10.07.2019
История

Вышивка строгих линий: как крестецкая строчка сохраняет актуальность более 150 лет

Старинный посёлок Крестцы, родина старообрядцев-федосеевцев. Его современный герб выглядит нарядно и таинственно: в зелёном поле — две перекрещивающиеся линии, выложенные серебряной вышивкой и заполненные лазурью, над перекрестьем — золотая подкова, а под ним — золотой колокол. И если подкова и колокол намекают на близость яма, где будучи путником, можно было дать отдых лошади и перевести дух самому, а перекрещивающиеся линии означают перекрёсток двух больших дорог, то откуда взялась вышивка — понятно не сразу.

Но если от Крестцов свернуть с большой дороги и углубиться в болотистые леса с петляющей рекой и озёрами, проехать Старую Болотницу и Долгий Бор, то можно попасть в село Старое Рахино, с которого и началась вся эта история.

Мужчины здешних земель исторически были заняты преимущественно ямским промыслом, а женщины ткацким: обрабатывали лён и шерсть, ткали и красили холсты; к XIX веку в Крестцах была ткацкая фабрика. Женщины знали толк в искусстве создания тканей. И в середине XIX века в Старом Рахине был изобретён новый способ декорирования холстов: нити ткани в особенном порядке подрезались и выдёргивались в определённых местах — получалась сетка, которую заполняли различными узорами из дополнительных нитей. Вся работа велась вручную на домотканом холсте льняными нитками в ручных пялах (больших пяльцах) ломаной иглой. Изделия, созданные по такому принципу, стали называть строчевыми, поскольку технологически процесс их изготовления был ближе к шитью, чем к кружевоплетению. Крестецкая строчка объединила гипюр (игольное кружево) и традиции народной перевити — вышивки по ткани, где убрали часть нитей.

Работы старорахинских мастериц — поначалу полотенца и скатерти, затем покрывала, занавески — быстро завоевали любовь и интерес у путников с больших дорог, останавливавшихся в Крестецком Яме, слава о них разлетелась, появился уверенный спрос, и с 1860-х годов изобретение рукодельниц оформляется в промысел. Вскоре причудливой строчкой начинают украшать одежду и самые разные предметы быта.

В 1911 году образцы изделий экспонируются в Санкт-Петербурге на Первой показательной выставке художественных промыслов в России. На выставку едет уроженка села Старое Рахино Раиса Тиханова, которая вместе с сестрой Александрой изобрела новый вид строчевой техники — сновочные мотивы. Новинки старорахинских крестьянок привлекают большое внимание. В том же году работы мастериц Крестецкого уезда награждены Первой медалью на международной выставке в итальянском Турине, начинается мировое признание.

Более полувека промысел существовал кустарно, на дому, в виде индивидуального рукоделия. Стремясь к кооперации, в 1917 году мастера Крестецкого уезда объединились в Крестецкое кустарное кредитное товарищество. В 1929 году была создана первая артель «Крестецкая строчка», от которой ведёт свой отсчёт история фабрики «Крестецкая строчка», которая существует и поныне.

В недавнем прошлом фабрика чуть не ушла в небытие из-за банкротства, но её вовремя спасли, и сейчас дело налаживается: фабрика проходит глобальную реконструкцию, её продукция экспонируется на российских и зарубежных выставках и показах мод, выходит в розничную продажу.

Отремонтированное здание фабрики «Крестецкая строчка»

В основе современных работ мастеров крестецкой строчки тот же принцип, что и у старинных рукодельниц: сначала на миллиметровой бумаге художник рисует придуманный узор, затем заготовщицы «под ажур» выдёргивают определённые нити вдоль и поперёк полотна, образуя сетку (такой процесс называется «дёржка»), поверх сетки прокладываются «сновки» — дополнительные нити, которые закрепляются по диагонали, вертикали и горизонтали, а потом переплетением «рабочей нити» на «сновках» создаётся тонкий геометрический узор. Количество видов строчевых швов насчитывает не один десяток, узоров великое множество, и они имеют причудливые названия: «рассыпной гипюр», «сновочный гипюр», «новгородская звезда», «паучки», «мыльный пузырь», «тарлата», «вологодское стекло».

Всякого, соприкасающегося с изделиями крестецкой строчки, не покидает чувство, что старинное волшебство где-то рядом.

Крестецкая строчка — один из наиболее сложных видов вышивки, требующий от мастера больших затрат времени и сил, поэтому изделия, выполненные в технике крестецкой строчки, как правило, недёшевы. Этот вид искусства признан достоянием России. Работы мастеров разных эпох существования крестецкой строчки можно увидеть в музеях Санкт-Петербурга (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный этнографический музей), Москвы (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства) и Великого Новгорода (Новгородский историко-художественный музей-заповедник). При фабрике «Крестецкая строчка» в Крестцах с 1930 года также существует свой музей.

А чтобы прославить в веках вечных этот сложный и красивый промысел, в 2012 году был утверждён обновлённый герб посёлка Крестцы: перекрестье дорог расцвело серебряными паутинками вышивки, подсвеченной голубым сиянием.

Больше по теме

Скромное обаяние льна
Вышиваем по азбуке: как работают мастера «нижегородского гипюра»
Скрестить творчество и геометрию
Традиционная вышивка фабрики «Крестецкая строчка» в коллекции haute couture дизайнера Ульяны Сергеенко