03.10.2018

ЗАО Художественные промыслы

Лихославль — центр гончарного промысла с древними традициями. Напоминания о гончарном производстве в Тверской области относятся к XVI началу XVII столетия. Глубокие народные традиции всегда были определяющим принципом и эстетической нормой Тверской керамики.

Основание Лихославльского промысла датируется 1853 годом.

Развитие было связанно с месторождением залежей богатых глин. В Мастера возродили единственную в под отрасли керамики древнюю утраченную технологию гончарного промысла, лощения гончарных изделий. Продукция производится в традициях Тверского края, краснолощёные и чернолощёные сосуды, горлачи для воды, пива, масла, кваса, новоторжскую игрушку, предметы свадебных ритуалов, панно, вазы, горшки для цветов.

Художественно-стилевая особенность декорирования изделий: ангобная, роспись, процарапка, в традициях орнаментальной народной культуры Тверского края. В формировании разнообразных по типу форм прослеживается весьма древние истоки.

В силу исторических обстоятельств, Лихославль является территорией совместного проживания 2-х народов: русского и карельского. Этот фактор обусловлен развитием художественного декорирования керамических изделий.

Декор на изделиях выполняется кистью, грушей белыми и цветными ангобами и представляет собой орнаментальную полосу, заполненную декоративными точками, отводками, волнистыми линиями, декоративным цветочным орнаментом.

Многие гончары работали семьями в жилых избах и обжигали свои изделия в обычных русских печах. Другие «глинотопы» имели за деревней свои «горшечни». В одних центрах использовался более древний ручной гончарный круг (Торжок, Осташков, Тверской, Калязинский), в других работали на ножном круге (Тверской, Старицкий, Новоторжский, Ржевский).

Дешёвая и удобная глиняная посуда имела очень широкое применение в крестьянском обиходе, Среди наиболее крупных изделий в производстве XIX века удержались самые трудоёмкие, требовавшие особого мастерства при изготовлении — горлачи для зерна, воды, пива, цветочные горшки, «цветники» с поддонами, подвесные рукомойники с одним или двумя рыльцами.

Много вырабатывалось предметов небольших размеров: кринки для молока, разные кувшины для пива, кваса.

Наряду с посудой из глины лепили небольшие игрушки и свистульки. Они отличались лаконичной выразительной формой, Среди них были традиционные женские фигурки «куклы» (Осташковский, ныне Лихославльский), отдельные игрушки, так называемые «соловьи» (Торжок), озвучивались.

Некоторые изделия, в зависимости от старинных поверий, имели специальные назначения. В маленьких ритуальных кувшинчиках в Тверском уезде в день Спаса освещались зёрна ржи, сберегаемые для посева, горох и яблоки. Повсеместно во время свадебного ритуала использовались горшки, которые на радостях разбивались в знак целомудрия невесты.

Разные по форме, величине, объёму и назначению изделия раскрывают художественное богатство Тверской керамики, для большей прочности изделия обжигаются в печах, после чего сохраняется естественный цвет черепка, искусно выявляется неповторимая природная красота материала.

В Тверской области почти в каждом селении трудились мастера «высокого огня», снабжая местных жителей необходимой в быту посудой. Посуда была просто глазурованная (политая) и декорированная процарапкой, росписью. Орнамент состоял из несложных прямых и волнистых линий, колец, горошин, точек, розеток.

В формировании самобытных разнообразных по типу форм прослеживается весьма древние истоки. В отличие от других центров России на Тверскую керамику не оказывали отрицательного воздействия торговые связи, среди тверских частных предприятий действовал крупный фарфорофаянсовый завод в селе Кузнецово (ныне Конаково) и ряд мелких гончарных и изразцовых заведений в Твери, Ржеве, Осташкове (ныне Лихославль) в деревне Чернятка Вышневолоцкого уезда.

На последнем выпускались не только глиняная посуда, но и вазы высших сортов. Мелкие жанровые фигурки, майоликовые декоративные тарелки, кружки, в том числе коронационные.

Глубокие народные традиции всегда были определяющим принципом и эстетической нормой Тверской керамики.

Начали выпускаться модные в 30-х годах XX столетия глиняные пепельницы, мужички, красиво слепленные девицы.

Роспись изделий была проста, но ярка. Применялись краски на основе льняного масла, клея.

В убранстве скульптурок применялись народные тверские узоры.

Анализ архивных документов и приведённых в конце справки источников позволяет высказать предположение по возрождению и развитию Тверских народных художественных промыслов.

Много веков служат людям изделия из глины. Этим и объясняется простота, лаконичность и безукоризненность форм.

Вполне закономерно, что в 1940 году в г. Лихославле Калининской области был организован Лихославльский районный промышленный комбинат, который объединил в себе несколько артелей: столярное, гончарное, валяльное. На базе местных глин возникло производство простой крестьянской посуды, декорированной росписью и процарапкой в традициях орнаментальной народной культуры Тверского края, вобравшей в себя элементы ткачества, вышивки и деревянной резьбы гончарных изделий. Далее, 9 марта 1966 года на базе стеклодувного цеха и гончарного производства райпромкомбината была организованна фабрика стеклянной посуды, которая наряду с выпуском гончарных изделий стала выпускать изделия из стекла (игрушка из стекла, ёлочные игрушки, аптечную посуду, аквариумные приборы). С 1 июля 1971 года фабрика стеклопосуды была реорганизована в филиал № 2 калининского производственного объединения художественных изделий и игрушек. С 1 октября 1976 года филиал № 2 реорганизован в цех № 2 Калининского производственного объединения художественных изделий и игрушек. В сентябре 1977 года на этой базе возникло Лихославльское опытно-экспериментальное производство, переименованное в январе 1979 года в Лихославльский завод стеклоизделий.

В 1981 году на заводе стеклоизделий был создан новый керамический цех, который и явился основой для дальнейшего развития промысла, «Керамика из Лихославля». Предваряя его открытие, на предприятии началось производство изделий, имевших стилизованно старинную форму (горшок под жаркое, кринка, жбан, кувшин, банка под сыпучие, горшки цветочные) с элементами традиционной росписи. Постепенно появился новый ассортимент, расширились приёмы и техника исполнения. Была введена роспись кистью, грушей, цветными и белыми ангобами.

С 1 июля 1994 года Лихославльский завод стеклоизделий реорганизован в АО «Лихославльский завод стеклоизделий

С 9 апреля 1998 года АО «Лихославльский завод стеклоизделий» был переименован в ЗАО «Художественные промыслы».

В Тверской губернии, а затем в уездах, где ныне расположен Лихославльский район, с XIX века начинает встречаться и другой, не менее известный с глубокой древности приём украшения — лощение.

Красноглиняные изделия при самом сложном сплошном лощении обретают под блестящим, словно лаковым слоем особую цветовую насыщенность и глубину.

Производились и эффектные чёрнолощеные изделия. Перед обжигом примитивным и трудоёмким способом гладкой галькой путём трения наводились однообразные поперечные, вертикальные ломаные полосы, которые составляли основу декоративного достоинства изделия.

Иногда декор чернолощёных изделий усложнялся покрывающим всё тулово углублёнными зубчиками и многорядными поясами. При обильно нанесённом сверх украшения лощении они отсвечивают холодным блеском, и кажется скорее металлическим.

Повсеместное распространение в Тверской губернии получило производство красочных и нарядных поливных изделий, пользовавшихся очень большим спросом. Они покрывались легкоплавкими свинцовыми глазурями. Излюбленный жёлтый цвет получали из окиси железа или свинца, глубокие коричневые тона — из марганца, а самые необычные и разнообразные зелёные цвета давала окись меди.

Иногда в отдельных центрах Старицкого (Дарская, Микулинская волости) Корчевского уезда (Фёдоровская волость, Осташковская волость, куда ныне входит Лихославльский район) применялось предварительное ангобное покрытие изделий тонким слоем белой глиняной массы (белая глина и кварц), на котором цвет глазури становился более зелёным.

Поливная посуда в начале XIX с затейливо декорируется односложной подглазурной росписью. В изделиях вышневолоцких, корчевских, калязинских, Старицких и осташковских (ныне Лихославльский район) горшечников встречается и самые простые узоры.

Они выполнялись по светлому черепку или белому ангобу и состояли из тёмных фиолетово-коричневых глазков, зигзагов или более эффективных зелёных отводках. На некоторых сосудах встречаются более сложные узоры с многорядными орнаментальными поясами.

Иногда густым ярко-зелёным цветом свободно, единым движением кисти, наносятся стилизованные ветки, а кубышки украшаются затейливыми растительными орнаментами.

Осташковские горшечники (Лихославльские) изготовляли поливные изделия «муравки» с различными узорами.

В Лиховлавльском районе доминирует светлый жёлтый цвет, тонко гармонирующий с тёмным фиолетово-коричневым и серовато-зелёным цветом.

Совместное проживание карельского и русского нардов сказалось на характере ангобного подглазурного рисунка. Многорядные орнаментальные пояса украшены симметричными точками с элементами отводок.

Формирование в Тверской губернии в начале XX века ткацкой мануфактуры сказалось на отдельных керамических изделиях, мазковых ангобных росписях кистью, что придало новое звучание и праздничность керамическим изделиям. Ситцевые рисунки в начале XX века в переработанном и упрощённом виде начинают переноситься на изделия гончаров.

В настоящее время выпускаемые ЗАО «Художественные промыслы» изделия выполняются тремя способами:

  • Методом формовки (горшки цветочные, миски);
  • Методом свободной формовки на гончарном круге (кринки, кувшины, горшки под жаркое, жбаны, бокалы, наборы и сервизы, вазы, подсвечники, бутыли и т.д.);
  • Методом литья (бокалы, сувенирные изделия, изделия фитодизайна).

Декор на изделиях выполняется кистью, грушей белыми и цветными ангобами и представляет собой орнаментальную полосу, заполненную декоративными точками, отводками, волнистыми линиями, декоративным цветочным орнаментом.

Применяются в производстве майоликовые легкоплавкие глазури, в основном прозрачные.

В ассортименте выпускаемой продукции наметилась новизна и оживление производства художественно стилизованных изделий — с росписью и формой, традиционных для Тверского края, что позволяет на фоне возрождения интереса к национальной культуре и традициями удерживать конкурентоспособность продукции.

Мастерам ЗАО «Художественные промыслы» удалось создать своё художественно-стилевое направление и развития народно-художественных промыслов из керамики в традициях Тверского края.

Больше по теме

НОВОСТЬ
Свияжский гончар славится своими шедеврами и помогает бездомным животным
НОВОСТЬ
Меры поддержки народных художественных промыслов и креативные индустрии обсудили в Екатеринбурге
СОБЫТИЕ
«Усадьба мастеров» в Старом Осколе
НОВОСТЬ
С дагестанскими народными промыслами в этом году планируют ознакомить почти на четверть туристов больше, чем в прошлом