разработать современную коллекцию, если не владеть базовыми знаниями и не иметь фундамента. Истоки и художественные коды необходимо хорошо знать. Это позволит выстроить дальнейшую перспективу.
В Центре ремёсел в Ханты-Мансийске именно так работа и строится: есть некий базис, дизайнеры работают по своему профилю с учетом базовых знаний. Например, наш графический дизайнер всегда погружается в исследования и занимается традиционным искусством. Если он напрямую не «режет ложки», то он обязательно участвует во всех мероприятиях, в том числе грантовых, ездит в экспедиции, общается с носителями традиций — хотя, казалось бы, его задачей является разработка графического дизайна. Художники, которые работают в Центре, обязательно трудятся над определенной научной темой. Тема выбирается на год. Даже если художник занимается современной продукцией или организует выставки, за ним всё же закреплена конкретная исследовательская тема. Нам это позволяет гибко работать и уверенно себя чувствовать. Именно при таком подходе мы смогли выигрывать в грантовом конкурсе и организовать форум по брендингу. На нём мы говорили о том, как можно брендировать территории, какие знаки и символы народного искусства можно использовать при разработке коллекций. Речь также шла о создании средового и предметного дизайна инструментами и кодами народного искусства, народных художественных промыслов.
При поддержке фонда Президентских грантов мы организовывали выставки, интерактивные художественные проекты, творческие мастерские, создавали фильмы о выставках и народных художественных промыслах, о кодах художественных традиций.
Фото: Ксения Илауски.