21.09.2018

Мастерская майолики Павловой и Шепелёва

Майолика – особый вид керамики, родившейся в Испании в XVI веке. Майоликой исконно называют изделия из цветной глины, покрытые белой эмалью с последующей ручной росписью. С XVII – XVIII веков майолика широко распространилась в России, фабричное её производство началось при Петре I. Производство майолики – одно из производств, которое великий русский предприниматель М.С. Кузнецов охарактеризовал в 1886 году, как «отрасль промышленности, в которой ремесло соединяется с искусством».

Ярославль – город, имеющий богатейшие керамические традиции. Ярославские глазурованные полихромные изразцы (по материалу это та же майолика, только более грубая по массе), украшавшие стены храмов XVII века, интерьеры и печи домов в VIII-XIX веках, составили особую страницу в истории древнерусского искусства. Именно они стали одним из главных достоинств и отличий ярославской архитектуры, да всей местной художественной культуры. Это производство активно развивалось на ярославской земле вплоть до начала XX века

Ярославская керамика, в том числе и производство майоликовых изделий, целиком основывается на характерной для Ярославской области красной глине – довольно жирной, имеющей красновато-оранжевый оттенок. Благодаря существованию особого вида красной глины в области зародились традиции лепного и гончарного промысла, прославившегося в XVII – XIX веках по всей средней полосе России. Техника производства игрушек из глины зависит в первую очередь от сырья, от качества глины, её поведения в лепке, сушке, обжиге, от её фактуры и цвета.  Для изготовления игрушки подходят те же глины, которые применяют при изготовлении посуды. Именно поэтому игрушечный промысел сначала образовывался как побочный. В давние времена на севере Ярославской области делали поливную керамику, на юге – строгую чёрнолощёную, а в XVII веке наш город прославился изготавливаемыми здесь поливными изразцами. Покрытые цветной эмалью, рельефные изразцы начали тогда всё чаще украшать церкви и здания.

Коллекционировать и серьёзно изучать игрушку стали на рубеже XIX – XХ  веков, то есть когда многие кустарные промыслы, в том числе и игрушечный, стали приходить в упадок. Игрушку связывают с древнейшими культовыми обрядами. Олицетворением сил природы в облике людей и животных. Так женская фигура символизировала мать-землю. Конь – солнце, а водоплавающая птица – воздушную и водную стихии. Предполагают, что и происхождение глиняных свистулек связано с обрядами глубокой древности, когда свистом отпугивали злые силы.

До наших дней сохранились лишь немногие мастерские, где поддерживают традиции старых ремёсел. ООО «Майолика», основанное в 1992 г., в настоящее время ООО «Мастерская майолики Павловой и Шепелёва» поддерживает и развивает исторические традиции, а также технологию производства, которые сложились в течение долгого времени на Ярославской земле в данном художественном народном промысле. Ярославская майолика, это особое явление, где древняя художественная традиция ярославской поливной керамики с полихромной росписью по белой эмали, отнюдь не умерла, а наоборот получила более современное звучание.

Особо популярными видами наших изделий являются расписная скульптура, скульптура с элементами игры, новогодние украшения, колокольчики, подсвечники, шкатулки, свистульки, качалки, декоративные вазы, предметы интерьера.

Высокое качество скульптуры, чистота и яркость цветов, блеск белой эмали, интересные сюжеты, мягкая лиричная пластика изделий ООО «Майолика» позволили фирме получить достойное признание у профессионалов как в нашей стране так и за рубежом, подтверждённое многочисленными наградами, дипломами и публикациями как местных искусствоведов так и зарубежных знатоков малой декоративной скульптуры.

 Директор предприятия Шепелёв Е. и главный художник Павлова Н. с самого начала ориентировали производство на создание малой пластики и расписной миниатюрной скульптуры. Наталья Павлова закончила ВХПУ им. В.Мухиной, отделение скульптуры. Именно её профессиональное знание классической скульптуры, творческое осмысление народных традиций русской игрушки, рисованного лубка, ярославского поливного изразца, местной богато декорированной архитектуры, привели к возрождению самобытной ярославской керамики в традиционной для наших мест технике майолики.

Роспись в традициях русского рисованного лубка и пластика, основанная на переработке древней архаичной скульптуры – эстетическая основа изделий фирмы. Детально изучая образцы старого поливного изразца, художники предприятия делают как копии старых изделий так и новые разработки. Пластика рельефов старых изразцов находит место в современных формах глиняной игрушки.

 Сегодняшняя жизнь производств,  которые относятся к художественным народным промыслам отличается большей,  чем ранее технологичностью изготовления изделий.

Для приготовления массы  используется глина местного Норского карьера. Глина смешивается с водой и небольшим количеством добавок в ёмкости, перемешивается вручную. Перед употреблением шликер вручную пропускают через вибросито, затем заливают в гипсовые формы.  

Гипсовые формы должны выдерживать при литье мелких и средних изделий 50-80 циклов. Шликерное литьё – один из старейших методов формования керамических изделий. Оно появилось во Франции в 1720 году. Отливка полуфабрикатов в гипсовых формах отличается простотой рабочих процессов и позволяет использовать малопластичные массы.

После окончания формовки изделия его подсушивают в течение 2-3 суток в естественных условиях, при этом постоянно идёт наблюдение за тем, чтобы изделие не деформировалось и не треснуло.

Обжиг изделий осуществляется в камерных печах при температуре 900 градусов с остыванием в естественном режиме. После обжига изделия проходят визуальный контроль. Глазурование изделий осуществляется вручную методом окунания.

Роспись изделий осуществляется вручную готовыми пигментами, разведёнными в воде. Художник расписывает каждое изделие самостоятельно, воплощая в нём свои идеи и фантазию. Элементы варьирования присутствуют в каждой работе, что придаёт ей неповторимую индивидуальность.

После росписи изделия подвергают вторичному обжигу для закрепления красок и образованию гладкого стеклообразного слоя на изделии. После вторичного обжига может последовать третий, четвёртый и даже шестой, седьмой, так как изделия могут поправляться с помощью эмалей и пигментов.

Учитывая вышесказанное можно сказать, что многолетняя кропотливая работа художников фирмы во главе с членом Союза художников России Павловой Натальи Михайловны,  привела появлению уникального явления: созданию целой самобытной школы керамики, которая аккумулирует в себе старые традиции и новые оригинальные разработки талантливого коллектива. Это явление отмечено в публикациях искусствоведов Москвы и С-Петербурга, также нашло горячий отклик в многочисленных статьях и очерках посвящённых фирме и её художникам.

 Впервые изделия  ООО «Майолика» («Мастерская майолики Павловой и Шепелёва») были отнесены к изделиям народных художественных промыслов в 1994 г. решением  художественно-экспертного совета по народным промыслам и декоративно-прикладному искусству Ярославского облисполкома.

 

Больше по теме

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Москвитин: «Огонь — это соавтор художника»
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Принцип солёных огурцов» и другие секреты Мастерской майолики Павловой и Шепелева
ИСТОРИЯ
Пять вопросов о майолике
НОВОСТЬ
Иконостас от «Фарфора Сысерти» появится в храме Усть-Абакана