05.03.2020

ООО ПП «Кизляр»

Художественная обработка металла на Кавказе зародилась в глубокой древности. На территории многих горных и прикаспийских, равнинных поселений обнаружены находки, свидетельствующие о том, что уже в III тысячелетии до нашей эры, народы, населяющие в то время Кавказ, занимались этим ремеслом. А начало расцвета оружейного производства приходится на II тысячелетие до нашей эры. К этому времени оружейные мастера выработали определенные навыки в обработке металла, и дальнейшее развитие художественных и технических изысканий привело к достижению подлинного совершенства в изготовлении холодного оружия.

Оружейные изделия подразделяют на две группы: боевое и наградное. От замысла до воплощения холодное оружие проходило три этапа. Вначале выделывали стальной клинок. По его заготовке монтировщик изготовлял деревянные ножны, накладки из серебра или железа, рукоятку. Материалом для отделки служили дерево, рога, слоновая или моржовая кость. После этого заготовка поступала к мастеру-ювелиру, который отделывал накладки чернью, глубокой гравировкой, насечкой. Ювелиры в равной степени владели глубокой гравировкой, насечкой, резьбой по кости и другими видами обработки металла.

Образование государства Кавказской Албании и возникновение обширных торговых отношений способствовало развитию оружейного ремесла. В этот период окончательно определяются центры металлообработки на Кавказе: Унцукуль, Кумух, Казанище и древнейший из них – Кубачи, или Зирихгеран на старинный манер, что означает страна кольчужников.

Кубачинцы изготовляли холодное оружие совместно с живущими рядом амузгинцами, которые поставляли клинки для шашек, кинжалов и ножей.

«Не старайся подделать, старайся выдумать», - говорили кубачинские мастера. Такое отношение к своему ремеслу привело к зарождению кубачинских узоров, которые претерпев всевозможные изменения, обусловленные поиском художников, и, выстояв перед запретами исламской религии, окончательно сложились к XVIII веку нашей эры.

Традиционный дагестанский орнамент преимущественно растительный, обычно покрывает поверхность изделия густой сплошной сетью, заполняю его пышной тканью волнистых линий, завитков, головок, розеток. По декоративному эффекту орнамент кажется бесконечно разнообразным, но, внимательно разглядев его, можно выделить сравнительно небольшое количество элементов орнамента.

Кубачинские узоры и «заросль»-«мархарай» и «ветвь»-«тутта» покрывающие не только серебро, но и накладки из слоновой кости в технике золотой насечки на шашках, при выполнении которых требовалось точно вколотить золотую проволоку в тонкую пластинку хрупкой кости, подчеркивает мастерство народных умельцев.

Не меньшей виртуозности требовалось и для насечки золотого узора, на клинке крепчайшей стали, откованной амузгинскими кузнецами.

В конце XVIII – начале XIX века большое распространение получили  работы с чернью. Черновой узор контрастно выделяли на светло-серебристом фоне глубокой гравировкой. Однако на таких крупных предметах, как сабли и шашки, мелкий черновой узор на расстоянии мог и не просматриваться, и мастера членили плоскость на ряд внутренних накладок, сохраняя общий декоративный эффект.

В этот период широко начинает применяться и золочение. Нарядные ножны, несмотря на их большую величину, целиком отделывались этим дорогим металлом в сочетании с различными техниками.

В отличие от кубачинских мастеров, аварские и лакские ремесленники оружие украшали более сдержанно. Наиболее известные кинжалы этой школы относятся к X1X веку. Рукоятки изготавливали из рога крупного рогатого скота без украшений. Ножны отделывали кожей. Небольшие серебряные пластины вставляли на концах ножен, где необходимо было создать наибольшую прочность. Пластинки украшали крупным черневым орнаментом, изредка с глубокой гравировкой. Более богатые кинжалы изготавливали целиком из серебра. При украшении чернь чаще всего выступала фоном, на котором проходили светло-серебристые линии гравировки. Глубокую гравировку использовали в виде небольших вспомогательных пятен.

В украшении шашек и кинжалов сохранялась функциональная определенность. Серебряные пластинки с черневым и гравированным узором, мастера располагали в тех местах, где крепятся кольца для ремней. Сплошное украшение ножен у аварцев почти не встречалось, но большое внимание уделялось полировке фона. Кубачинцы в свою очередь отделывали ручки и ножны оружия, с особой тщательностью, для них это было и остается искусством.

Иногда в серебро заключались только концы ножен для контраста на фоне черной кожи. Ручка кинжала, сделанная из плотного абрикосового дерева или рога буйвола, также лишь частично отделывалась металлом. В таких случаях мастер детально разрабатывал лицевую поверхность глубокой прочеканенной гравировкой с островками черневых мотивов. Зернь за исключением небольших полосок совсем не применялась. Обратная сторона ножен, как почти во всех видах оправы XIX в., несла на гладко отполированной поверхности «Московский узор» - мотив, нашедший в Дагестане распространение во время укрепления отношений с Россией.

Другой тип ножен, также как и ручка, целиком чеканился из серебра. Обычно это было парадное оружие, чаще всего кинжал, на вытянутой плоскости клинка которого хорошо компонуются черневой узор «ветвь», а глубокая гравировка позволяет наилучшим образом выявиться его пластичным качествам.

Весь XIX век обработка оружия сохраняла композиционную ясность и логику построения орнамента. В этот период изделия Кавказских мастеров становятся широко известными во всем мире. Русские генералы, восточные правители, коллекционеры спешили приобрести оружие, изготовленное горскими умельцами.

После окончательного присоединения Дагестана к России создались новые условия, прекратились внутренние междоусобицы, и отпала необходимость в воинской повинности каждого. При земельной скудости начинает бурно развиваться ремесленничество и в поисках заказчиков мастера из Дагестана начала выезжать на зимний сезон за пределы Дагестана – так называемое отходничество. К концу  XIX столетия более 900 ювелиров-«серебреников», оружейников, кузнецов, чеканщиков и лудильщиков работали как отходники во всех округах Кавказа, в Средней Азии, на Ближнем Востоке и в России. Сначала отходники работали только сезон (9-10 месяцев в году), возвращаясь на лето домой. Со временем некоторые из них стали обосновываться на новых местах. Все больше мастеров стали перебираться в те места, где раньше работали лишь сезон. П. Петухов (1866 год) писал: «Кубачинцы ежегодно и во множестве расходятся для заработков в разные места Кавказа, иногда оставляют родные аулы навсегда, поселяясь где-нибудь среди отдаленного племени в качестве лудильщика, серебреника и оружейника. Кубачинца можно встретить в Нухе, Тифлисе, Кизляре, Ставрополе, иногда в Астрахани и в Крыму». Известный мастер Сулай работал в Петербурге в 1900-1905 годах, изготовляя шашки для Казачьего конвоя, во Владикавказе имелись мастерские братьев Никамагомедовых, где делали драгунские сабли для царского драгунского полка, Османа Омарова, Гузуна Гузунова, Мудунова и т.д. Мастера отходники умели выполнять «грузинский», «армянский», «черкесский», «чеченский», «осетинский», «бухарский», «парах-накыш» (по имени лакского мастера из Кази-Кумуха), «чохский», «ахтынский», московский и так называемый житомирский орнаменты (Шиллинг, 1949 г.). С 30-х годов XIX века кавказская шашка как тип оружия была взята на вооружение некоторых российских регулярных войсковых частей (шашки образцов 1834, 1839, 1846, 1881, 1904 годов). Дагестанские мастера изготавливали много оружия для кавказских казаков (шашки «кавказского», «азиатского», «казачьего», «пехотного» образцов, кинжалов и ножей). Много шашек и кинжалов, украшенных кубачинским и лакским орнаментом можно считать работой мастерских г. Владикавказа, Тифлиса, Екатеринодара, Баку и других, где работали мастера – отходники с Дагестана. Помимо специфически дагестанского оружия, дагестанские мастера делали и общевойсковое вооружение для Кубанского и Терского казачьего войска. Много мастеров-оружейников из Дагестана  начиная с 1889 года, участвовали  в различных выставках и были отмечены призами (Тифлис – 1889 год, Париж -1900 год, Тифлис – 1901 год, Петербург – 1902, 1903, 1904 годы и др.)

Произошедшие в России в 1917 году перемены отразились и на жизни Дагестанских мастеров, образовались кустарно-промысловые артели и объединения. Наибольшую известность получили артель «Саниаткар»,  переименованная в 30-х годах в артель «Экспорт» и промколхоз имени Тельмана, мастера последнего на всемирной выставке искусства и техники в 1937 году в Париже удостоились высшей награды – Гран-При.

Изделия мастеров получают признание в Брюсселе, Нью-Йорке, Лейпциге, Оклахоме, Стамбуле, Тебризе, Кабуле и других городах.

Металлообрабатывающие и оружейные ремесла в Дагестане, которые в XIX столетии на протяжении жизни двух поколений получил вспышку, бурное развитие, в связи с отходничеством, в 30-е годы XX века начал постепенно затухать. Если методы нанесения орнамента сохранили и развили в XX веке благодаря артелям, созданным в традиционных центрах, которые занимались производством ювелирной продукции и посуды, то искусство оружейного ремесла было почти потеряно. До середины 90-х годов в Дагестане производили только сувенирные кинжалы, и то в малых количествах.

Во второй половине 20 века с развитием  промышленного производства в равнинной части Дагестана была принята Правительственная программа по переселению многих горских поселений на равнину. Но зов предков давал о себе знать и некоторые умельцы под руководством своих родителей и дедов в кустарных условиях делали попытки изготовления холодного оружия по старинным образцам. В 1992 году в г. Кизляр Республики Дагестан на предприятии  тогда именовавшемся «Энергоремонт» была проведена работа, увенчавшаяся в последствии успехом, по объединению этих умельцев, созданию для них нормальных рабочих условий, оформлению всех юридических процедур. Предприятие было официально лицензировано для производства холодного оружия, а в 1999 из его состава было выделено ножевое производство под названием ООО ПП «Кизляр», который производит ножи, кинжалы и шашки в пос. им. Жданова Кизлярского района Республики Дагестан.  Постановлениями Правительства Республики Дагестан №147 от 13 июля 2001 года и №375 от 2 декабря 2016 года г. Кизляр и с. имени Жданова Кизлярского района утверждены как место традиционного бытования народных художественных промыслов по производству художественных изделий из серебра и других металлов.

Производственное  предприятие  «Кизляр» занимается  производством гражданского холодного клинкового оружия  (охотничьего и туристического), а также сувенирного оружия, ножей бытового назначения – ножей, кинжалов и шашек.  С самого начала на предприятии взято направление на возрождение народных традиций в производстве холодного клинкового оружия прошлого. При этом особый упор делался на придании каждому клинку своей неповторимости. Это достигалось различными методами: нанесением вручную традиционных дагестанских орнаментов в виде стилизованных завитков растений в различных комбинациях, изготовлением украшенных рукоятей и ножен из серебра или мельхиора с использованием резьбы, литья по выплавляемым моделям, всечки, чеканки и других традиционных технологий,  применением для украшения драгоценных камней и т.д. Изучая традиции мастеров прошлого, на предприятии освоили изготовление клинков методом кузнечной сварки. При этом рисунок, который проявляется на клинке  в результате ковки, никогда не повторяется.

Мастерами предприятия по индивидуальным заказам, в штучном исполнении производится художественно-оформленное оружие, в котором в полном объеме отражается фантазия мастера, при этом используются высококачественные материалы: сталь, кавказский горный орех, кость, серебро, мельхиор, эмаль, драгоценные и полудрагоценные камни. Все это делает продукцию производственного предприятия «Кизляр» узнаваемой не только в России, но и далеко за ее пределами. Современные мастера не только сохраняют старые  традиции, но и вносят в них новое, обогащают установленные виды орнамента прикладного искусства. Поиски нового являются закономерным развитием веками складывающейся художественной культуры оружейных умельцев. Лучшей основой для такого развития служит богатое наследие старинных ремесленников, которое само подсказывает современным мастерам  новые замыслы.

      Начиная с 2000 года, предприятие регулярно участвует в различных тематических выставках, как в России, так и в дальнем зарубежье: Германии, Австралии, в Чехии, США. Традицией стало участие в таких международных выставках, как: «Клинок. Традиции и современность», г. Москва, «Охота и рыболовство на Руси», г. Москва, «Рыболовный и охотничий рай», г. Москва, «Охота и оружие», г. Москва, «Ладья», г. Москва,  «IWA», г. Нюрнберг, Германия и много других выставок по регионам России и за рубежом.  На всех выставках изделия предприятия заслуженно отмечаются наградами: медалями и дипломами. За последние годы увеличился интерес к изделиям, оформленным в традиционном дагестанском стиле за рубежом. В основном – это Китай, Европа и США. Экспортные поставки неуклонно растут.

Развивая традиции народных умельцев, предприятие привлекает к сотрудничеству мастеров из других районов Дагестана: кубачинцев, гоцатлинцев, унцукульцев. В связи с включением в туристические маршруты нашего предприятия, увеличился поток туристов. В связи с этим, начали на предприятии развивать и производство традиционных дагестанских сувениров.

Художественно экспертным советом по народным художественным промыслам при Правительстве Республики Дагестан 22 июня 2000 года (протокол №2) изделия, изготовленные на ООО ПП «Кизляр» в количестве 23 штуки, впервые были утверждены и отнесены к изделиям народных художественных промыслов. В настоящее время 195 изделия ООО ПП «Кизляр» зарегистрированы в Общероссийском перечне образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства. Предприятие в 2002 году зарегистрировало свой торговый знак, который гравируется на всех изделиях.

Больше по теме

СОБЫТИЕ
Работы молодых мастеров художественных промыслов в Волгограде
НОВОСТЬ
Новая дизайнерская коллекция с использованием народных художественных промыслов представлена на Неделе высокой моды в Париже
СОБЫТИЕ
«Души и рук творенье»
СОБЫТИЕ
Выставка «РусАртСтиль»