29.07.2020

Семеновская роспись

В начале XIX  века в России исторически сложилось три крупнейших центра изготовления деревянных игрушек – Подмосковье, Север и Поволжье. В этих местах, богатых лесными массивами и рынками сбыта, издавна были развиты деревообрабатывающие промыслы.

В г.Семёнове уже в XVIII веке были сосредоточены токарный, ложкарный, игрушечный промыслы, развитию которых способствовала богатая водная система рек Волги, Оки, Ветлуги, Керженца, Узолы, где издавна переправлялись на Восток различные товары, а также близость Макарьевской и Нижегородской ярмарок.

Первоначально выделка игрушек была побочным ремеслом, так как для их изготовления мастера использовали отходы от производства посуды и ложек. После реформы 1861 года кустари - посудники семёновских сёл стали «работать» игрушки.

Практически в каждом селе по берегам Керженца изготавливались токарные, столярные, щепные игрушки. В Семеновском уезде наиболее известными на рубеже XIX--XX веков становятся такие центры производства игрушки, как Семенов, села Мериново и  Федосеево, каждый из которых сформировал свою ассортиментную линейку продукции с местными особенностями изготовления как нераскрашенной игрушки, так и способов нанесения рисунка.

Село Мериново к началу XX века становится центром токарного игрушечного промысла Семеновского края. Здесь работало более сотни мастеров, которые создавали различные виды игрушек, расцвечивая их яркими неповторимыми узорами. Появилась матрешка в Мериново в 1922 году. С тех пор она стала наиболее популярной игрушкой в селе. Родоначальниками мериновской и семеновской матрешек считаются семьи Вагиных и Майоровых. Также её стали точить в семействах Кабановых, Жидковых, Кочневых и других.

Отсюда заготовка матрешки попадает в Семенов, где осваивается её производство в артели игрушек. С середины 30-х годов до конца 50-х сформировался узнаваемый вид народного художественного промысла – «семеновская роспись».

Народный художественный промысел «семеновская роспись» сформировался как промысел при производстве игрушки из различных пород древесины. Для создания законченного художественного образа игрушке необходимо было придать индивидуальность, сделать её яркой и интересной. На момент формирования промысла наиболее доступными и применяющимися для росписи крестьянской игрушки были анилиновые красители. Исторически сложилось, что используется четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый и фиолетовый. Наиболее характерной игрушкой, выпускаемой в Нижегородском Заволжье, стала матрешка, получившая название по месту своего происхождения  - «семеновская».

Для ранней семеновской росписи  характерна роспись букета на изделии цветами, не имеющими прямого сходства с существующими в природе. Сегодня роспись цветов на фартуке выполняется в виде стилизованных роз или маков, либо их сочетанием. Рисунок выполняется методом «намалевка», то есть сначала выполняется цветовое пятно, а затем оно «разживляется», придавая законченный вид задуманному изображению.  Именно по крупной цветовой росписи букета промысел «семеновская роспись» легко узнаваем. При художественном оформлении игрушек, матрешек, либо сувенирных изделий букет пышных цветов главенствует над всем. Он больше лица, почти в рост всей игрушки, ярко расцвечен.

Неизменными на протяжении последних 60-ти лет остаются, объединяющие всю линейку изделий с «семеновской росписью», принципы нанесения рисунка: контур  выполняется пером, черной тушью, линии рисунка строги, четки, лаконичны; тщательно прорисовывается пышный, яркий букет цветов на оставляемой незакрашенной древесине из стилизованных, либо придуманных замыслом художника цветов.

Также общим для всех семеновских изделий является принцип нанесения «шахматки». Специальной тряпочкой – скруткой наносится декоративный орнамент по платочку и сарафану. Наносится черной тушью или другой краской. Получается штампик или отпечаток ввиде декоративной спиральки, накладывается в шахматном порядке или виде различных орнаментов. Придуманный в середине 50-х годов изначально для сокрытия пороков древесины элемент росписи уже с середины 60-х годов стал самостоятельным, используемым в виде графического рисунка для оформления изделий с «семеновской росписью».

Наиболее известны и узнаваемы игрушки, матрешки и другие изделия  с семеновской росписью стали с начала 50-х годов, когда она впервые в крупных объемах стала поставляться на экспорт. Создателями современной школы матрешки являлись художники: Пчелкин Р.И., Кабанова Н.П., Дворянинова А.Ф., Трошина С.Е., Ф.А.Суслова, С.И.Опарышева и другие. Следующее поколение, продолжившее традиции - это художники Сорокин И.К., Морозова И.А., Ухова Е.М.,А.Н.Рябинина, Т.Н.Козлова, Е.Н.Ягодкина и другие. Эти художники работали  в 70-80-е годы. Их учениками были Н.С.Бахарева, Т.Г.Корьева, Н.Ф.Левина, А.Ф.Жирнова и другие.

Практически все из вышеперечисленных мастеров имеют общественное признание, награждены государственными и региональными наградами.

Вести отсчет производственной деятельности предприятия ООО «Торговый дом Семеновская роспись» принято с 1932 года, когда из Семеновского промыслового товарищества выделилась артель имени М.И.Калинина и объединила мастеров близлежащих деревень – Меринова, Взвоза, Покровского, Великуши, Хомутова, которые точили солонки, самовары, погремушки, песочные наборы, ведерки, матрешки.

Разнообразным был ассортимент столярной игрушки: детская мебель, пароходы, каталки, буксиры и т.д. – всего 50 наименований. С первых дней образования этой артели трудились Л.В.Котиков, М.Я.Каплин, А.И.Мордашов, М.П.Пичужкина-Шляпникова. Имя Л.В.Котикова вошло в историю развития детской деревянной игрушки.

В 1954 году артели им.Калинина и «Семеновский кооператор» объединяются в артель, ставшую затем фабрикой, «Игрушка».

49-кукольная семеновская матрешка этой фабрики вызывала восторг у посетителей Всемирной выставки ЭКСПО-1967 в Монреале.

В 1967 году фабрика «Игрушка» переименована в фабрику «Сувениры».

Предприятие участвует в  международной выставке игрушек в г.Ульм, ГДР.

Экспонировалась семеновская матрешка на многочисленных международных выставках. Самая большая семеновская 72-х кукольная матрешка, ростом 1 м и диаметром 50 см, выполненная мастерами предприятия, была экспонатом выставки «ЭКСПО», проводившейся в 1970-м году в Японии. С тех пор такую матрешку больше не удалось повторить никому.

Неоднократно семеновская матрешка была представлена на ВДНХ, а мастера, её изготовившие, удостаивались медалей и дипломов выставки.

С 1971 года фабрика «Сувениры» и созданная в 1967 году на базе экспериментальной группы художественно-экспериментальная фабрика объединены в Семеновское объединение по производству сувениров.

В 1992 году производственное объединение согласно Программы приватизации преобразовано в ЗАО «Семеновская роспись».

С августа 2007 года на базе ЗАО «Семеновская роспись» создано предприятие ООО «ТД Семеновская роспись», которое осуществляет выпуск традиционной семеновской матрешки – матрешки, выполненной в традициях народного промысла «семеновская роспись». За последние годы изделия предприятия демонстрировались на международных выставках в Испании и Португалии, Франции и Германии, Финляндии и Италии, Японии и Южной Корее, Вьетнаме и ОАЭ.

Более 900 изделий за историю предприятия были утверждены в качестве изделий народных художественных промыслов. По имеющимся на предприятии документам первое отнесение изделий с семеновской росписью к изделиям народных художественных промыслов состоялось в 1963 году. Более ранними документами предприятие не располагает.

221 изделие предприятия отнесено к изделиям народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.

Больше по теме

СОБЫТИЕ
Работы молодых мастеров художественных промыслов в Волгограде
НОВОСТЬ
Новая дизайнерская коллекция с использованием народных художественных промыслов представлена на Неделе высокой моды в Париже
СОБЫТИЕ
«Души и рук творенье»
СОБЫТИЕ
Выставка «РусАртСтиль»