18.12.2018

Скопинская художественная керамика

Скопинский гончарный художественный промысел — традиционный центр народного искусства на Рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.

Годом рождения Скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось первое имя Скопинского гончара — Демка Киреев, сын Бердников.

Скопинский гончарный промысел развивался, как и многие другие в России, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами, производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.

«Ничего равного этим произведениям русского народного искусства мы не видим среди скульптурных, посудных изделий других народов», — так оценивал изделия Скопинских мастеров конца XIX — начало XX веков один из крупнейших русских искусствоведов А. Салтыков.

Спрос на декоративные изделия поощрял мастеров делать их на продажу. Замысловатые фигуры возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города юга России и на Украину. Их охотно покупали любители «экзотики» народного искусства, коллекционеры, иностранцы.

Достаточно быстро Скопин приобрел невиданную популярность. Изделиями Скопинских гончаров стали пополняться крупнейшие музеи России. Благодаря этому, современный посетитель Московского Исторического, Петербургских — Русского, Этнографии, Рязанских — Художественного и Историко-архитектурного музея-заповедника может ознакомиться с прекрасными коллекциями Скопинских работ конце XIX — начала XX века.

В 1900 году работы были представлены на выставке в Париже. В 1902 и 1913 годах скопинские изделия экспонировались на кустарных выставках и были неоднократно отмечены наградами.

Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Орнамент наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Характер орнамента мог быть как растительным, так и геометрическим, но геометрический преобладал. Изделия глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета.

В изделиях Скопинского промысла всегда чувствовался пытливый характер мастера-экспериментатора, часто изобретавшего новые формы, способы декорирования и обжига, порой заимствуя их из других ремесел. В начале XX века в городе насчитывалось около 50 мастерских. Некоторые впоследствии были объединены в артель «Керамик». На базе этой артели была создана Скопинская фабрика художественной керамики. Ныне это закрытое акционерное общество «Скопинская художественная керамика», численность — 160 человек, где, в основном, и сосредоточено наследие древнего народного промысла.

Большой талант, настоящая одержимость мастеров и виртуозное мастерство гончаров-художников смогли не только бережно сохранить до наших дней исконно русские традиции, неповторимый народный колорит уникальной Скопинской керамики, но и продолжить их развитие, создавать новые варианты скульптурных и многоярусных сосудов, кувшинов, подсвечников.

По достоинству оценен труд Скопинских мастеров. Среди них есть народные художники — Голованова Татьяна и Лощинина Татьяна, заслуженные работники культуры — Н. Насонова и А. Рожко, 10 художников являются членами союза художников России. В 1991 году восьми ведущим мастерам было присвоено звание Лауреатов Государственной Премии России в области литературы и искусства: Пеленкину М., Насоновой Н., Рожко А., Полякову С., Линевой М., Курбатовой А., Головановой Т., Лощининой Т.
Изделия скопинских мастеров экспонируются на многих выставках. Участвуя в конкурсах, художники Скопина часто занимают призовые места.
Ассортимент изделий, выпускающихся на Скопинском промысле, как и в прежние времена, разнообразен. По-прежнему, самые интересные, по-настоящему уникальные произведения — квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов делаются авторами вручную на гончарной основе. Выпускаются также вазы, глазурованные фигурные сосуды, посуда, сувенирные изделия: свистульки, колокольчики.
На Скопинской фабрике художественной керамики ведется большая исследовательская работа в области новых технологий, применения новых материалов. Коллектив промысла всегда охотно откликается на нужды заказчика. Сегодня фабрика успешно работает как с ближними торговыми предприятиями, так и с отдаленными регионами страны. Немалый интерес Скопинский народный промысел представляет для туристических организаций. Оригинальные изделия Скопинского художественного промысла являются своеобразной визитной карточкой Рязанской области. На предприятии действует музей истории Скопинской керамики, проводятся экскурсии.

Больше по теме

СОБЫТИЕ
«Усадьба мастеров» в Старом Осколе
СОБЫТИЕ
Открытый Фестиваль-конкурс гончарного промысла «Таволожская керамика» пройдет 12 сентября 2020 г. в Екатеринбурге
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Таволожская керамика: союз истории и приключений
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Керамика с казачьим духом