Казанский государственный институт культуры в своём составе имеет структуры, которые построены на изучении народной художественной культуры. Одной них в свое время был Институт национальных искусств, на базе которого в 1999 году была создана кафедра декоративно-прикладного искусства, как основа для развития направлений в изучении народной художественной культуры, а также основ изобразительных искусств. В истории факультета было много преобразований, в результате которых в настоящее сформированы и развиваются направления подготовки, связанные с изобразительным и декоративным искусством, деятельностью в сфере музеологии, культурологии и искусствоведения, а также дизайна. Организован факультет инноваций и традиций народной художественной культуры, в составе которого работают две кафедры: «Кафедра музеологии, культурологии искусствоведения» и «Кафедра изобразительного искусства и дизайна». Факультет готовит специалистов по девяти профилям, в том числе по профилю «Текстильный дизайн», где обучают, в частности, батику.
Первым преподавателем батика была Лейсан Рашитовна Хадиева. В 2007 году её сменила выпускница кафедры декоративно-прикладного искусства Александра Николаевна Погорелова – автор учебного пособия «Художественная роспись по ткани» (Казань. 2008). С 2018 года искусству батика студентов обучает ученица Лейсан Рашитовны и Александры Николаевны, выпускница кафедры декоративно-прикладного искусства Ольга Викторовна Гуськова. Она рассказала об особенностях работы кафедры и развитии мастерства создания батика.
- После окончания Школы искусств №15 в Казани я поступила в Казанский государственный университет культуры и искусств на кафедру декоративно-прикладного творчества. Тогда – в 2006 году − из всего возможного разнообразия техник меня больше всего привлекали технологии декорирования текстиля, такие как кружевоплетение, ткачество, гобелен, лоскутное шитьё, вышивка, художественная роспись по ткани. Педагогический опыт я приобрела ещё в студенческие годы, иногда заменяя преподавателей. Я демонстрировала способы росписи ткани на практических занятиях для студентов младших курсов. Был опыт преподавания и в детской студии. После окончания института я получила квалификацию руководителя студии декоративно-прикладного искусства, работала над несколькими проектами в области декоративно-прикладного искусства, искала себя в современных течениях. В 2018 году мне предложили заменить преподавательницу на время её декретного отпуска. Я с удовольствием согласилась вернуться в родной вуз преподавателем. В том же году прошла переподготовку на право преподавания в вузе предмета «Декоративно-прикладное искусство и дизайн».
Сейчас, по словам Ольги Викторовны, среди основных преподаваемых дисциплин она продолжает развивать технику художественной росписи ткани и передаёт опыт студентам. И ей есть, чему их научить. В 2019 году Ольга Гуськова заняла первое место на Международной выставке-конкурсе современного искусства «Неделя искусств в Индии». В следующем году на международном конкурсе по художественному текстилю в рамках Российской недели искусств её наградили Дипломом II степени.
- Моя программа адаптирована для студентов с базовыми, минимальными знаниями основы цветоведения, колористики и построения декоративной композиции. Данная программа рассчитана на поэтапное изучение дисциплины «Роспись по ткани» и затрагивает как основные теоретические, так и практические знания. Дисциплина разделена на блоки (модули) и строится по принципу «от простого к сложному». Первый блок отведен изучению истории развития росписи ткани в Азии, Европе и зарождению технологии в России. Изучаем развитие Каргопольской кубовой набойки, термины и технологию работы, основоположников батика в России. Основное внимание уделяем биографии художников, их творческому пути, технологическим особенностям создания работ и их композиции. Восхищаемся творчеством Сергея Давыдова (ведущего специалиста по технике батика, руководителя первого в России Центра батика, создателя уникальных инструментов и авторской техники росписи, автора книг по технике батика), техникой Заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской Академии художеств и мастера горячего батика Ирины Трофимовой, её особенностям построения композиции, а также других художников.
Затем Ольга Викторовна знакомит учащихся с материалами, свойствами текстильных волокон, понятием гигроскопичности ткани, возможностями впитывающих свойств и цветопередачи, отличительными особенностями ткани в зависимости от плотности переплетения нити, прозрачности и яркости красителей. Предпочтение отдается натуральным волокнам. Благодаря способности поглощать влагу, они надёжно удерживают водные красители, позволяя нанесённым пигментам оставаться яркими. Это многократно увеличивает шансы подобрать нужный оттенок по предварительно подготовленному эскизу. Студенты также знакомятся с возможностями красок по росписи ткани, их свойствами: растекаемостью, цветопередачей, смешиваемостью и колористическими особенностями при выборе композиции. Дополняется блок практическими занятиями: «Узелковый батик», «Свободная роспись ткани», «Роспись загрунтованного оргалита», «Эффектарные соли», «Шибури», «Трафаретная роспись», «Оттиски и штампы». Следующим блоком изучения предмета является техника «Холодный батик». Ольга Горячева рассказывает студентам от тонкостях такой работы.
- Исходя из своей практики, довожу до студентов, что гарантией успеха является чёткое соблюдение условий технологии нанесения резервирующего состава. Нужно следовать следующему алгоритму:
- определить плотность ткани, изучить её особенности влагопоглощения;
- нанести резерв, расположив трубочку под прямым углом относительно поверхности ткани;
- вести линию, слегка нажимая на ткань, скорость регулировать в зависимости от плотности ткани;
- для максимального закрепления результата стоит проложить резервирующую линию после полного высыхания с обратной стороны для гарантии предотвращения подтеков;
- роспись стоит начинать не ранее 6 часов после нанесения в зависимости от влажности воздуха в помещении.
Следующим блоком изучения дисциплины является «Горячий батик». Технологии его создания Ольга Викторовна обучает по принципу «от простого к сложному»:
- Изначально студенты должны почувствовать свойства парафина к резервированию. Изучаем декоративную технику «Набрызг», «Кракелюр» (россыпь мелких трещин на поверхности ткани, эффект «состаривания» картины). Далее переходим к изучению метода «В одно перекрытие» при помощи инструмента чантинг (инструмент для нанесения жидкого воска на ткань), а далее – по запатентованной методике нанесения резервирующего состава Сергея Давыдова «Многослойное перекрытие». Часто обращаемся к способу оформления по технологии И. Трофимовой. Завершаем творческий процесс итоговой работой. Горжусь, что мои студенты становятся дипломантами престижных конкурсов и арт-проектов. В 2021 году Мария Нестерова заняла I место в Большом городском арт-фестивале художников в Санкт-Петербурге, Риана Закирова – I место на фестивале «Кубок России по художественному творчеству – Ассамблея искусств – 2021».
Как отметила Ольга Горячева, в вузе часто практикуют принцип междисциплинарных отношений. Идеальный тандем с предметом «Роспись по ткани» образуют проектирование или декоративная композиция. Это совместная работа двух дисциплин над разработкой проекта и композиции для дальнейшего выполнения в материале.
По материалам газеты «Культурный код».