21.09.2018

Беломорские узоры

В соответствии с письмом Министерства местной промышленности РСФСР от 25 июня 1967 года «О возрождении художественных промыслов в Архангельской области» и во исполнение решения Исполнительного комитета Архангельского областного Совета депутатов трудящихся № 745 от 21 августа 1967 года Приказом Управления местной промышленности Архоблисполкома № 7 от 30 января 1968 года было образовано Архангельское предприятие народных художественных промыслов. Решением Исполнительного комитета Архангельского областного Совета депутатов трудящихся № 90 от 12 февраля 1968 года предприятие получило название «Беломорские узоры».
Первым директором предприятия с момента его основания была Дерягина Валентина Матвеевна «Заслуженный работник культуры РСФСР», награжденная медалью «За доблестный труд» и орденом «Знак почета». Основной задачей создания предприятия было: возрождение, сохранение и дальнейшее развитие традиционного искусства Русского Севера, создание новых видов художественных изделий, основанных на этих традициях. На протяжении всех лет действия предприятия, росло и развивалось мастерство его художников, мастеров-исполнителей. В декабре 1992 года предприятие преобразуется в Товарищество с ограниченной ответственностью НХП «Беломорские узоры». В июне 1993 года коллектив приватизирует предприятие и становится его собственником. В июне 1998 года ТОО НХП «Беломорские узоры» перерегистрируется в Закрытое акционерное общество «Народные художественные промыслы «Беломорские узоры».
Предприятие многопрофильное, выпускает продукцию традиционных художественных промыслов Севера: художественные изделия из дерева, строчевышитые изделия, изделия ручного ткачества, изделия ручного вязания, Каргопольскую глиняную игрушку.
Вышивка — едва ли не самое развитое искусство, среди многих видов русского народного творчества. Шитьем занимались повсюду и издавна. На Севере, в бывшей Архангельской и Олонецкой губерниях, еще в XVIII-XIX веках шили и украшали одежду, многие предметы домашнего обихода и ритуальные предметы геометрическим орнаментом или растительным узором в технике исполнения «росписью» — двусторонним швом, нитками красного цвета по белому фону в сочетании с «гладью».
В мотивах Северной вышивки наиболее ярко отражались мифологические воззрения русского народа — фигуры женщин (или заменяющее их изображение дерева) с предстоящими конями или всадниками, изображения ладьи и архитектурного пейзажа. Этой вышивкой украшались подзоры, полотенца, столешники, скатерти и женская одежда. В середине XIX века распространяется все шире белая строчевая сквозная вышивка. Золотошвейные промыслы существовали в бывшем Каргопольском уезде Архангельской губернии. Во второй половине XIX века в начале XX века почти повсюду излюбленной техникой стала тамбурная вышивка.
На Севере орнамент отличался монументальностью и величавостью, узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Небольшое добавление синего, зеленого и золотисто-желтого цвета обогащало вышивку. Мотивы узоров, рисованные непрерывными, плавно изогнутыми линиями, сплошь заполнялись рядами тамбурного шва. Такой узор всегда выглядел насыщенным, красочным. При оформлении изделий кроме вышивки использовались полоски кумача, лента, кружева. На основе традиций выпускаются строчевышитые изделия утилитарного назначения — фартуки, блузки, рубахи, сарафаны, столовое белье (скатерти, салфетки, полотенца), декоративного назначения — занавески, панно, картины. Вышивка выполняется на изделиях из льняных, полульняных и хлопчатобумажных тканей, нитками мулине, шелковыми нитками на машинах 22, 97 классов и тамбурных машинах ВМ-50.
Наряду с вышивкой на Севере в конце XIX начале XX века в бассейне реки Мезени процветает текстильная промышленность — это кружевоплетение, ткачество и вязание, которые едины по основам традиционного Северного орнамента. Художественные вязаные изделия выполняются из шерстяной или полушерстяной пряжи — это головные уборы, варежки, чулочно-носочные изделия, джемпера, жакеты, жилеты и другие изделия, которые вяжутся мастерицами народных промыслов вручную на спицах и крючком или машинным способом с ручным набором узоров.
В построении узоров чаще всего используются орнаментные полосы разной ширины, где повторяются в определенной последовательности одинаковые элементы узора. Иногда эти элементы не повторяются, а образуют свободную композицию, построенную по принципу симметрии или равновесия, в виде кос, ромбов, дырочек. В качестве отделки может использоваться вышивка, аппликация и т.п.
Художественное ткачество на ручных станках продолжало сохраняться и развиваться до 20-30—х годов ХХ века, особенно в крестьянском быту. Сырьем для изделий художественного ткачества служат хлопчатобумажные нитки, обрезь хлопчатобумажных тканей. Техника исполнения — ремизная на ручном ткацком станке. Ассортимент тканых изделий — дорожки, сумки, салфетки, скатерти и т.п.
Каждый из этих видов народного творчества связан с местными традициями домашнего производства в крестьянском хозяйстве. Даже если где-то и угасали некоторые виды производств, для обрядов изготовлялись традиционные предметы, тем сохранялась глубокая связь с художественной традицией, с духовной культурой общества. Крестьянский промысел глиняной посуды и расписных игрушек существовал в деревне Гринево близ Каргопольского уезда Олонецкой губернии уже в XIX веке.
Гончарную посуду — кринки, горшки, ендовы, миски и т. п. изготовляли на гончарном круге способом воздействия рук на заготовку глины в виде пластического теста. Посуду расписывали, сушили, обжигали, глазуровали и снова обжигали. Из остатков гончарного производства «стряпали» игрушки, отличавшиеся особым обилием необычных по сюжетам и характеру образов — это величавые, застывшие в молчании бабы и мужики, домашние животные и лесное зверье, «распевные» свистульки, многофигурные композиционные игрушки. Игрушки обжигались в печи, затем расписывались темперной краской. Отличительной чертой Каргопольской игрушки и посуды было украшение стилизованным северным орнаментом.
В настоящее время этот традиционный промысел развивается и работает на месте своего возникновения в городе Каргополе. В динамике эволюции обработка дерева в отличие от многих других видов народного искусства дошла до нас не только с XVIII- XIX веков, а с более древних времен. Искусство резьбы универсально, оно внедрялось и приживалось повсюду — в бедной избе, в церкви и храме, на захолустной зимовке и богатом дворце. Если в древние времена дерево несло в себе культовое назначение и резные образцы животных и птиц отражали сложные представления и верования в силы природы, то позднее в XVI-XVII веках изготовление деревянных предметов становится отраслью ремесла, делаются долбленые челны и корыта, бондарные шайки и посуда, иконы, прялки и игрушки. Обработка дерева особенно ярко проявилась в деревянной посуде. Для ее изготовления умело использовали не только разные породы дерева, но и корни, ветви, кору, бересту, луб. Современные Архангельская и Вологодские области стали родиной скобкаря в форме водоплавающей птицы напоминающую чашу, украшенную торжественной геометрической резьбой или празднично-нарядной росписью. К этой группе посуды стали добавляться ковши-черпаки, солоницы и братины. Вековые традиции северных древоделов воплотились в изготовлении берестяных бураков, украшаемых традиционной резьбой или росписью. Последователями резно-долбленой посуды стали точеные миски, братины, чаши. На севере еще в начале ХХ века применялась окраска деревянных изделий, хотя вначале использовались только природные красители. Окраска темперной, масляной краской и анилином возникла позже в условиях городского и монастырского ремесла, вид росписи может быть: Мезенской, Ракульской, Северодвинской, Шенкурской, Пинежской и т.д.
В конце XIX века в Котласском, Красноборском, Лешуконском, Пермагорском районах Архангельской области из луба широкое распространение имели хлебницы, мочесники, набирухи. Писали на таких изделиях на счастье — птицу-счастья, петухов, коней в окружении гибких побегов сказочных растений. Еще в VII веке на Севере были заложены основы столярно-мебельного производства. Строили церкви с высокими башнями и теремами, дома украшались узорными начинками и резными крылечками. Жилища обустраивались лавками, табуретами, сундуками, шкафчиками и прочими предметами, которые сохранили свои формы вплоть до XIX века. В XVIII веке возникают сказочные архитектурные ансамбли, плотники севера не знали себе равных.
В настоящее время ассортимент выпускаемых изделий предприятия составляет более 300 наименований, одни имеют декоративно-сувенирное назначение, другие утилитарное, ассортимент постоянно обновляется.
На предприятии работает художественный Совет, творческая группа художников и мастеров, экспериментальная лаборатория. К изделиям народных художественных промыслов продукция предприятия впервые была отнесена в 1969 году художественным Советом Архоблисполкома. 610 изделий зарегистрированы, как образцы изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства. На щепную птицу, ковш и короб зарегистрированы Патенты на промышленный образец.
Предприятие является школой художественного мастерства, т.к. непосредственно на рабочем месте молодежь получает прикладные специальности. На предприятии проходят практику студенты факультета
дизайна Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Художники предприятия периодически выезжают в творческие командировки по районам области с целью поиска мастеров и традиционных промыслов. Предприятие является визитной карточкой города, его продукцию хорошо знают во многих регионах России. Щепную птицу и Каргопольскую игрушку — как в ближнем, так и в дальнем зарубежье.
Предприятие постоянно принимает участие в выставках народных художественных промыслов, на которых творческие работы художников и мастеров предприятия неоднократно награждались дипломами и
премиями.
В 1996 году художники Любимкова В.В., Сергеев А.А., Куроптева Г.В., Щеголихина Л.М. стали Лауреатами премии Ломоносовского фонда II степени за сохранение и развитие народных художественных
промыслов Севера.
В 1999 году на Российском фестивале экономического и культурного сотрудничества «Москва и регионы России» в конкурсе «Лучшие товары России» предприятие было награждено Правительством г. Москвы
Дипломом II степени и серебряной медалью за коллекцию изделий изо льна и дерева.
В 2000 году на выставке-ярмарке «Мастера России» предприятие стало победителем конкурса в номинации «Декоративно-прикладное искусство» и получило золотую медаль.
В 2000 году за участие во Всероссийской выставке «Гончары России-2000» награждены Дипломами мастера глиняной игрушки участка г. Каргополя: Таскаева Г.В., Кононенко Н.А.
В феврале 2001 года в Санкт-Петербургской Всероссийской ярмарке «Народные художественные промыслы» художники и мастера предприятия Ращупкина Т.И., Савинская С.В., Любимкова В.В., Колоколова А.П., получили Дипломы за сохранение и развитие народных промыслов.
В 2002 году удостоены звания «Народный мастер» Архангельской области старший художник по вышивке Любимкова В.В., резчики по дереву Ивонцин А.В., Зверев В.А., Евтюков А.Н.
В 2003 году ЗАО «НХП «Беломорские узоры» награждено дипломом выставки-конкурса «Подарок Санкт-Петербургу» в номинации «Лучшие изделия в материале».
Резчик по дереву Ивонцин Алексей стал победителем конкурса декоративно-прикладного искусства на приз губернатора Псковской области «Русь мастеровая» в номинации «резьба по дереву».
Художник по вышивке Любимкова В.В., художник по дереву Лобанова Е.Я., резчик по дереву Зверев В.А. стали дипломантами городского конкурса «Лучший сувенир, посвященный Архангельску».
Художник Лобанова Е.Я. заняла третье место в четвертом Всероссийском конкурсе изделий народных художественных промыслов и сувениров в рамках реализации проекта «Великий Устюг — Родина Деда
Мороза».
В 2006 году резчик по дереву Ивонцин А.В. занял 1 место в конкурсе «Радуга Поморья» (г.Архангельск).
На выставке «Декоративно-прикладное искусство Архангельской области» в 2007 году были представлены работы резчиков по дереву Ивонцина А.В., Зверева В.А., Евтюкова А.Н., старшего художника по вышивке Любимковой В.В., вышивальщицы Зуевой Л.А., вязальщицы Дихтиренко А.Ф., художника росписи по дереву Широкой Т.В., ткача Дружининой Г.И.
В 2007 году предприятие стало лауреатом конкурса 10 юбилейной выставки «Архангельское качество» за новые разработки продукции: скатерть «Поморская», сундук расписной, а вышивальщица Зуева Л.А. и вязальщица Шубная Л.В. награждены почетным знаком «Отличник качества».
Художник росписи по дереву Альбаум Л.А. в 2007 года стала дипломантом межрегионального конкурса, проходившего в рамках празднования 860-летия Москвы за роспись деревянного короба «Москва-Москва пусть
Русь тебя хранит».
На Всероссийском смотре-конкурсе «Молодые дарования-2008» художник росписи по дереву Спирина Т.А. и изготовитель художественных изделий из керамики Рудометова В.А. отмечены поощрительными призами.
В конкурсной программе выставки «Ладья. Зимняя сказка-2010» изготовитель художественных изделий из керамики Кононенко Н.А. заняла 2 место в номинации «Народная игрушка».
На Всероссийском смотре-конкурсе «Молодые дарования-2012» художник росписи по дереву Спирина Т.А. награждена дипломом и 1 премией.
Художник росписи по дереву Савинская С.В. заняла 3 место в номинации «Лучшие образцы изделий, разработанные к выставке «Ладья. Зимняя сказка- 2012».
Художник росписи по дереву Широкая Т.В. заняла 2 место в номинации «За сохранение традиций народного искусства», в конкурсной программе выставки «Ладья. Зимняя сказка- 2013».
На Всероссийском смотре-конкурсе «Молодые дарования-2013» награждены художник росписи по дереву Савинская С.В. дипломом и 1 премией и изготовитель художественных изделий из керамики Кононенко
Н.А. дипломом и 2 премией.
В конкурсной программе выставки «Ладья. Зимняя сказка-2014» художник росписи по дереву Альбаум Л.А. заняла 2 место в номинации «Охота. Традиции и современность», художник росписи по дереву Савинская С.В. отмечена специальным дипломом «За сохранение традиций народного искусства».
На Всероссийском смотре-конкурсе «Молодые дарования-2014» художник росписи по дереву Спирина Т.А. награждена дипломом и 2 премией.
В конкурсной программе выставки «Ладья. Зимняя сказка-2015» изготовитель художественных изделий из керамики Кононенко Н.А. заняла 2 место в номинации «Народная игрушка».
На Всероссийском смотре-конкурсе «Молодые дарования-2015» награждены дипломами и 2 премией художник росписи по дереву Горн Н.В. и изготовитель художественных изделий из керамики Валевина О.А.
За участие в Выставке-ретроспективе «Народные художественные промыслы: вчера, сегодня, завтра», посвященной 25-летию Ассоциации НХП России (2015 год) награждены дипломами резчики по дереву Зверев
В.А., Ивонцин А.В., Корельский А.В., Лекасов С.П., главный художник Спирина Т.А., художники росписи по дереву Широкая Т.В., Горн Н.В., Альбаум Л.А., Савинская С.В., ткач Дружинина Г.И., вязальщица Барминская
А.Ф., вышивальщица Зуева Л.А., изготовители художественных изделий из керамики Кононенко Н.А., Таскаева Г.В.
За участие во Всероссийской художественной выставке «Лики России» 2016-2017 гг. награждены дипломами резчики по дереву Зверев В.А., Ивонцин А.В., Лекасов С.П., Кононова Л.М., Небоженко Т.Н., Федорова С.В., главный художник Спирина Т.А., художники росписи по дереву Широкая Т.В., Дратованная Л.Т.
За участие во Всероссийской выставке народного искусства «Традиционные народные промыслы в современной России» 2016-2017 гг. награждены дипломами резчики по дереву Лекасов С.П., Кононова Л.М., Небоженко Т.Н., Федорова С.В.
На предприятии проводятся конкурсы изделий народных художественных промыслов и конкурсы профессионального мастерства «Мастер — золотые руки» среди лучших мастеров основных профессий: резчик по дереву, художник росписи по дереву, вышивальщица, вязальщица, изготовитель художественных изделий из керамики.

Больше по теме

НОВОСТЬ
Художественные промыслы Подмосковья названы лучшими туристическими брендами России
ИСТОРИЯ
Восемь женщин, изменивших промыслы
НОВОСТЬ
В регионах России возрождают домовую роспись
НОВОСТЬ
Кировская область намерена сделать дымковскую игрушку брендом региона