Металл

Жостовская фабрика декоративной росписи

Карточка предприятия

История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.

В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч...существует с 1825 г.»

В 1830 году производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические кованые подносы, украшенные цветочной росписью.

Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости.

Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.

В 1922 году в деревне Новосельцево возникла " Новосельцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов.

В 1924 году в Жостове организовались «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь».

В 1925 году — «Лакировщик» и одновременно в селе Троицком — артель «Свой труд» по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 году в специализированную артель «Металлоподнос» в деревне Жостово. В 1960 г. была организована Жостовская фабрика декоративной росписи.

В советское время стремление сделать роспись кустарных подносов областью деятельности профессиональных художников, а поднос — предметом искусства, превратить промысел лаковой росписи на металле в образцовую художественную индустрию и вынести в сферу прикладного искусства на долгие годы предопределило основное направление творческих поисков — создание принципиально нового, основанного на профессиональном мастерстве, идеологически выдержанного стиля в подносной росписи.

В 1920-1930 годы рождается основная художественная тенденция послереволюционного периода коренного преобразования традиционного крестьянского мышления кустарей и его архаичного проявления в виде старомодных росписей на подносах. Успешно реализуется идея Кустарного музея о качественном улучшении стиля подносных росписей путем станковизации их сюжетов и привлечения к работе в кустарном промысле известных художников. В практике промысла появляются подносы, сделанные целым рядом профессиональных художников (М.Н.Нестеровым, Б.В.Ланге, П.П.Кончаловским, П.П.Соколовым-Скаля, И.И.Машковым, А.В.Куприным и др.) или выполненные по их рисункам и эскизам старыми мастерами. Эти подносы, служившие эталоном высокого мастерства для мастеров подносных артелей, являлись образцами изделий профессионального искусства, но в силу таланта создававших их художников были специально выполнены в так называемой «неопримитивистской» манере, учитывавшей декоративные особенности и стилевую специфику масляной живописи старых подносов.

Государственная система культурных и художественных ценностей советского времени требовала создания тематических произведений идеологического характера. Для мастеров подносной росписи, с их абстрагированным восприятием окружающего мира и идеализацией жизненных явлений, единственно возможным становится изображение флористических мотивов. Все многообразие крестьянской традиции подносных росписей сводится к изображению нейтрального и наиболее безобидного по своей содержательной сути цветочного букета.

В 1950-60 годы, пришедшая на смену старым мастерам генерация профессионально подготовленных художников (выходцев из местных семей подносных живописцев и ковалей с генетической ориентацией на художественную работу и ручной труд) очень быстро выработала новый, адекватный современному представлению о народном искусстве, стиль цветочной росписи. Период 1970-80 годов является временем расцвета этого стиля в художественной росписи подмосковных подносов и наивысшей славы жостовского искусства. В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.)

Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом.

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.

В настоящее время характерной особенностью в развитии фабрики является использование практического опыта и теоретического знания, сформировавшиеся за много лет под влиянием старой школы и традиций «лакирного» дела, мастерское владение всеми видами техник, серьезное отношение к необходимости кропотливого изучения специфики предварительных технических операций в сложном процессе подготовки подноса к росписи. Серьезное внимание уделяет художник последовательной разработке эскизов разных цветочных композиций. Художник достаточно точно стремится передать особенности и красоту каждого растения — садовых, полевых цветов, травинок и веточек.

Сегодня декоративная живопись Жостово находится на подъеме. Это не означает, что в жизни фабрики нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной коммерциализации. Жостову подражают, пытаются подделываться под стиль, и даже авторские манеры художников. Коллектив, работающий на фабрике, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих «творческую копилку» мастеров. Преданность мастеров искусству и поглощенность своим творчеством заражают молодых, что способствует наследованию мастерства новыми поколениями, открывает пути дальнейшей жизни промысла.

Больше по теме

Как привить культуру через ложки и народные орнаменты
Запуск коллаборации Жостовской фабрики с дизайнером Сергеем Сысоевым
С обустройством старинной кузницы можно ознакомиться на видеоэкскурсии в рамках проекта «Экскурсовод дома»
История городецкой росписи