Рязанское кружево в целом — крупное явление в русской прикладном искусстве. Особенно оригинальный, самобытный характер оно получило в городе Михайлове и Михайловском уезде Рязанской губернии.

В XVI столетии с возникновением обороннного рубежа Московского государства, сюда было переселено значительное число служивых людей, о чем свидетельствуют названия старинный городских слобод Стрелецкая, Пушкари, Плотники. Свободные от крепостного угнетения московские переселенцы активно занимались различными ремеслами. Именно в их среде, вероятно в первой половине XIX столетия, возникло 1 кружевоплетение в виде промысла.

В разное время здесь господствовали и разные типы кружевного плетения.. Вначале это было тончайшее многопарное кру жево «рязанского манера» и «травчатое», а также сцепное. С бытом рядовых горожан Михайлова и его окрестностей связан третий способ плтетения — численный. Именно местное численное кружево получило широкую известность под названием «михайловского».

Находясь среди крепостного населения, которое в силу своей угнетенности и думать не могло о таком кропотливом деле, как кружевоплетение, михайловские мастерицы нашли среди них постоянный сбыт своим работам. Их кружево распространилось широко, выйдя за пределы Рязанщины.

Занятие,дающее постоянный заработок было быстро подхвачено в целом ряде селений Михайловского уезда, жителями которых являлись свободные государственные крестьяне. К 1880 году в городе и уезде насчитывалось около двух тысяч кружевниц, в 1896 году их было более трех тысяч, а перед первой мировой войной — десять тысяч.

Во второй половине XIX века михайловское кружево становится предметом торговли не только внутри России, но и за границей.
Нигде, кроме города,Михайлова и его уезда, численное кружево не получило такого своеобразия рисунков и красочности. Недаром оно получило такое большое распространение в крестьянском костюме разных местностей. Плотное, яркое, оно как нельзя лучше дополняло одежды из тяжелых тканей закладной техники и грубого полотна, сочеталось с яркой узорочностью ткани и вышивок.

Вышивание, как и другие ремесла, было развито на Рязанской земле давно. Но до конца 70-х годов XIX века ею занимались кустари — одиночки, она служила лишь для домашних нужд. Поводом для возникновения промысла послужили следующие обстоятельства. В 1878 году многие села Михайловского уезда сильно пострадали от пожаров. Местная земледелица С.П.Казначеева, изыскивая средства помочь бедственному положению крестьян, обратила внимание на домашнее рукоделие женщин, и на склонность их украшать свои костюмы различными вышивками. Это навело ее на мысль о том, что крестьяне могут зарабатывать деньги исполнением заказов. Закупив большое каличество материала, С.П. Казначеева раздала работу желающим .Дело сразу наладилось, и уже в 1882 году работы Михайловских крестьянок с большим успехом демонстрировались в Москве на Всероссийской выставке, где они удостоились внимания государыни и денежной награды.

В 1886 году С.П. Казначеевой,совместно с известной исследовательницей народного искусства С.А. Давыдовой в с. Подлесное была открыта первая в России художественная школа вышивания и кружевоплетения.

Таким образом,благодаря плодотворной деятельности С.П. Казначеевой, в Михайловском уезде был создан новый вид промысла.

Империалистическая война 1914-1918 годов, затем гражданская война нанесли большой урон развитию народных промыслов, спрос на кружева и изделия с художественной вышивкой упал, экспорт их за границу прекратился, мастерицы лишились заработка.

В 20-е годы в условиях кооперирования всех структур промыслов в стране начинается возрождение кружевоплетения и тесно связанной с ним художественной вышивки. К осени 1925 года в городе Михайлове и уезде насчитывалось около 6000 мастериц, и с каждым днем все большее их количество изъявляло желание объединиться в свои промысловые артели.

В городе Михайлове артель вышивальщиц была создана в 1916 году, о чем свидетельствует письмо с заявлением Михайловской трудовой артели вышивальщиц отделу кустарной промышленности Наркомзема о взятии артели под контроль Наркомата, датированное 23 октября 1918 года. На тот момент артель существовала уже третий год, выпуская скатерти, шарФы, платки и воротники, применяя машинную вышивку.

1927 год явился годом создания Михайловской артели «Труженица», объединившей вышивальщиц и кружевниц-надомниц из числа кустарей. Возглавила, артель Е.Н. Накапкина. В 1935 году Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановления, в которых предусматривались меры по улучшению кружевного производства. В результате этого промысел стал развиваться более успешно.

В годы Великой Отечественной войны работа кружевного промысла временно свернулась. И лишь в конце войны частично была возобновлена выработка кружев.

Первые послевоенные годы характерны для коллектива промартели стремлением к наращиванию темпов производства. В 1951 году в артели начала свою работу выпускница МХПУ им.Калинина Диана Алексеевна Смирнова,задавшаяся целью полностью возродить старинное Михайловское кружево. Ее часто видели в бывших центрах кружевоплетения: в селах Пушкари, Новопанское, Рачатники, Ижеславль и других. Д.А. Смирнову постоянно окружали пожилые люди — кружевницы, которые еще не утратили секретов прежней работы. Диана Алексеевна сама изучала всю технологию кружева и сумела перевести ее на поток. По специальным, ею разработанным сколкам, сразу несколько кружевниц могли выполнить один и тот же рисунок кружева с точными элементами.

Д.А.Смирнова не только постигла секреты древнего промысла, но и нанесла очень много своего. Так, ей принадлежит авторство поворота под необходимым углом кружевной ленты. Это дало возможность изготавливать такие сложные изделия, как оплеты скатертей, дорожек, салФеток и т.д. Одними из первых кружевниц, помогавших Д.А. Смирновой, были М.И. Игнатова, К.П. Краюхина и М.Д. Морозова, ставшая в последствии мастером кружевного цеха. Следует подробнее остановиться на заслугах М.Д. Морозовой, которая немало сделала для развития кружевного промысла, совершенствования техники плетения, созданию узоров, а также воспитания и обучения молодых кружевниц, за что она была награждена медалями «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд».

Особое внимание михайловские мастерицы уделяли вопросам сочетания в изделиях кружева и художественной вышивки. В конце 50-х годов труд вышивальщиц приобрел такое же значение, как и труд кружевниц.

В 1957 году артель возглавила Мария Григорьевна Голованова, которая оставалась на посту директора почти 30 лет, до 1986 года. В том же 1957 году в артели был открыт новый цех машинной вышивки, мастером которого стала окончившая годичные курсы в Торжке вышивальщица Л.П. Мытарева. Работницы нового цеха сумели быстро освоить машинную вышивку «ришелье» и увеличить выпуск изделий. Мастером участка ручной вышивки на протяжении многих лет была Е.И. Накапкина, награжденная за заслуги в развитиии местной промышленности орденом «Знак Почета» и медалью «За доблестный труд».

В октябре 1960 года на базе промартели организуется строчевышивальная фабрика «Труженица».

В 1968 году Михайловская строчевышивальная фабрика «Труженица» стала участницей ВДНХ. В качестве экспонатов на выставке были представлены женские платья с цветным кружевом, фартуки, полотенца, салфетки. Все изделия получили высокую оценку. Фабрика была награждена дипломом II степени, а художники Д.А. Смирнова и В.А Мухина — бронзовыми медалями. Все больше изделий фабрики стало появляться и за границей — во Франции, Японии, США.

Семидесятые годы характерны для фабрики большими трудовыми победами. В 1973 году пяти ее иделиям впервые был присвоен государственный знак Качества. Изделия были выполнены по рисункам Д.А.Смирновой и З.Н. Коротковой. В этом же году фабрика завоевывает переходящее Красное знамя. В 1978 году в результате объединения фабрики «Труженица» и фабрики им.Лизы Чайкиной, расположенной в поселке Октябрьском, было создано Михайловское производственное строчевышивальное объединение «Труженица».

Все события в стране находили свое воплощение в произведениях кружевниц и вышивальщиц. Изделия с праздничной символикой выпускались к Московской Олимпиаде, 40- летию освобождения города Михайлова от немецко-фашистских захватчиков, 40- летню победы, XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов, 900-летию г. Рязани, 850- летию г. Москвы. С особой любовью, старанием и мастерством выполняли работницы необычный заказ для дома-музея П.И. Чайковского в Клину.

В 80-е годы прошлого столетия художественная деятельность предприятия развивается по пути более глудокого изучения традиций в в кружевоплетении, вышивке и принципов декоративного оформления одежды. Наряду с традиционной цветовой гаммой, появляются изделия, колорит которых включает голубые, бордовые, золотисто-коричневые цвета. Поиски новых цветовых решений наиболее ярко проявлялись в творчестве художника по кружеву В.А. Мешковой, заслуженного художника России Т.Н. Пресновой, художников по вышивке И.Н. Копытиной, и З.В. Кондрахиной. Много новых изделий одежной группы было создано художником-модельером О.Ю. Шемятовской.

С 1987 года и до сегодняшних дней директором объединения является Н.А. Дежина. С 11 августа 1993 года ПСО «Труженица» было преобразовано в ТОО, а с 15 июля 1993 года — в Закрытое акционерное общество «Тружёница». В последнее время в условиях экономических реформ, являясь предприятием народных художественных промыслов, ЗАО «Труженица» по-прежнему выпускает высокохудожественные изделия домашнего интерьера и широкий ассортимент товаров народного потребления.

Больше по теме

27 мая станет Днём вологодского кружева
Вологодское кружево вновь покорило зрителей на Парижской неделе моды
Мастерская кружевоплетения Центра народной культуры
Краткий кружевной гид