02.10.2018

Борисовская керамика

Среди бескрайних просторов Черноземья, на славном Белогорье, в 40 км от города Белгорода находится живописный поселок Борисовка, образованный в 1695 году. С 1705г. Борисовка становится центром богатейшей южной вотчины Шереметьевых.

По описанию краеведов Борисовка была самым многолюдным поселением Российской Империи, в котором насчитывалось до 25 тысяч жителей. Это известное на всю Россию село было одним из самых знаменитых центров художественных ремесел разных видов народного искусства.

Одним из старейших в Борисовке был гончарный промысел и с начала XYIII века он становится одним из развитых. Промысел развивался благодаря наличию достаточно крупных месторождений пригодной для изготовления посуды глины.

В конце XIX века в Борисовке насчитывалось более 100 дворов, принадлежащих гончарам. Борисовские гончары, в отличие от мастеров Курской губернии жили исключительно промыслом, забросив свои земельные наделы. Большая часть гончаров работала всей семьёй.

Гончарами изготовлялись простейшие предметы кухонной утвари – крынки, макитры, круглые горшки для щей, кружки, миски, цветочницы и др. В день каждый работник изготовлял от 70 до 100 горшков средней величины.

В меньшей степени известны игрушки – свистульки борисовских гончаров. Это небольшие, наскоро вылепленные, скупо украшенные налепами и проминкой фигурки животных, реже человека.

Характерные черты для Борисовской посуды - округлые формы тулова, конусообразные в основании. В форме четко выявлено назначение вещи – она строго функциональна по назначению и сдержана по декору. Приемы декора и отделки несут в себе особенности местного колорита. Богатство края - плодородное Черноземье, бескрайние поля желтеющих хлебов и подсолнухов, дубрав, обозначило цветовую палитру присущую промыслу, которая в основном состоит из коричневого, зеленого и желтого цвета, наносимого на красно–коричневый черепок.
Глазури применяются прозрачные и полупрозрачные, матовые теплых оттенков выделяя цвет глины и рельефный декор, выполняемый с применением ручного труда в виде налепов, проминки, процарапки сочетая глазурованную и неглазурованную рельефные поверхности. Наряду с гончарным промыслом, плетение из лозы является также традиционным. Поселок с давних времен славился своими мастерами по плетению корзин, ажурных оплеток для бутылей и посуды, подставок.

В наше время некогда гремевшие на всю Россию художественные промыслы Борисовки почти прекратили свое существование, род занятий в корне изменился. При  всем этом художественные традиции, склонность к творчеству у местных жителей сохранились.

В конце 20-х годов ХХ века в Борисовке с целью возрождения промысла создана артель «Свобода», которая объединила несколько династий борисовских гончаров. В 1967 году артель вошла в состав Райпромкомбината, а в 1969 году, когда были построены здания гончарного и майоликового цехов образована «Борисовская фабрика художественной керамики». Фабрика работала под руководством Управления местной промышленности, которое  возглавлял Борзилов Владимир Яковлевич.

Первым директором был Мироненко Виталий Васильевич, на долю которого легла самая тяжелая миссия становления предприятия. Первыми помощниками и соратниками во всех начинаниях были главный инженер Прокопенко Иван Иванович, мастер Казанцев Иван Иванович, а также несколько рабочих - это Кожина В.И., Поливан О.Д., Беседина Н.Ф., Шаповал Н.П. и др., в дальнейшем ставшие мастерами своего дела, и посвятившие всю свою жизнь обучению керамическому ремеслу, так как всем профессиям и тонкостям работы с глиной обучали на производстве. В этот период фабрика выпускает широкий ассортимент гончарных и майоликовых изделий - кувшины, кружки, бокалы, питьевые и винные наборы, вазы, цветочники, а также сувениры, игрушки, подсвечники.

Приёмы формообразования и ассортимента на Борисовской керамике основываются на традиционных формах глиняной посуды, издавна бытовавшей в этом районе, разработкой и внедрением в производство новых видов изделий в свое время занимался художник Агафонов Юрий Петрович.

С 1978 года многие изделия, производимые на Борисовской фабрике, отнесены к изделиям народных художественных промыслов  Художественным советом Белгородской области.

В постперестроечный период предприятие Борисовская керамика приобрело печальную славу в районе как одно из самых нестабильных и постоянно балансирующих на грани банкротства. Частые задержки заработной платы при тяжелом ручном труде привели к тому, что работать на предприятии остался только костяк из преданных и любящих свое дело людей. Ситуация коренным образом изменилась, когда в череде постоянно меняющихся собственников появился молодой и энергичный белгородец, с приходом которого в 2006 году на предприятии начались масштабные преобразования, которые продолжаются и в настоящее время.

  За последние годы Борисовская керамика превратилась из умирающего предприятия в лидера рынка, задающего тренд в развитии отечественной отрасли толстостенной майоликовой посуды.

В последние несколько лет на Борисовской керамике проведено серьезное обновление основных фондов, ручной труд в значительной степени заменен станками-полуавтоматами для механической формовки изделий. На сегодняшний день Борисовская керамика обладает самым большим парком станков среди аналогичных отечественных предприятий. С целью улучшения качества изделий изменена технология приготовления глиняной массы, для чего было обновлено оборудование массоприготовительного участка, также производством были освоены автоматические линии для глазурования изделий.  Вместо старой 2-х канальной печи для обжига построены и запущены в производство 3-х канальная и 4-х канальная печи. За эти годы построены и введены в эксплуатацию два новых производственных цеха: под участок глазуровки и участок упаковки, построен новый склад, восстановлено завалившееся здание майоликового цеха, заасфальтирована вся территория завода.

В результате проведенных за последние годы мероприятий  объем производства Борисовской керамики вырос более чем в четыре раза (с 35 тыс. до 150 тыс. изделий в месяц), количество работников также увеличилось, сегодня на предприятии трудится около 250 человек.

В 2012 году получил одобрение у губернатора области проект по производству цветной фаянсовой посуды для предприятий общественного питания: баров, отелей, ресторанов (HoReCa). В начале 2013 года были получены средства, выделенные в качестве займа по распоряжению губернатора Е.С. Савченко в рамках реализации этого проекта. На эти средства уже предприятием было закуплено импортное оборудование, приобретено несколько автомобилей, проводятся ремонтные работы в большом цеху. После вывода на полную мощность нового проекта количество работников на предприятии увеличится до 400 человек, а объем производства вырастет почти в три раза от существующего. Большинство производственных процессов будет автоматизировано, что значительно облегчит труд работников предприятия.

Сейчас уже частично запущено новое оборудование, ведутся последние испытания фаянсовой массы, до конца 2014 года планируется осуществить пробный запуск производства фаянсовой посуды.

В настоящий момент благодаря грамотному ведению бизнеса продукция Борисовской керамики широко распространена в стране и ближнем зарубежье. Продукцию компании с удовольствием приобретают рестораны и кафе, гостиницы и санатории, интерьерные дизайнеры и простые ценители глиняной посуды для домашней кухни. Борисовскую посуду можно встретить в таких крупных торговых сетях как: «Карусель», «Магнит», «Метро», «Наш гипермаркет», «Ашан» и др. Помимо работы с крупными оптовиками, завод развивает собственную торговую сеть, борисовцам хорошо известен магазин при предприятии, где можно приобрести товар по заводским ценам. В этом же магазине делают памятные покупки многочисленные экскурсии. Кроме того, функционируют 3 торговые точки в Белгороде, а также одна в г. Гусь-Хрустальный. По многочисленным просьбам потребителей организован собственный интернет-магазин.

26 мая 2014 года в сквере при предприятии состоялось открытие памятника Великому Русскому Гончару, ставшему новой достопримечательностью Борисовского района. Это памятник не какой-либо персоналии, а собирательный образ созидателя бескрайних русских земель и древнейшей русской культуры. Образ гончара очень символичен - это не просто труженик, это мудрый ваятель нашей огромной русской земли. Это единственный в стране памятник гончару такого смыслового масштаба.

Больше по теме

СОБЫТИЕ
«Усадьба мастеров» в Старом Осколе
СОБЫТИЕ
Открытый Фестиваль-конкурс гончарного промысла «Таволожская керамика» пройдет 12 сентября 2020 г. в Екатеринбурге
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Таволожская керамика: союз истории и приключений
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Керамика с казачьим духом