Рязанское кружево в целом — крупное явление в русской прикладном искусстве. Особенно оригинальный, самобытный характер оно получило в городе Михайлове и Михайловском уезде Рязанской губернии.
В XVI столетии с возникновением обороннного рубежа Московского государства, сюда было переселено значительное число служивых людей, о чем свидетельствуют названия старинный городских слобод Стрелецкая, Пушкари, Плотники. Свободные от крепостного угнетения московские переселенцы активно занимались различными ремеслами. Именно в их среде, вероятно в первой половине XIX столетия, возникло 1 кружевоплетение в виде промысла.
В разное время здесь господствовали и разные типы кружевного плетения.. Вначале это было тончайшее многопарное кру жево «рязанского манера» и «травчатое», а также сцепное. С бытом рядовых горожан Михайлова и его окрестностей связан третий способ плтетения — численный. Именно местное численное кружево получило широкую известность под названием «михайловского».
Находясь среди крепостного населения, которое в силу своей угнетенности и думать не могло о таком кропотливом деле, как кружевоплетение, михайловские мастерицы нашли среди них постоянный сбыт своим работам. Их кружево распространилось широко, выйдя за пределы Рязанщины.
Занятие,дающее постоянный заработок было быстро подхвачено в целом ряде селений Михайловского уезда, жителями которых являлись свободные государственные крестьяне. К 1880 году в городе и уезде насчитывалось около двух тысяч кружевниц, в 1896 году их было более трех тысяч, а перед первой мировой войной — десять тысяч.
Во второй половине XIX века михайловское кружево становится предметом торговли не только внутри России, но и за границей.
Нигде, кроме города,Михайлова и его уезда, численное кружево не получило такого своеобразия рисунков и красочности. Недаром оно получило такое большое распространение в крестьянском костюме разных местностей. Плотное, яркое, оно как нельзя лучше дополняло одежды из тяжелых тканей закладной техники и грубого полотна, сочеталось с яркой узорочностью ткани и вышивок.
Вышивание, как и другие ремесла, было развито на Рязанской земле давно. Но до конца 70-х годов XIX века ею занимались кустари — одиночки, она служила лишь для домашних нужд. Поводом для возникновения промысла послужили следующие обстоятельства. В 1878 году многие села Михайловского уезда сильно пострадали от пожаров. Местная земледелица С.П.Казначеева, изыскивая средства помочь бедственному положению крестьян, обратила внимание на домашнее рукоделие женщин, и на склонность их украшать свои костюмы различными вышивками. Это навело ее на мысль о том, что крестьяне могут зарабатывать деньги исполнением заказов. Закупив большое каличество материала, С.П. Казначеева раздала работу желающим .Дело сразу наладилось, и уже в 1882 году работы Михайловских крестьянок с большим успехом демонстрировались в Москве на Всероссийской выставке, где они удостоились внимания государыни и денежной награды.
В 1886 году С.П. Казначеевой,совместно с известной исследовательницей народного искусства С.А. Давыдовой в с. Подлесное была открыта первая в России художественная школа вышивания и кружевоплетения.
Таким образом,благодаря плодотворной деятельности С.П. Казначеевой, в Михайловском уезде был создан новый вид промысла.
Империалистическая война 1914-1918 годов, затем гражданская война нанесли большой урон развитию народных промыслов, спрос на кружева и изделия с художественной вышивкой упал, экспорт их за границу прекратился, мастерицы лишились заработка.
В 20-е годы в условиях кооперирования всех структур промыслов в стране начинается возрождение кружевоплетения и тесно связанной с ним художественной вышивки. К осени 1925 года в городе Михайлове и уезде насчитывалось около 6000 мастериц, и с каждым днем все большее их количество изъявляло желание объединиться в свои промысловые артели.
В городе Михайлове артель вышивальщиц была создана в 1916 году, о чем свидетельствует письмо с заявлением Михайловской трудовой артели вышивальщиц отделу кустарной промышленности Наркомзема о взятии артели под контроль Наркомата, датированное 23 октября 1918 года. На тот момент артель существовала уже третий год, выпуская скатерти, шарФы, платки и воротники, применяя машинную вышивку.
1927 год явился годом создания Михайловской артели «Труженица», объединившей вышивальщиц и кружевниц-надомниц из числа кустарей. Возглавила, артель Е.Н. Накапкина. В 1935 году Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановления, в которых предусматривались меры по улучшению кружевного производства. В результате этого промысел стал развиваться более успешно.
В годы Великой Отечественной войны работа кружевного промысла временно свернулась. И лишь в конце войны частично была возобновлена выработка кружев.
Первые послевоенные годы характерны для коллектива промартели стремлением к наращиванию темпов производства. В 1951 году в артели начала свою работу выпускница МХПУ им.Калинина Диана Алексеевна Смирнова,задавшаяся целью полностью возродить старинное Михайловское кружево. Ее часто видели в бывших центрах кружевоплетения: в селах Пушкари, Новопанское, Рачатники, Ижеславль и других. Д.А. Смирнову постоянно окружали пожилые люди — кружевницы, которые еще не утратили секретов прежней работы. Диана Алексеевна сама изучала всю технологию кружева и сумела перевести ее на поток. По специальным, ею разработанным сколкам, сразу несколько кружевниц могли выполнить один и тот же рисунок кружева с точными элементами.
Д.А.Смирнова не только постигла секреты древнего промысла, но и нанесла очень много своего. Так, ей принадлежит авторство поворота под необходимым углом кружевной ленты. Это дало возможность изготавливать такие сложные изделия, как оплеты скатертей, дорожек, салФеток и т.д. Одними из первых кружевниц, помогавших Д.А. Смирновой, были М.И. Игнатова, К.П. Краюхина и М.Д. Морозова, ставшая в последствии мастером кружевного цеха. Следует подробнее остановиться на заслугах М.Д. Морозовой, которая немало сделала для развития кружевного промысла, совершенствования техники плетения, созданию узоров, а также воспитания и обучения молодых кружевниц, за что она была награждена медалями «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд».
Особое внимание михайловские мастерицы уделяли вопросам сочетания в изделиях кружева и художественной вышивки. В конце 50-х годов труд вышивальщиц приобрел такое же значение, как и труд кружевниц.
В 1957 году артель возглавила Мария Григорьевна Голованова, которая оставалась на посту директора почти 30 лет, до 1986 года. В том же 1957 году в артели был открыт новый цех машинной вышивки, мастером которого стала окончившая годичные курсы в Торжке вышивальщица Л.П. Мытарева. Работницы нового цеха сумели быстро освоить машинную вышивку «ришелье» и увеличить выпуск изделий. Мастером участка ручной вышивки на протяжении многих лет была Е.И. Накапкина, награжденная за заслуги в развитиии местной промышленности орденом «Знак Почета» и медалью «За доблестный труд».
В октябре 1960 года на базе промартели организуется строчевышивальная фабрика «Труженица».
В 1968 году Михайловская строчевышивальная фабрика «Труженица» стала участницей ВДНХ. В качестве экспонатов на выставке были представлены женские платья с цветным кружевом, фартуки, полотенца, салфетки. Все изделия получили высокую оценку. Фабрика была награждена дипломом II степени, а художники Д.А. Смирнова и В.А Мухина — бронзовыми медалями. Все больше изделий фабрики стало появляться и за границей — во Франции, Японии, США.
Семидесятые годы характерны для фабрики большими трудовыми победами. В 1973 году пяти ее иделиям впервые был присвоен государственный знак Качества. Изделия были выполнены по рисункам Д.А.Смирновой и З.Н. Коротковой. В этом же году фабрика завоевывает переходящее Красное знамя. В 1978 году в результате объединения фабрики «Труженица» и фабрики им.Лизы Чайкиной, расположенной в поселке Октябрьском, было создано Михайловское производственное строчевышивальное объединение «Труженица».
Все события в стране находили свое воплощение в произведениях кружевниц и вышивальщиц. Изделия с праздничной символикой выпускались к Московской Олимпиаде, 40- летию освобождения города Михайлова от немецко-фашистских захватчиков, 40- летню победы, XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов, 900-летию г. Рязани, 850- летию г. Москвы. С особой любовью, старанием и мастерством выполняли работницы необычный заказ для дома-музея П.И. Чайковского в Клину.
В 80-е годы прошлого столетия художественная деятельность предприятия развивается по пути более глудокого изучения традиций в в кружевоплетении, вышивке и принципов декоративного оформления одежды. Наряду с традиционной цветовой гаммой, появляются изделия, колорит которых включает голубые, бордовые, золотисто-коричневые цвета. Поиски новых цветовых решений наиболее ярко проявлялись в творчестве художника по кружеву В.А. Мешковой, заслуженного художника России Т.Н. Пресновой, художников по вышивке И.Н. Копытиной, и З.В. Кондрахиной. Много новых изделий одежной группы было создано художником-модельером О.Ю. Шемятовской.
С 1987 года и до сегодняшних дней директором объединения является Н.А. Дежина. С 11 августа 1993 года ПСО «Труженица» было преобразовано в ТОО, а с 15 июля 1993 года — в Закрытое акционерное общество «Тружёница». В последнее время в условиях экономических реформ, являясь предприятием народных художественных промыслов, ЗАО «Труженица» по-прежнему выпускает высокохудожественные изделия домашнего интерьера и широкий ассортимент товаров народного потребления.