«Таволожская керамика» — единственный серийный производитель уникальных керамических изделий из местных красных глин в Уральском регионе. Принципы изготовления таволжской керамики были заложены еще в 17 веке. Уникальный стиль промысла сформировался благодаря удаленности места его появления от традиционных центров культуры. До революции 1917г. керамические изделия производились в небольших частных мастерских.
В 1934 году в Таволгах были образованы артели «Гончар» и «Новый путь», которые объединились в 1940 году в Невьянский завод художественной керамики, преобразованный в 1998 году в ООО «Таволжская керамика». После тяжелых лет перестройки компании удалось не только сохранить традиционное производство керамики, но и усовершенствовать технологию производства.
. Что же это такое Традиционный таволожский стиль в керамическом производстве? Образ современной таволожской керамики был заложен пришедшими сюда в 17 веке из средней полосы России старообрядцами. Поэтому по своей форме наша керамика напоминает стиль старорусской керамической школы. Спокойные плавные линии форм говорят о широте души русских людей о широких просторах и необъятности русских равнин. Правильно говорят, что керамика является лицом нации. В этом смысле Таволожская керамика это русская керамика. Со временем наша керамика приобрела свой уральский неповторимый образ, отличающий её от других традиционных керамических школ.
В самом начале 17-18 веке местные керамисты выпускали в основном чернолощёную керамику. Она обжигалась в дровяных печах. Мы восстановили этот традиционный ранний стиль, только вместо дров сейчас мы используем электричество, а чернение у нас получается за счёт покрытия керамики перед обжигом молоком.
Первые глазури на Урале появились в Таволгах, хотя точную дату появления глазурованной керамики в нашем крае установить сложно, однако её появление однозначно связано с запуском Демидовыми медеплавильного производства в Быньгах в 1739 году. Местные гончары, используя отходы медеплавильного производства, разработали собственную технологию приготовления цветной изумрудной глазури для покрытия керамических изделий. С тех пор Таволожская керамика приобрела самобытный изумрудный оттенок. Со временем технология использования меди для покрытия керамических изделий была утеряна. Восстановили ее на нашем предприятии совсем недавно. Сейчас мы выпускаем такую керамику в традиционном для Урала изумрудном цвете. Правда, и завода Демидовского уже нет в Быньгах, да и используем мы не отходы производства, а окись меди в виде порошка. Называется эта керамика по-старому ИЗУМРУДНАЯ КЕРАМИКА.
Следующим шагов в формировании традиционного таволожского керамического стиля мы обязаны приезду на наше производство сотрудников Московского научно-исследовательского института народных художественных промыслов (НИИХП). Именно они, в середине пятидесятых годов 20 века, внедрили на Невьянском заводе художественной керамики, правоприемником которого является сейчас ООО Таволожская керамика, ангобную роспись методом фляндровки. Эта роспись сейчас тоже стала для нашей уральской керамики традиционной. Мы оформляем в этом стиле в основном керамическую посуду и называется она Ангобная керамика. В последнее время мы работаем над воссозданием самого древнего стиля росписи, который существовал в этих краях задолго до прихода сюда старообрядцев. Он связан с эпохой неолита. Около 3-5 тысяч лет назад в среднем течении реки Нейвы существовали племена, которые изготавливали керамические изделия и оформляли их различными чертами и резами. Такая керамика была найдена во время раскопок на Аятском озере, Шайтанском озере, Чигирском озере. Это всё в пределах 20 км от Таволог. Конечно, деревни Таволог тогда ещё не было, но традиция использовать местные глины для производства бытовой утвари зародились на Урале именно в тот период. Используя археологические находки, мы пытаемся повторить тот древний стиль, который дошёл до нас в виде обломков керамической посуды. Мы даже не знаем какой народ здесь жил в то время. Однако следы той культуры в виде черепков остались. Мы выпускаем такую керамику под названием «Керамика неолита».