Северный Кавказ относится к числу древнейших очагов культуры. Человек обитает на этой территории уже более 300 тысяч лет. И уже в период неолита (поздний каменный век) на Северном Кавказе начинают обжигать изделия из глины. Район предгорий Центрального Кавказа и Пятигорье уже с этого времени входят в ареал древнейшего глиняного производства. Ранней формой керамики, характерной для этого региона, была керамика, аналогичная образцам из Нальчикского селища и могильника. Датируется она началом энеолита (меднокаменного века) и представляет собой грубую лепную посуду. Сосуды вылепливались вручную, без гончарного круга, методом налепливания раскатанных глиняных жгутов, образующих стенку. Ручная формовка сосудов придавала поверхности своеобразный живописный характер.
Эти достижения сохраняются и развиваются в Центральном Предкавказье на протяжении всего второго тысячелетия до н.э., когда Пятигорье становится центром Северо-Кавказской культуры, для которой характерно разнообразие форм керамических изделий. Однако наряду с этим в поселениях верховьев Кумы и в Пятигорье сохраняются самобытные древние приемы ручной формовки периода раннего энеолита. Древнейшие способы декорирования основаны на применении выпуклого и углубленного рисунка.
Важное место в формировании изобразительных традиций Пятигорья в керамике занимает следующий период, когда этот район попадает в зону распространения кобанской культуры ХIV-ХIII века до н.э. Основные памятники на территории Кавказских Минеральных Вод: могильники в Пятигорске (на улице Калинина и у Провала, поселения у подножья горы Машук, восточнее места дуэли Лермонтова; на южном склоне горы Бештау), захоронения близ города Минеральные Воды. К этой эпохе восходят и традиции мелкой анималистической пластики — как утилитарно дополняющей сосуды, так и имеющей самостоятельное значение. Фигурки зверей, особенно раннего периода, отлитые из металла, несут явные следы традиций примитивной лепки из глины.
К киммерийскому и скифскому времени относятся сосуды с отпечатанной по сырой глине фактурой ткани, применявшейся как декоративный прием. В дальнейшем фактурный декор в различных видах все более усложняется.
Самартская эпоха (III в до н.э. −1 в н.э.) принесла в регион своеобразные традиции в керамике. Это, прежде всего, сосуды в форме птиц или животных с характерной сильной стилизацией, обобщенной пластикой. Следующим значительным обогащением местного стиля в керамике явилось возникновение гончарного промысла в Маджаре (долина реки Кумы).
Среднеазиатские традиции поливной керамики, принесенные на Северный Кавказ тамошними мастерами в потоке монголо-татарских завоеваний, претерпели в Центральном Предкавказье определённые изменения.
Особенности местного сырья, природный фактор и наличие богатых местных традиций повлекли за собой изменения в технологии, изменение и обогащение цветовой гаммы, заимствование традиционных кавказских орнаментальных и декоративных мотивов. В целом маджарская керамика принесла в регион характерные яркие контрастные цветовые сочетания, строящиеся на различных оттенках локального цвета, тюркские орнаментальные мотивы и своеобразную ритмику изобразительных элементов. Крупнейшими центрами ремесла в эпоху монгольского владычества (ХШ-Х1У вв.) были город Маджар и Пятигорье, где находились ставки монгольских ханов.
В конце XX века, когда основной тенденцией мировой и отечественной культуры стало возрождение древних традиций, положительно можно оценить возникновение производств, пытающихся решить эту нелегкую проблему. В 1996 году в Пятигорске было основано ООО ТПФ «Темп», создавшее художественно-керамические мастерские и определившее своей задачей возрождение и развитие традиций керамических промыслов Пятигорья. Производство было налажено на основе местного сырья — белых учкекенских глин. Местные художники, прошедшие школу народного художественного мастерства, в частности в пятигорском филиале Абрамцевского художественно-промышленного колледжа им. В. М. Васнецова, объединились с целью выработки в процессе коллективного творчества единой стилистической концепции промысла, опирающейся на местные пятигорские традиции керамики.
В изделиях предприятия можно выделить характерные приёмы декорирования, объединяющие весь ассортимент продукции. Это такие технические приемы, как нанесение разнообразных видов фактуры по сырой поверхности изделия, в том числе углубленных канавок, опоясывающих тулово, продольных углубленных линий, очертаний орнамента, выбранных на поверхности сосуда; нанесение плоскостных фактур, в том числе оттиск ткани на сырой глине; многообразное сочетание фактурных приемов декора. Характерно и нанесение рисунка на изделие углубленным контуром, определяющим композицию и формы глазурной росписи и обусловленное вышеназванными приемами соединения природного глиняного черепка с фактурой и глазурной росписью.
Изделия проходят процесс монохромной глазуровки темным тоном, а затем затирки вручную, позволяющей затемнить углубленный контур рисунка и придать дополнительный тон поверхности сосуда. В ручной глазурной росписи художниками предприятия избран ряд цветовых гамм, самостоятельно решающих декор сосуда или соединяющихся на поверхности ваз в контрастных сочетаниях.
Применяется традиционное гончарное производство, а также ручная формовка, вылепливание и набивка сосудов. Широко представлена анималистическая пластика условных декоративных форм. В формообразовании отмечается введение элементов древней пластики, простота, лаконичность, но вместе с тем и стремление к выразительности. Потенциал творческого переосмысления древних традиций выразился в самобытном приеме сочетания фактуры черепка с глазурью. Работа над формами также опирается на местные традиции. Все это свидетельствует о том, что деятельность ООО ТПФ «Темп» может представлять пример восстановления и укрепление древних народных традиций, их реального возрождения и развития в современных условиях. Древняя керамика Пятигорья живет и несет символы культурного наследия в произведениях нового народного художественного промысла.
Искусствовед, член союза «Художников России», доцент кафедры «Культурологии» ПГЛУ, Шамлиди Л.Ю.
История создания промысла
Предприятие «Темп» было организованно в 1990 г. в период становления в стране среднего и малого бизнеса
Начиналась трудовая деятельность фирмы, как и у многих предприятий, с розничной торговли товарами широкого народного потребления.
Появился первый собственный магазин «Свет» по продаже осветительных приборов. Организация дела, доверие со стороны партнеров по бизнесу позволили поддерживать цены на низком уровне и получать прибыль. На эти средства был открыт салон-магазин «Богема» сувенирно-подарочного направления в центре исторической пешеходной зоны Пятигорска.
Но не давала покоя мечта о производстве своих собственных товаров. Вот тогда и родилась идея возрождения древних народных традиций керамики Пятигорья, что и стало приоритетным направлением деятельности фирмы с 1996 г.
Художники (вначале их было трое, а сейчас 30) искали свой стиль, создавали новые формы. Первые месяцы продукция была неинтересной, скучной, обычной, но мы верили в успех. Изучали промыслы со времен неолита, ориентируясь на черепки и склеенные горшки в музеях, вдохновляясь красотами природы Кавказа, дополняя и обогащая общие идеи художников «Темпа» — ...и создали промысел заново.
Удалось не только воссоздать собственный, исконно пятигорский стиль керамики, но и возродить уникальные производственные отношения, характерные для народного промысла.
С 1997 г. «Темп» принимает активное участие в выставках, в том числе. и международных, например в 56-й Международной выставке-ярмарке в Ганновере. Работы наших авторов постоянно отмечались дипломами, грамотами и медалями.
В 1998 г. «Темп» становится коллективным членом Союза дизайнеров России. Постановлением губернатора Ставропольского края определено, что местом традиционного бытования НХП «Пятигорская керамика» ООО ТПФ «Темп» является г. Пятигорск.
В 1999 г. был утвержден перечень выпускаемой продукции, представленный на краевую комиссию по народно-художественным промыслам.
В мае 2001 г. комиссией художественно-экспертного совета при Министерстве промышленности, науки и технологий «Темп» — «Пятигорская керамика» был зарегистрирован народным художественным промыслом России под № 45.
В 2002 г. мы установили гончарный круг, построили новые печи, в т.ч. по обжигу фарфора. Участвовали в выставках. Наша керамика стала узнаваемой и любимой по всей России и за рубежом.
Наши награды, а их у нас очень много — это результат упорного каждодневного труда. «Темп» — ежегодный победитель конкурсов правительства Ставропольского края по выпуску высококачественной продукции.
В 2003 г. по итогам этого конкурса фирма «Темп» признана лидером качества Ставрополья.
В 2004 г. предприятие стало победителем Всероссийского конкурса «Золотой Меркурий» в номинации «Лучшее предприятие народных художественных промыслов».
По итогам 2005 г. «Темп» становится лауреатом конкурса «Сто лучших товаров России».
В 2006 году «Темп» награжден дипломом и медалью Петра Великого «За трудовую доблесть».
Предприятие заявило о себе в качестве одной из ярких достопримечательностей города Пятигорска.
2007 г. — финансовая победа на конкурсе в Министерстве экономического развития, в рамках краевой целевой программы «Развитие малого предпринимательства», что позволило организовать мастерскую по упаковке.
В 2009 г. новый качественный прорыв Темпа — была проведена полная реконструкция магазина с увеличением торговой площади до 600 м2. Открыт выставочный зал «Вернисаж», где проводятся тематические выставки.
Яркие самобытные изделия, созданные художниками, решительно упрощают возможные проблемы со сбытом. Главное для предприятия — дать возможность жителям и гостям Пятигорска познакомиться с пятигорской керамикой, гончарными изделиями, фарфором и панно. А реализуется вся наша продукция без каких-либо рекламных трюков и ухищрений.
У художников много новых творческий проектов. И «Темп» попрежнему работает в режиме, заданном названием предприятия.