Мстера – один из уникальных центров русской национальной культуры на древней земле Владимира и Суздаля.
Первое упоминание в писцовых книгах о Богоявленском погосте на реке Мстера относиться к 1628г. Это старинная родовая вотчина князей Ромодановских, в последствие приближенных ко дворцу царя Петра Алексеевича. Слободу окружали малоплодородные земли, а водный путь через Клязьму, Оку и Волгу соединял ее со всеми поволжскими городами. Это способствовало развитию ремесел, одним из главных было иконописание.
Возникнув в 17 веке в Богоявленском мужском монастыре иконопись, середине 17 века широко распространилась на всю слободу, став основным занятием мужского населения. Иконописные мастерские постепенно выросли из небольших семейных в довольно крупные с численностью наемных иконописцев до 20 человек.
Иконописный стиль Богоявленской слободы 17 века во многом определяется культурными запросами старообрядчества, которые находились в явной и скрытой оппозиции к официальной церкви. Старообрядцы считали образцовой живописью иконопись древнего Новгорода, Москвы 16 века, северные «поморские» письма. Этот стиль проявляется в сдержанном колорите, умеренном использовании сусального золота, сильном строгом рисунке, плоскостности, орнаментальности.
К началу 19 века складываются прочные торговые связи с отдаленными уголками России и с Балканскими странами. Бродячие торговцы иконами - офени ходили в Румынию, Сербию, на Урал и в Сибирь.
Налаживая экономические взаимоотношения, они попутно укрепляли и духовные связи иконописцев, обогащали их знаниями традиций, обычаев, образа жизни различных народов, понимание их национальных особенностей.
Иконописный промысел в середине 19 века в слободе Мстера достиг своего наивысшего расцвета. Мстерским иконописцам – реставраторам принадлежит огромная заслуга в возвращении к жизни таких шедевров древнерусской живописи, как « Троица» А.Рублева (1425-1427г.), « Богоматерь Умиление Владимирская» (12век), « Богоматерь Донская» (16век), «Чудо Георгия» (15век).
О широкой известности мстерских иконописцев свидетельствуют коллекции икон Государственного Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и многих частных коллекций.
В начале 20 века иконописный промысел резко пошел на спад, вызванный развитием механизированных способов производства печатных икон. В послереволюционные годы начался напряженный поиск путей применения многовековых традиций, передаваемых мстерянами из поколения в поколение.
В 1923 году несколько художников организовали «Артель древне – русской живописи» и предприняли попутку перенести свое искусство на украшение деревянных предметов: солонок, тарелок, матрешек. К 1930 годам была освоена технология папье – маше, из которого изготавливали шкатулки, ларцы, бисерницы. Изделия стали оформлять миниатюрной живописью, живопись выполнялась тем же что и в иконописи темперными красками, приготовленных по древнему способу на яично – желтковой эмульсии. Сохранились принципы иконописного письма, однако, сюжеты брались из повседневной жизни. В мстерской миниатюре большую роль играет пейзаж – цветущая земля, деревья имеют несколько условную форму и расположены на цветном живописном фоне. На первой кустарно – промышленной выставке (1923г.) и на 1Всемирной выставке в Милане (1935г.) художники сделали серьезную заявку на высокое искусство, а после Всемирных выставок в Париже (1937г.), Нью – Йорке (1939г.) были удостоины дипломов золотых и серебряных медалей, стали широко известны. В 1932 году Артель была преобразована в фабрику « Пролетарское искусство». В 1998 г. на базе фабрики « Пролетарское искусство» организован – Производственный кооператив « Центр традиционной Мстерской миниатюры». Устояло творческое ядро коллектива живописцев, которые сохраняют традиционную узорность, мягкий колорит, построенный на живописных нюансах. Центр на сегодняшний день является единственным предприятием в поселке, где сохранена уникальная технология производства папье – маше. Продукция Центра относится к изделиям народных художественных промыслов признанного художественного достоинства. Все образцы проходят строгий отбор и оценку Художественного совета. Основной перечень образцов изделий «Центра традиционной Мстерской миниатюры» зарегистрирован в Министерстве промышленности и торговли РФ. Искусство лаковой миниатюры Мстеры входит в перечень мест традиционного бытования народных художественных промыслов Владимирской области. Постановление главы Администрации Владимирской области от 30. 03.2001г. за№173.
Лаковая миниатюра Мстеры – это широкий ассортимент изделий йз папье – маше с большим разнообразием размеров и форм: шкатулки, ларцы, очечники, офисные наборы, баулы, пудреницы, визитницы, настенное панно, броши, сережки, браслеты, записные книжки и т.д.
Технология изготовления изделий процесс длительный и трудоемкий, включающий в себя множество операций, труд на 90% ручной и заключает в себе 45 суток по времени изготовления. Основой под будущее изделие служит древесный картон 2-3 мм. Все материалы относятся к экологически чистым.
Искусство Мстеры уникально, как по технике письма, так и по характеру материалов, методу созданию художественных образцов.
Поселок Мстера расположен на слиянии трех рек – Клязма, Мстерка и Тара. Красота окружающей природы, старинных архитектурных строений, богатство народного фолклера – неотъемлимые факторы существования народного промысла. Мстерский пейзаж постоянно отображается в работах художников.
Производственный кооператив ЦТММ постоянный участник районных, областных и зарубежных выставок, имеет на своем балансе художественный музей, в котором хранятся лучшие произведения осноположников искусства Мстеры, постоянно пополняется работами талантливой молодежи, организует выставки, помогает в становлении молодым художникам. Подготока художников производиться в п. Мстера в филиале Санк – Петербургской Высшей школы искусств им. Модорова( институт).