Город Кирово-Чепецк основан на территории старинного села Усть-Чепца, впервые упомянутого в Писцовых книгах в 1615 году, и целого ряда деревень, давших неофициальные названия некоторым будущим микрорайонам города Кирово-Чепецк. Село Усть-Чепецкое (или в обиходе Усть-Чепца) имело свои особенности, обусловленные не только патриархальным укладом жизни его обитателей, но и своеобразным местоположением. Крестьяне Усть-Чепцы не имели пахотной земли и, располагая лишь приусадебными огородами и речными покосами, испокон веков занимались неземледельческими промыслами. По статистическим данным 1891 года, из каждой сотни дворов Вятской губернии только 10 хозяйств живут земледелием, а в 58 хозяйствах наряду с земледелием занимаются местными промыслами, остальные занимаются отходничеством (сезонной работой вне места жительства).

В середине XIX века Усть-Чепца превратилась в сравнительно крупный, по местным меркам, торгово-промысловый центр. Здесь шили обувь, одежду, производили тканые наконечники для полотенец, упряжь, замки и ключи. Бурное развитие имел в Усть-Чепце корзиночный промысел. В окрестностях изготавливали плетёную из лозы мебель – стулья, кресла и даже буфеты, пестери из бересты (заплечные сумки для ягод), корзины, сумки для рыбы, лапти из тальника. Главное богатство края – это лес, который щедро одаривал самым разным сырьём: древесиной, корой, щепой, ивовыми прутьями, берестой, стружкой, мхом и лишайником, мочалом, соломой, корнем. Многие из деревообделочных промыслов появились здесь одновременно с заселением территории. Простые изделия изготавливались массово, быстро приходили в негодность и заменялись новыми. Поэтому до нашего времени в наиболее сохранном виде дошли лишь образцы, относящиеся к XIX веку.

Территориальные рамки Вятского корзиночного промысла определяются границами Вятской губернии. Вятская губерния в начале XX века включала в себя нынешнюю Кировскую область, Удмуртию, часть Марий Эл и Татарстана. В губернии проживало более 3,3 млн. человек. На рубеже XIX-XXвеков по числу кустарей, видовому составу промыслов, географии распространения, по объёмам их производства Вятская губерния занимала лидирующие позиции в Европейской России.

Изготовление сложных товаров требовало больших затрат на сырье. Это стало приводить к разделению труда во многих видах промыслов. Так, при изготовлении тарантасов, дрожек, колясок для езды требовались столяры, плотники (кузовщики), плетюшечники. Мастера-корзиночники от изготовления предмета полным циклом переходят к работе на условиях выполнения отдельной операции. Позднее они испытают заметное влияние городской «мещанской» манеры, что постепенно приведёт к смещению ассортиментного ряда от сугубо утилитарных изделий крестьянского обихода в сторону изготовления предметов, более подходящих для городского быта: кресел-качалок, дорожных сундуков и чемоданов, изящных чайных столиков, фруктовниц, ёмкостей для хлеба, футляров и подставок для винных штофов. Именно потребность заказчика на изделия не утилитарные, а «по-прихоти», привела к тому, что грубоватое крестьянское плетюшечное ремесло выросло в настоящий художественный промысел, требующий от изготовителя большого таланта и мастерства, владения сложными приёмами. В плетении использовали прутья ивы, черёмухи, заготавливали их по весне до набухания почек. В современном технологическом цикле предприятие «Азимут» использует тот же календарь заготовки сырья и цветовые решения.

В 1892 году открылись Вятский губернский земский кустарный музей и склад кустарных изделий, значительные средства выделены  на открытие в каждом уезде техническо-ремесленных школ и мастерских. Кустарным промыслом в губернии тогда занимались 160 тыс. человек.

Начиная 1892 года, изделия из лозы представлены в очень широком ассортименте: гарнитуры мебели, кресла, детские стулья, ширмы ивовые и с соломенным плетением, корзины для бумаг, баульчики, чаши, редикюли, а также детские плетёные коляски, подобные только через сто лет в Россию станут завозить из-за границы.

В 1922 году  на  базе  художественно-промышленных  мастерских  организован  художественно-промышленный  техникум. А к 1938 году в одном только городе Кирове имеется до 3000 кустарей, объединённых в 22 артели. После Великой Отечественной войны, во время которой многие артели были расформированы, они вновь возрождаются. Уже в шестидесятые годы Кировская область вновь входит в тройку лучших областей России по развитию художественных промыслов. В вятских промыслах утвердился кировский стиль, который сочетал в изделиях лозу, бересту и дерево.

Работа  мастера народных художественных промыслов Кировской области Гладышевой Натальи Ивановны

К 1990 году корзиночный промысел становится визитной карточкой Кирово-Чепецка. Это восемь цехов по выделке плетёной мебели в самом городе, в районе и в посёлке Бурмакино, где одних только плетельщиков работает более 200. Создается около 50 видов изделий, среди которых – гарнитуры для столовых, кухонь, дач, несколько модификаций кресел-качалок, подставки под телефоны и цветы, стулья для баров и банкетки, ширмы и двери, мебель для домашних животных, и еще огромный ассортимент мелких обиходных вещей.


Продукция расходится по всей России, закупается в страны СНГ, продаётся в Австрию, Турцию, Францию. В 1996 году на Международном форуме в Брюсселе продукция была признана российским лидером на европейском рынке в данном виде изделий и получила сертификат чести. Как имеющая свой стиль и качество, она была представлена впоследствии на других международных выставках, в частности на Парижском мебельном салоне в 1999 году. С 1995 по 2005 год Кирово-Чепецкая фабрика плетёных и пластмассовых изделий выпускает более 200 разновидностей корзиночных изделий в промышленных объёмах.

Ассортимент изделий из лозы ООО «Азимут» создавал многолетней кропотливой работой на основе богатейшего культурного наследия края. Зарегистрированные в период с 2007 по 2017 г. образцы изделий, на основе которых работает предприятие, являются классическими предметами народного искусства плетения из лозы: кресла-качалки и сундуки, короба и вазы, подносы и туеса, подставки, лежаки, хлебницы, колыбели, абажуры, более ста разновидностей всевозможных по форме и назначению корзиночных изделий. Всё это составляет устойчивый товарный актив предприятия.

«Набор Чайный». Мастер Скрябина Л. М., 2013 г.

ООО  « Азимут» –  один из ведущих производителей вятского корзиночного промысла, его название прочно ассоциируется у российского потребителя с высоким уровнем качества изделий и своим, ни на кого не похожим стилем. Коллектив предприятия успешно работает на крупнейших профессиональных российских выставках, ярмарках и фестивалях, имеет большое количество наград за вклад в развитие народных художественных промыслов. С 2011 года ООО «Азимут» регулярно представляет корзиночный промысел за рубежом: в Швейцарии, Германии, Франции, Испании, Португалии – на международных выставках кустарной промышленности.

Больше по теме

Грант на креативную экономику
С произведениями известных мастеров Торгово-промышленного музея кустарных изделий можно ознакомиться после 100-летнего перерыва
Мастер-класс по работе с деревом провели для школьников Татарстана
В Череповце впервые прошёл фестиваль деревянных скульптур