26.09.2018

Практика

Златоуст как центр производства украшенного холодного оружия и гравюры на стали получил известность после открытия Златоустовской оружейной фабрики, которое со­стоялось в 1815 году. Промышленный способ производства строевого холодного ору­жия изначально предполагал массовый выпуск однотипных изделий, а следовательно, и обязательное разделение труда. На фабрике существовали такие специальности, как клинковый кузнец, кальщик клинков, точильщик и полировщик, мастер по выделке эфесов и многие другие. Бок о бок с металлургами и кузнецами над отделкой холод­ного оружия трудились и златоустовские художники.

«Златоустовская гравюра на стали родилась как искусство украшения клинков. Пер­востепенное значение имело, разумеется, их качество, а художественная отделка играла подсобную роль — в прикладном искусстве никакие украшения не могут иметь цены, если сама вещь плоха и бесполезна. Однако, и художественному оформлению боевого оружия тогда отдавалось немало забот и труда» (М.Глинкин. Златоустовская гравюра на стали. 1967 г.).

Первоначально оружие украшалось только немецкими мастерами и делали они это так, как привыкли делать у себя на родине. Клинок обычно украшался 2-3 отдельными, не связанными между собою, небольшими рисунками, изображавшими перекрещенное оружие, веточки лавра, рога изобилия. Рисунки эти большей частью гравировались иглой на плоскости клинка и сверху золотились по контуру ... (там же).

Русские художники усовершенствовали процесс украшения клинков. Рисунок уже на­носился не гравировкой иглой, а рисовкой кистью с последующей вытравкой фона. Златоустовским художникам-оружейникам удалось создать свое направление в украше­нии оружия, для которого характерны «...композиционная выразительность и орга­ническая связь рисунков с плоскостью клинка». (Т.И.Абольская. «Златоустовское художественное оружие Х1Х века». Л.1986 г.).

Кроме строевого оружия на фабрике делалось большое количество украшенного оружия, предназначенного для удовлетворения потребностей царского двора, придворной и военной знати.

Клинки богато украшались орнаментом и арматурами из старинного оружия, военного снаряжения и музыкальных инструментов. Часто создавались миниатюрные композиции на мифологические сюжеты, батальные или охотничьи сцены. В цветовой гамме ис­пользовались: желтый цвет — позолота, белый — полированная сталь, серебрение, никелирование и различные оттенки синего цвета — воронение.

Все эти характерные особенности создали неповторимый стиль златоустовского укра­шенного оружия, делающего его узнаваемым, непохожим на оружие, украшенное в дру­гих оружейных центрах.

Применение в изготовлении клинков знаменитого булата П.П.Аносова, высокая худо­жественность в их украшении прославили златоустовское оружие не только в России, но и далеко за ее пределами. На многочисленных отечественных и зарубежных про­мышленных выставках это оружие неизменно получало самые высокие оценки, а сохра­нившиеся до наших дней образцы оружия того времени представлены в центральных музеях нашей страны как самые ценные экспонаты, вызывающие восхищение специалис­тов и знатоков.

Советский период явился для искусства златоустовской гравюры тяжелым испытанием. Холодное оружие, утратив свое значение, было снято с производства, а практика украшения предметов бытового назначения не получила широкого распространения. Художники стали украшать стальные пластины, часто копируя классические произве­дения живописи. Позднее место живописных полотен занял уральский пейзаж и сцены охоты. Гравюра полностью утратила свое прикладное значение, а после того, как на продукцию художественного отделения ввели план и стали широко применять тра­фареты, гравюра почти исчезла как искусство.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) «Практика» (г.Златоуст) было создано в 1991 году с целью возрождения и развития лучших традиций изготовления и украшения холодного оружия. Для этого были привлечены специалисты по украшению холодного оружия и гравюры на стали, имевшие большой опыт в этом деле и принимавшие участие в зональных, всероссийских и международных художественных выставках. В мастерской работает старейший художник-гравер, Заслуженный художник РФ Г.М.Берсенев, члены СХ РФ Ю.Б.Рябков, О.В.Аверкин, А.А.Купатов, В.А.Тычкин.

Впервые произведения мастеров ЗАО «Практика» были предс­тавлены на рассмотрение Областного художественного совета в 1993 году и с тех пор вся продукция мастерской относится к изделиям народных художественных про­мыслов.

При изготовлении своих произведений художники используют те же самые приемы украшения и художественной обработки, которыми пользовались их знаменитые пред­шественники, что позволяет говорить о преемственности и продолжении традиций Златоустовской школы украшенного холодного оружия. Лучшим доказательством то­му служат дипломы конкурсов Российских оружейников «За верность традициям Рус­ского клинкового оружия», благодарственные письма центральных музеев страны и постоянное участие работ мастерской на всероссийских и международных художест­венных и оружейных выставках, и выставках народных художественных промыслов.

Больше по теме

СОБЫТИЕ
Работы молодых мастеров художественных промыслов в Волгограде
НОВОСТЬ
Новая дизайнерская коллекция с использованием народных художественных промыслов представлена на Неделе высокой моды в Париже
СОБЫТИЕ
«Души и рук творенье»
СОБЫТИЕ
Выставка «РусАртСтиль»