02.10.2018

Богородская фабрика художественной резьбы по дереву

ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву»  является продолжателем традиций известного народного художественного промысла по изготовлению деревянной игрушки и скульптуры. Центр промысла находится в посёлке Богородское Сергиево-Посадского района Московской областирасположенным в 27 км от Сергиева Посада. В прошлом это старинное село Богородское, которое с конца XVI в. относилось к  владению  Троице-Сергиева монастыря.

В течение нескольких столетий местный край считается одним из крупнейших в России центров по художественной обработке дерева. Еще в  средневековье в Троице - Сергиевом монастыре работали свои искусные иконописцы, серебряники, токари и резчики по дереву. Значительная часть населения была вовлечена в сферу монастырской хозяйственной деятельности. Многочисленные богомольцы на память  о посещении святого места покупали деревянную токарную расписную посуду, пасхальные яйца, резные  кресты и иконы. Культурная преемственность, веками отрабатывавшиеся приемы обработки дерева, а также близость рынков сбыта, создали ту прочную основу, на которой в городе и его окрестностях в конце XVIII–начале  XIX вв. смогли расцвести промыслы по производству деревянных резных и лепных из папье-маше игрушек.

Сергиев Посад быстро приобрел известность русской «игрушечной столицы». Местный базар поражал покупателей многообразием товара: деревянные точеные вкладные яйца, погремушки, грибки, столярнаянаборная игрушка «Троице-Сергиева Лавра», резные и расписные так называемые «куклы» - «Гусар», «Барыня», «Кормилица», фигуры животных и птиц, а также всевозможные занимательные лепные игрушки из папье-маше и мастики.      

Известно, что начале XIX в. большая часть крестьян деревни Богородское в свободное от полевых работ время занималась  «деланием  кукол и других детских игрушек, которые отвозятся в Троицкий посад». По свидетельству историка промысла XIX в. В.С. Пругавина богородские резчики еще в первой половине столетия  выполняли игрушки только «самой грубой, несовершенной конструкции», которые не получали на месте «окончательной отделки, а шли под краску в Троицкий Посад где им придавали более совершенный вид и затем пускали в продажу». Однако к середине столетия центр по изготовлению деревянных резных игрушек переместился из Сергиева Посада в деревню Богородское. Общность художественно-образной системы посадской и богородской пластики  сохранялась достаточно долгое время. Постепенно, в результате взаимного творческого обогащения мастеров, в Богородском сложился на основе городских и крестьянских традиций самостоятельный художественный стиль, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, станковой скульптуры, книжной иллюстрации и народного лубка.

        Пластическая выразительность образов мастерами достигается самыми простыми, отработанными временем приемами, которые основываются на традиционных принципах построения формы в границах треугольного бруска или «горбушки»- полукружья куска дерева. Резьба выполняется быстро, «с маху», уверенными крупными и мелкими порезками, имеющими часто орнаментальное решение. К достоинствам работ относится четкость и ритмическая ясность силуэтов фигур, эффекты светотени, создаваемые  фактурной обработкой поверхности. Подчеркивая особенности текстуры древесины, резчики часто оставляют игрушки неокрашенными – «в белье». Для усиления эмоциональной выразительности образов,  их занимательности они могут делать отдельные детали фигур подвижными, укреплять их  на пружинки, использовать  нехитрые способы создания игрушек с движением в виде кнопок, раздвижных планок и баланса.

Большое влияние на развитие богородского промысла, расширение ассортимента его изделий оказало творчество одаренных мастеров середины и второй половины XIX века: А.Н. Зинина, профессионального художника, П.Н. Устратова,  П.Ф. Барденкова, П.И. Чушкина, К.Т. Бобловкина,  Д.И. Пучкова. Каждый из них был известен своей индивидуальной манерой исполнения и кругом избранных тем. Острой наблюдательностью, виртуозностью исполнения отмечены игрушки-скульптуры А.Н. Зинина, посвященные образам народной жизни: «Пряха», «Скрипач», произведения П.Ф. Барденкова «Крестьянин с ягненком», «Крестьянин с вязанкой дров».

Любимыми персонажами мастеров были и остаются птицы и звери, среди которых медведь, наделяемый человеческими чертами характера, занимает свое почетное место. Мастера всегда чутко откликаются на злободневные события современности. Так, военные победы русской армии в XIX столетии, привнесли в игрушечный мир темы, посвященные эпизодам русско-турецкой компании.

Во второй половине XIX в. в богородской пластике нарастали черты жанровости и повествовательности. Круг тем мастеров расширялся за счет появления всевозможных «хозяйств» - фронтально решенных многофигурных скульптурных композиций на подставках. Они занимательно рассказывали о трудовых крестьянских буднях, праздничных гуляниях и чаепитиях. Признанными мастерами «хозяйств» считались В.Д. Барашков  и А.Я. Чушкин.

Промысел активно развивался и спрос на богородские игрушки постоянно увеличивался. Статистические данные свидетельствуют: если в 1880-е годы изготовлением игрушек  занималось около 100 человек, то к началу Первой мировой войны число резчиков  увеличилось до 240 человек. Однако к концу XIX в. местным  художественным промыслам не удалось избежать кризисного состояния. Наплыв на российский рынок дешевых заграничных товаров машинного производства привел к быстрому вытеснению традиционных изделий ручной работы, снижению художественного уровня игрушек, исчезновению их отдельных видов.

Особый размах в эти годы получила государственная и общественная деятельность по поддержке угасающих художественных  ремесел и промыслов. Московское  губернское земство на примере опыта создания художественно-промышленных школ в Западной Европе  организовало в Сергиевом  Посаде «Учебную игрушечную мастерскую», а позднее и «Художественно-столярную мастерскую». Их работу курировал Московский Торгово-промышленный музей кустарных изделий (далее Кустарный музей). В основе их деятельности лежали идеи возрождения традиций национального искусства в русле стилевой направленности художественного процесса тех лет.

Новое развитие в начале XX столетия получил и богородский промысел деревянной игрушки и скульптуры. Сотрудники Кустарного музея предприняли большие усилия по возрождению его лучших традиций, улучшению качества и расширению ассортимента изделий, организации их сбыта. Наиболее активная работа в этом направлении проводилась известным художником, исследователем игрушки, впоследствии основателем Государственного музея игрушки (ныне Художественно-педагогический музей игрушки) Н.Д. Бартрамом. По его инициативе мастерам предлагалось использовать в резьбе старинные гравюры, литографии, народные лубки. Земство поощряло создание уникальных скульптурных композиций, посвященных сказочной, фольклорной, исторической тематике (П.Ф. Барденков «Битва Еруслана Лазаревича со Змеем Горынычем»,  Ф.Д. Ерошкин «Как мыши кота хоронили», М.И. Стулов «Смерть Ивана Сусанина»), бытовым сценам крестьянской и городской жизни  (А.Я. Чушкин «На дрожках», «Франт в бричке», А.Я. Чушкин и М.И. Стулов «Народное гуляние»). При всей занимательности сюжетов и мастерстве их исполнения, исследователи отмечают излишнюю детализацию, натуралистичную трактовку деталей и, как следствие, некоторую сухость  произведений этой направленности.

Благодаря  стараниям земства большое распространение на промысле  получили заграничные образцы игрушек с движением при помощи кнопки, подвижных планок или баланса,  которые у местных резчиков получили новое содержание: знаменитые «кузнецы», «куры на кругу», «медведи-дергуны», «пастух со стадом», «солдаты» и многое другое.

Больше по теме

НОВОСТЬ
Художественные промыслы Подмосковья названы лучшими туристическими брендами России
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
О деликатности и вере в своё дело
НОВОСТЬ
Дымковская игрушка стала брендом Кировской области
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Здесь люди рождаются с генетической способностью лепить»