Предприятие по изготовлению сувенирных и игровых фарфоровых кукол «Потешный промысел» было официально основано в 1991 году по инициативе выпускников художественно- графического факультета
педагогического института им. А.И. Герцена. Компания сегодня обладает общероссийской и мировой известностью. Наследуя многонациональные, культурные традиции города, она обрела свою популярность благодаря высокому качеству изделий, как с технологической точки зрения, так и с эстетической, художественной, а, кроме того, дидактической. Организатором и художественным руководителем коллектива выступила и ныне является Варенюк Галина Николаевна, также окончившая институт и аспирантуру Московского научно-исследовательского института художественного воспитания.
Продукция «Потешного промысла» представляет собой интересную разновидность сувенирных кукол с оригинальным конструктивным решением: маленькое изображение человека. Причем наименьшее внимание уделяется лицу, индивидуальность сводится на нет. Первое место отводится костюму, так как именно он является носителем информации. Похожие куклы изготавливались по свидетельству историка, исследователя
игрушки, Оршанского Л.Г. более 200 лет назад в Санкт-Петербурге, в частности финно-угорским населением. На выставке 1913 года в Петрограде были представлены финляндские куклы, напоминающие по стилю и конструкции кукол «Потешного промысла».
Прибалтийские страны и сейчас знакомят туристов со своими традициями, предлагая подобных сувенирных кукол в стилизованных национальных костюмах. Ремесленным центром Северной столицы с момента ее основания была Охта, Оршанский писал, что ее мастера «выявили свои природные дарования в формах, которые резко отличаются от московской деревни и вятского базара. В игрушках охтенских кустарей отражалась всегда жизнь большого города: шикарный гусар, ухаживающий за городской барышней, барин и барыня на городских дорожках, шарманщик, вертящий свой инструмент, модная горничная, кормилица с барченком».
Первоначально куклы «Потешного промысла» представляли собой сувенир высотой 17 см в образе русской красавицы. Изделие имело в основании картонный конус и гипсовую голову, расписанную вручную акриловыми красками. Костюм целиком шился из лоскутков ткани, отделывался жаккардовой, а также вязаной тесьмой, был несъемным. На первом этапе кукол изготавливали почти целиком сами художники в единичном экземпляре.
Задуманное дело оказалось очень востребованным, продукция «Потешного
промысла» пользовалось большим спросом не только у заграничных гостей,
но также и у российских граждан. Поэтому следующим этапом развития
фирмы явилось расширение ассортимента кукол, привлечение новых сотрудников. Кукол стали тиражировать малыми сериями, ткань, тесьма и другие материалы покупались оптом у российских производителей. Теперь над созданием каждого изделия трудилось несколько человек, т.к. многосоставность куклы и ее серийность требовала четкого разделения труда. Поэтому уже в начале своей деятельности предприятие было вынуждено оборудовать сразу несколько цехов: керамический цех — вместо гипса теперь использовали фарфор, как более прочный материал. Все модели лепились известным петербургским скульптором, членом Санкт-
Петербургского отделения Союза художников России Н. П. Зиновьевым.
Также был открыт участок росписи, на котором заготовки для кукол, так называемое «бельё», расписывались вручную беличьими кистями поливинил-ацетатными красками в соответствии с типовыми образцами рисунков, отобранными по этническим, возрастным, гендерным и другим
признакам. Куклы получались выдержанными в едином стиле, но при этом всегда отличными друг от друга.
Многоуровневый процесс изготовления куклы, коллективный, продуманный уже в начале 1990-х годов, и сегодня является основной схемой производства «Потешного промысла». Создание куклы начинается с идеи и макета. Зачастую художник придумывает новую оригинальную модель — промышленный образец, не руководствуясь предварительно нарисованным эскизом, но опираясь на сложившиеся стилевые особенности и традиции промысла. Все новинки производства утверждает
художественный совет предприятия и регистрирует в инвентарной книге
фондохранилища. Затем утвержденные модели продукции попадают в
экспериментальный цех, где мастерами-конструкторами отрабатывается
технология изготовления каждой куклы, отрисовывается комплект лекал.
Непосредственную сборку расписанных и раскроенных частей изделия при
тиражировании образца осуществляют сборщицы-одевальщицы на дому,
преимущественно женщины.
Сегодня в фонде "Потешного промысла«насчитывается около 2500 моделей
кукол размером 10-60 сантиметров, условно разделенных на тематические
группы:
- Национальный костюм разных времен и народов, населяющих Россию, Украину, Прибалтику, Кавказ, Европу, Ближний Восток, Азию, Африку и т.д.;
- Исторические персоны, в том числе коллекция портретных кукол российских императоров, полководцев
- Униформа. К этому разделу относятся военная одежда, спецодежда и школьная, спортивная форма;
- Сценический образ, по эскизам театральных художников (Бакст Л.С., Головин А.Я. и др.);
- Городская, светская европейская мода;
- Сказочные и литературные персонажи (Баба Яга, Снегурочка, Гринев, Ася и т.п.);
- По мотивам изобразительного искусства: куклы, «сошедшие» с полотен художников и знаменитых книжных иллюстраций (Брюллов К.П., Васнецов, В.М., Рачев Е.М., Маковский В.Е.Лиотар Ж.Э. и др.);
- Корпоративные, т.е. изготовленные по заказу в качестве фирменного сувенира какой-либо компании, события, мероприятия.
Важным моментом в истории становления и развития промысла является открытие на его базе в 1998 году, при поддержке Российского этнографического музея, Петербургского музея кукол, в собрание которого были включены фонды «Потешного промысла», а также частная коллекция авторских, антикварных, театральных и других кукол.Петербургский музей
кукол стал естественным продолжением в развитии промысла и существенной его поддержкой как финансовой, так и научной. Была собрана великолепная библиотека книг по истории костюма и игрушек, которая несомненно помогает художникам ориентироваться при создании новых образов. Именно благодаря этому новому направлению удалось наладить диалог с учеными и специалистами исторических музеев. Музей кукол стал своеобразным культурным и туристическим центром, стимулирующим повышение художественного и качественного уровня изделий «Потешного промысла». В музее работают демонстрационные мастерские. Каждый посетитель имеет возможность увидеть, как рукодельницы «Потешного промысла» делают сувенирные куклы. Желающие могут приобрести этих кукол в магазине музея или научиться собирать их самостоятельно.