В 1988 году в Барнауле был создан кооператив с говорящим о роде его деятельности
названием — «Керамика». Предприятие, целью которого стало возрождение бытовавших ранее промыслов на Алтае по художественной керамике, выпускало вазы, кашпо, панно.
Раскопки на поселении Турина гора Алтайского края свидетельствовали о том, что
еще в железном веке на этом месте люди изготавливали керамику. Археологами были найдены останки животных, орудия труда древнего человека, а также фрагменты традиционно орнаментированной и неорнаментированной керамики. У мастеров кооператива «Керамика», специализирующихся на выпуске художественной
продукции, изначально появился интерес к архаичной культуре и искусству древних
народов Сибири— тюрков, алтайских скифов, а также к традиционному искусству
современных алтайцев, сохранившему архаичные корни.
Скифско-Сибирский «Звериный стиль» привлек особое внимание художников.
Господство анимализма, тенденция связывать ряд образов с астрально-космическими
понятиями, единство деталей и замкнутость образа — вот отличительные черты этого
уникального стиля. Вдохновение на создание новых произведений керамисты черпают в характерных изделиях из Пазырыкских (примерно 1 тыс. до н.э.), Башадарских,
Туэктинских, Катандинского и других курганов на Алтае (VII-IVвв. до н.э.).
Это производство объединило молодых энтузиастов, художников-профессионалов и
любителей керамики. Глину поначалу брали здесь же, неподалеку от города — на Туриной горе. Богатое пригодной для керамического производства глиной, это место стало не только первой сырьевой базой, но и дало предприятию новое название, которое в настоящее время является крупным центром художественной керамики на Алтае.
Название «Турина гора» стало не только фирменным знаком предприятия, оно отразило стилевую ориентацию промысла и дало ему неповторимое лицо.
В 1991 году московские искусствоведы в области художественных промыслов,
заметив на одной из новосибирских выставок изделия «Туриной горы», пригласили её
художников в Москву на выставку «Народов Сибири и Дальнего Востока». Неожиданно
для самих туриногорцев они получили признание. И в 1992 году «Турина гора»
становится членом ассоциации «Народных художественных промыслов России». В 1997
году приказом Комитета по культуре и туризму г. Барнаула ООО «Турина гора» было
отнесено к предприятию народного художественного промысла и признанно
Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации
(Минпромнауки России) 26 сентября 2001года.
Более 40-ка художников трудятся на промысле «Турина гора».
Созданное художником-керамистом изделие — это не только творение рук
человеческих. Соавтором является еще и стихия огня, наравне с мастером созидающая
художественный образ из древнейшего на земле материала. Обогащение фактуры вазы, панно, скульптуры происходит путем сопоставления различных материалов на одной поверхности ангобов, глазурей, солей металлов, их сочетание с графикой ритмичного орнамента, процарапанного в черепке. Пластический лепной декор, украшая вещь, становится продолжением его формы, усложняя силуэт. Глина — пластичная, податливая, отвечающая на любые творческие импульсы мастера, вступая в союз с огнем, выходит из-под контроля и подчиняется стихии высоких температур. Огонь не только скрепляет форму изделия. Он рождает эффекты, полностью непрогнозируемые даже самыми искусными мастерами-керамистами. Любое изделие из глины дважды проходит испытание огнем. Утильный обжиг закрепляет форму при t 800 градусов, которая не обрела еще окончательный вид, затем художник декорирует изделие солями, ангобами, глазурями — ей предстоит еще один обжиг при t 1200 градусов и только тогда огонь завершает произведение.
У каждого художника, который ранее работал или сейчас работает в «Туриной горе»
свои ориентиры и приоритеты. Кто-то из них увлечен символикой Древнего Востока,
другие черпают вдохновение в языческой культуре Древней Руси и Сибири, третьи
обращаются к мотивам и формам античной классики, четвертые ищут себя в авангардных
направлениях.
Особенность промысла точно определил его директор Владимир Москвитин:
«Зарождаясь на стыке тысячелетий на Алтае, в центре евразийского континента, „Турина гора“ ищет точки опоры, передвигаясь во времени и пространстве разных культур...» Обращение к архаике стало основной тематической направленностью в работе мастеров «Туриной горы», помогло промыслу занять свою нишу в современном
художественном процессе и в значительной степени определило её концепцию и «лицо».
Еще одна традиция промысла — архитектурные и природные пейзажи. Росписи ваз,
блюд, чайных и кофейных наборов, кружек, плакеток, панно, светильников, пасхальных яиц и колоколов изображают знакомые, милые уголки старого Барнаула, Москвы, Санкт-Петербурга, существующие и, увы, уже исчезнувшие архитектурные памятники, дорогие сердцу картины русской природы. Пейзажный мотив, обретя самодостаточность в работах туриногорцев, стал по своим колористическим качествам соперничать с масляной живописью. Ангобы, эмали и глазури, подчиняясь интуиции художника, доверяющего стихии огня, как соавтору, спекались в столь живописных сочетаниях, что возникала полная иллюзия живописи на керамической основе. Это пример виртуозного владения технологией росписи по керамике.