Детский взор игрушки манят…
Здесь лошадка, там волчок,
Вот железная дорога,
Вот охотничий рожок.
А фонарики… а звёзды,
Что алмазами горят…
А орехи золотые,
А прозрачный виноград!
А.Н. Плещеев
Каждый год в ожидании этого момента замирает сердце. Мама достаёт стремянку, забирается на антресоль и бережно извлекает оттуда большущую картонную коробку. Пыльная, изношенная, с мятыми углами, она таит в себе чудесные сокровища. Проложенные ватой, обёрнутые несколькими слоями салфеток и мягкой упаковочной бумаги, в коробке лежат старинные, ещё от бабушки доставшиеся, ёлочные украшения. Бусы, гирлянды, расписанные вручную шары. Теперь, доставая осторожно как драгоценность, их можно развесить на смолистых, раскрывшихся в тепле колючих ёлочных лапах. А если нечаянно коснуться блестящего бочка, долго рассматривать серебристую пыльцу на кончиках пальцев…
От яблока к шару
Традиция украшать культовое дерево была известна ещё древним германцам, которые прикрепляли к ветвям хвои горящие свечи и разноцветные лоскутки. С распространением христианства обрядовая ель превратилась в рождественское дерево, свеча стала символом Вифлеемской звезды, а к украшениям добавились яблоки. Наряженная ко дню Адама и Евы (24 декабря) ёлка символизировала библейское древо познания с запретными плодами. Позже яблоки дополнились облатками – пресными лепёшками, которые использовались во время причастия католиками и протестантами. Однако этого было недостаточно для демонстрации изобилия и искрящейся радости, и вот уже дерево засверкало, заискрилось под изобильным декором. Засияла поверх лесной блестящая хвоя – мишура и канитель из тонкой фольги и металлических нитей. (Годы спустя бабушки и мамы будут обшивать подолы и воротнички наших нехитрых детсадовских нарядов похожим «дождиком»). Артели по производству украшений с середины XIX века были очень востребованы, ведь чем ярче блещет ёлка, тем радостнее праздник.
Помимо яблок символами райских плодов на еловых ветвях со временем стали мандарины, орехи, груши и даже виноград. А скромные облатки уступили место фигурным имбирным пряникам и конфетам. Процесс украшения некогда строгого обрядового дерева стал самостоятельным событием, ярким элементом праздника, едва ли не главным его персонажем. Настоящие фрукты постепенно сменились искусными поделками из тяжёлого зеркального стекла, которые, продолжая тему изобилия, добавили больше торжественной красоты.
Фото: «Клинское подворье»
Первые промышленные ёлочные игрушки появились в тюрингском городе Лауша в 1848 году. В течение следующих двадцати лет местные мастера производили стеклянные шары, которые изготавливались по отработанной стеклодувной технологии. Форма была выбрана неслучайно – шар всё ещё намекал на библейское яблоко. Позднее специальные артели, работавшие исключительно с рождественским декором, взяли в производство и другие формы: сосульки и прожекторы, а также гирлянды и имитирующую хвою мишуру.
От религиозного праздника к светской традиции
В XIX веке ель оставалась символом Рождества. Её вершину венчала Вифлеемская звезда или посланник доброй вести – ангел. Формы ёлочных игрушек развивали тему библейского праздника: животные, окружавшие в хлеву младенца Христа, звёзды, ангелочки. Хвою присыпали искусственным инеем, снегом из кусочков ваты и, конечно, добавляли вырезанные из бумаги снежинки – ведь их принесли из леса! Кстати, традиция наряжать ёлку яркими стеклянными бусами – русская. Производством таких игрушек занималась вся семья: стеклодувы выдували шарики, женщины раскрашивали бусины, а дети нанизывали их на нити.
Украшение рождественской ели из религиозного обряда постепенно перешло в светское развлечение и стало важным аспектом подготовки к празднику. Стеклянные ёлочные украшения стали собственно игрушками, теперь они изображали не только фрукты, но и шары, сосульки, флакончики затейливых форм. В середине XIX века традиция наряжать праздничное дерево прижилась в России, изготавливать ёлочные игрушки стали и у нас. Ассортимент русских новогодних украшений начала XX века не сильно отличался от германского: всё те же евангельские образы, свечи, звёзды, яблоки. Но со временем ангелочки и библейские ослики на ветвях ёлок стали соседствовать с персонажами русских народных сказок, а немного позже – с экзотическими зверями из жарких стран. Правда, красочные стеклянные украшения стоили недёшево, поэтому в моду вошли недорогие покрытые бертолетовой солью изделия из ваты и папье-маше, а также игрушки-картонажи, тонированные серебряной или золотой красками. Не такие вычурные и тяжёлые, как зеркальные фабричные украшения, эти игрушки всё же блестели и радовали семьи, которые не могли себе позволить дорогой праздничный декор.
Постепенно наряды для ёлки становились всё затейливее и разнообразнее: бусы и гирлянды, домики и корзинки, серпантин и хлопушки, фонарики и шишки. Украшали даже ствол дерева и его основание. Подготовка велась втайне от самых младших членов семьи. Увидеть новогоднюю ёлку было событием едва ли не более важным, чем развернуть подарки. После дети весь год с восторгом вспоминали, чем была украшена ель. И чем ярче были воспоминания, тем острее в следующем декабре проявлялась радость узнавания.
От пережитков прошлого к детскому развлечению
Рождественская ёлка как символ прошлой жизни оказалась под запретом при советской власти. Руководители нового государства видели идеологическую угрозу в традиции празднования старорежимных религиозных праздников. Ёлки дома практически никто не ставил вплоть до 1935 года, когда в газете «Правда» появилась заметка «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку». Автор статьи профессиональный революционер Павел Постышев писал:
«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею».
Новый год – не Рождество – был официально возвращён, и у всех детей страны появился праздник. Началось производство советского новогоднего декора. Бывшая когда-то религиозным символом ёлочная игрушка стала объектом государственной пропаганды. Вифлеемскую звезду на верхушке новогодней – не рождественской – ёлки заменила рубиновая Кремлёвская. Блестящие бока стеклянных шаров украсила ручная роспись с изображениями членов Политбюро, знаменитых полярников, красных звёзд, серпа и молота – герба молодого, набирающего силу государства. Появилась серия «Пятнадцать республик – пятнадцать сестёр». Впрочем, тематика время от времени претерпевала изменения: так, фигурки цирковых артистов и зверей обязаны своим появлением успеху фильма «Цирк», прогремевшего в 1936 году.
1947 год – переломный в истории празднования Нового года – изменил и внешний вид ёлочной игрушки. Именно в этот год 1 января стал официальным выходным днём. Государственная тематика отошла на задний план, патриотические мотивы уступили место персонажам сказок, спортсменам и циркачам, фруктам, овощам, зверятам, машинкам и сосулькам. В 1956 году юная и задорная Людмила Гурченко спела песенку про пять минут в прославившей её комедии молодого режиссера Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». После этого практически в каждом доме на ёлке появились стеклянные часы, показывающие без пяти полночь. Затем СССР покорил космос, и между хвойными лапами закружили планеты Солнечной системы, спутники и корабли «Восток».
«Карнава́льная ночь» — советский комедийный музыкальный фильм 1956 года режиссёра Эльдара Рязанова.
Помимо стеклянных игрушек производились и доступные картонажи, причём их делали даже в годы Великой Отечественной войны. Промышленное изготовление новогодних украшений из стекла было полностью восстановлено только к концу 1950-х годов. И ещё около пятнадцати лет после этого все стеклянные игрушки расписывались вручную.
Считается, что производители ёлочных игрушек полностью перешли на конвейерное производство в 70-х годах прошлого века. Тогда сместился акцент, больше внимания стали уделять дизайну и ярким цветовым оттенкам, выразительные формы и сложная роспись ушли в прошлое.
От артели к объединению фабрик
Старейшая из фабрик, производящих новогодние игрушки, находится в городе Клин, здесь продолжают сохранять артельные традиции, в том числе художественную роспись. Как вышло, что северо-запад Подмосковья стал средоточием кустарей-игрушечников? В 1848 году в имении князя Меньшикова был открыт стекольный завод. Крепостные мастера-стеклодувы, производили там лампы, бутыли и цветные украшения. Ремесло, как и искусство росписи, передавалось по наследству. Помните крестьян, всей семьёй изготавливающих стеклянные бусы для рождественской ели? Именно из этих мест разлетались по всей империи разноцветные украшения, изначально созданные по германским образцам. Производством новогодних игрушек тоже занимались целые семьи.
Когда советская власть запретила частное производство, мастера промысла стали собираться в артели, которые позже объединились в фабрики. В Клинском районе были построены новые помещения, открыто фабрично-заводское училище, выпускавшее специалистов по изготовлению медицинского оборудования, а также ёлочных игрушек. Всё это помогло наладить производство. Но после Великой Отечественной войны многие мастера не вернулись домой, и до конца 1950-х восстановление фабрики шло очень медленно. В течение этого периода мастерицы завода изготавливали медицинскую аппаратуру, производство было распределено по домам, а заготовки-полуфабрикаты перемещали в носилках. Но постепенно внимание вернулось и к новогодним украшениям.
Фото: ОАО «Ёлочка»
В 1970-х годах после министерских организационных мероприятий Высоковская, Решетниковаская, Круговская, а немного позднее и Клинская фабрики вошли в состав объединения «Ёлочка». Сейчас это старейшее в России специализированное предприятие по производству новогодних игрушек. Несмотря на смену оборудования и эволюцию технологий, на фабрике по-прежнему работают мастера, поддерживающие артельные стеклодувные традиции и особый стиль, продолжающий передаваться из поколения в поколение. В 2002 году стеклянные украшения, выпускаемые ОАО «Ёлочка», были отнесены к изделиям народных художественных промыслов. Созданные с большим умением и любовью, они не раз получали награды и дипломы всероссийских и международных выставок.
Предприятие выпускает не только стеклянные шары, но и формовые, монтажные игрушки, навершия, гирлянды и, конечно, бусы, с которых всё начиналось. В фирменном магазине разбегаются глаза. Что же выбрать? На прищепке или подвеске? Навершие с росписью или необычную монтажную звезду? Взять набор улыбающихся румяных барышень Весну, Лето, Осень и Зиму? А может быть, вот тех задорных зверюшек или Мышиного короля?
Давние промысловые традиции и современные технологии дают необычайный простор для множества вариантов. Клинские мастера возродили новогоднюю сказку. Каждая расписанная вручную игрушка, будь то традиционный шар с затейливым узором или фигурка, оформленная с учётом модных тенденций, переливающаяся деликатным блеском или ярко, победно горящая, несёт тот же волшебный свет, что и первые рождественские яблоки тяжёлого зеркального стекла. Смотришь в лукавые, тщательно выписанные глазки или изучаешь всполохи завитков – и начинаешь верить, что в новом году всё сбудется.
Использованная литература:
Близнюк А. Новогодняя и рождественская игрушка // Наука и жизнь. — 2003. — № 12.
Душечкина Е. Русская ёлка. – СПб.: Издательство Европейского университета, 2012.
Душечкина Е. Легенда о человеке, подарившем ёлку советским детям // Отечественные записки. – 2003. – № 1.
Сальникова А. История ёлочной игрушки, или Как наряжали советскую ёлку. – М: Новое литературное обозрение, 2011.
Семикина С.Д. Отражение истории советского периода в ёлочной игрушке // Новая наука: от идеи к результату. – Стерлитамак: АМИ, 2016. – № 11 (4).
Фотографии: ОАО «Ёлочка»