Согласно архивным данным и научно-исследовательским материалам Д.С.Айзенштодта, В.И.Боруцкого, Л.Я.Супрун, Г.В.Яловенко, И.Н.Ухановой, С.Г.Жижиной, а также каталогов и отчетов о выставках , установлено, что в конце 90-х годов 18 века, в подмосковной деревне Данилково (близ села Федоскино), возникло и сформировалось своеобразное искусство лаковой миниатюрной живописи на папье-маше.
Заинтересовавшись изделиями немецкого производителя лаковых изделий И.Г.Штобвассера, русский купец П.И.Коробов на основе козыречного производства в подмосковной усадьбе «Данилково», организовал в 1795 году, одну из первых в России, табакерочную фабрику. Выпускаемые табакерки вначале имели только круглую форму, затем, по мере развития производства создавались новые формы, расширялся ассортимент, совершенствовалась технология миниатюрной живописи на изделиях из папье-маше. В 1810 году на фабрике П.И. Коробова работал 31 человек.
С 1818 года П.И.Коробов привлек к делу своего зятя П.В.Лукутина, который вскоре стал хозяином фабрики. Обладая художественным вкусом и предприимчивостью, П.В.Лукутин, усовершенствовал производство и расширил ассортимент выпускаемой продукции. Фабрика превратилась в большое предприятие, где работает уже около 40 человек «…все русские…» При фабрике была создана школа ученичества, в которой учащиеся обучались заготовительному и живописному делу «из-под руки» мастеров. Продукция фабрики была отличного качества и вскоре получила широкое распространение не только в России, но и за ее пределами.
В 1828 году за участие во Всероссийской промышленной кустарной выставке в Москве П.В. Лукутин получил Право ставить на изделия фабрики изображение Российского герба. Высочайшее Право изображения герба было предоставлено Департаментом мануфактур и внутренней торговли за «…отличную отделку бумажных изделий с лаковой живописью и без оной…» (ЦГИАЛ, ф. 18, оп. 2, ед. хр. 600).
Наивысшего развития производство достигло в 1840-1860 годы, в период совместного ведения дела П.В. Лукутиным с сыном Александром. Продукция фабрики этого периода отличается большим разнообразием форм и совершенством миниатюрной живописи. Ассортимент изделий того времени достиг 120 наименований, различных по своему назначению. «Табакерки, сигарошники, подносы, лоточки, стаканы, ящики, тарелки, поддонники и прочее…». Совершенствовалась технология изготовления предметов и уровень исполнения живописи. Внедрялись новые приемы декоративного оформления под «черепашку», слоновую кость, «шотландку». Изделия украшались орнаментами из золоченой и серебряной фольги (собственной Фольговой фабрики Лукутиных). Изделия предназначались для различных слоев населения России и, соответственно, стои ли «…от 25 копеек до 125 рублей ассигнациями за штуку…» (ЦИАМ, ф. № 17, оп. 26, ед.хр. 91, 6)
Лукутинское лаковое производство стало известным не только в России, где деятельность основателей промысла не раз отмечалась золотыми медалями, но и за рубежом: в Англии, Франции. Швеции, Германии, а позже и в Америке. В конце 19 века на изделиях фабрики Лукутиных уже четыре Российских герба.
В 1902 году, после смерти Н.А.Лукутина – последнего представителя славной купеческой династии, производство просуществовало еще два года, и в 1904 году фабрика была закрыта.
В 1910 году десять наиболее инициативных федоскинских мастеров, при поддержке сельской учительницы Л.Д.Державиной, добились разрешения и организовали артель живописцев. 23 июня 1910 года был получен документ о её учреждении. С этого дня «Федоскинская трудовая артель живописцев, бывших мастеров фабрики Лукутина», начала свое официальное существование. Артельщики, несмотря на тяжелые условия, старались сохранить художественные традиции, своеобразную технику и качественную отделку изделий. Объединение в Артель позволило не прервать нити, связывающей поколения и, тем самым, сохранить уникальное искусство русской лаковой миниатюры.
В советский период своего существования Федоскинская артель живописцев получила дальнейшее развитие. Особенность промысла являлось преобладание ручного труда, что определяло неповторимость изделий и считалось основой для раскрытия творческой индивидуальности мастеров. Вместе с тем, на предприятии использовались средства малой механизации. Приспособления и станки, применяемые на заготовительном участке, позволяли наладить выпуск изделий довольно высокого качества.
1920-1930 годы – время становления традиций Федоскинской миниатюры советского периода и создания новых сюжетов. Вместе с тем, копирование образцов коллекции Московского Кустарного музея и произведений русской классической и советской живописи, позволяло совершенствовать исполнительское мастерство.
В 1940-1950 годы Артель тесно сотрудничала с Третьяковской галереей. По договору, живописцы имели возможность делать копии с картин непосредственно в залах Третьяковской галереи. Выпускаемая в то время продукция была необычайно востребована.
В 1960 году «Федоскинская артель живописцев» была преобразована в «Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи».
В 1960-1970 годах художники Федоскино в значительной мере отказались от копирования станковых произведений и обратились к созданию собственных композиций на современные темы (городской и сельский пейзаж, русский фольклор, портреты исторических деятелей России, революция, военная тематика, космос и многое другое). В этот период формировалось новое поколение художников, постоянно пополнявшее творческий коллектив фабрики, организовались творческие группы. Федоскинцы демонстрировали свои авторские работы на Всесоюзных, Всероссийских и зарубежных выставках. Их произведения получали высокую оценку многочисленных зрителей и профессионалов, лучшим вручали Государственные награды и премии.
В 1971 году Постановлением Президиума Верховного Совета СССР коллектив Федоскинской фабрики награждается ордена «Знак Почета».
В 1996 г. проведена реорганизация в форме преобразования в Государственное унитарное предприятие «Федоскинская ордена «Знак почета» фабрика миниатюрной живописи».
В 2017 г. проведена реорганизация в форме преобразования в Акционерное общество «Федоскинская фабрика миниатюрной живописи».