21.11.2019
История

Сергиевская маховая резьба

Сергиевская маховая резьба

Сергиев Посад, а также его сёла-спутники, например Богородское — уникальная для истории художественных промыслов России территория. Самым доступным и в тоже время самым ценным ресурсом в этих местах всегда был лес. Из крепких вековых деревьев возводили крепостные и монастырские стены, строили избы и хозяйственные помещения, изготавливали предметы быта и кухонную утварь. Местные кустари поколение за поколением совершенствовали навыки художественной обработки древесины. Так, параллельно с созданием масштабных иконостасов для Троице-Сергиевой лавры, в работе над которыми участвовали целые артели, в Сергиево-Посадском районе зародилась уникальная маховая техника резьбы.

Существуют минимум две легенды о возникновении этого народного художественного промысла. Одно из сказаний, которому уже более трёхсот лет, гласит, что основоположником маховой резьбы был Сергий Радонежский, который начал вырезать человеческие фигурки в подарок крестьянским ребятам из подобранных брусков мягких податливых пород дерева — осины и липы. Другая легенда рассказывает о том, что впервые куклу из дерева сделала для своих детишек жительница села Богородское. Нехитрой поделкой она хотела позабавить и утешить малышей, а когда игрушка надоела, её отвезли на ярмарку и продали. Со временем местные жители поняли, что подобные изделия пользуются спросом, и стали заниматься «игрушечным» промыслом, причём, как правило, одни мастера изготавливали человеческие фигурки, а другие — анималистические: животных и птиц.

К началу XIX века Сергиев Посад стал «столицей игрушечного царства», а село Богородское уже к середине столетия переживало расцвет резного кустарного производства. Целые крестьянские семьи трудились над созданием деревянных кукол с поздней осени до ранней весны, в период, свободный от сельскохозяйственных работ. Из осины, ольхи или липы хорошо заточенным ножом взрослые высекали «с маху» — без предварительных зарисовок на деревянной основе — фигурки монахов, барышень и гусаров. Работали сидя, удерживая заготовленную чурку на коленях, а чтобы предохранить себя от случайных порезов, плотно обматывали ноги тряпицами. Почти готовую поделку отдавали детям для отшлифовки и ошкуривания.

Одной из самых популярных кукол была ведучка. Бытующее только в Сергиево-Посадском районе название игрушки родственно глаголам «водиться» и «вести» в значении «нянчиться, пестовать, поддерживать». Вырезанные из дерева фигурки представляли собой нянюшек или кормилиц, ведущих за ручки малышей.

Фото: http://sergiyev-posad.tass.ru

Подобный «щепной» товар или, как его ещё называли, «топорщина» стоил недорого и хорошо продавался на ярмарках. Отчасти популярности деревянных игрушек способствовала мода на саксонский фарфор, распространившаяся в России с XVIII века. Богородские резчики часто копировали в дереве фигурки саксонских девушек и офицеров.

Со временем игрушки начали покрывать левкасом — раствором мела, рыбьего клея и льняного масла — и раскрашивать. В этот период экспрессивная техника маховой резьбы немного смягчилась, а сюжеты для поделок стали более разнообразными и демократичными. Среди игрушек появились фигурки простых работников: ткачихи, точильщика, водоноски, цветочницы, садовника.

В XIX веке возникла новая волна интереса к народным художественным промыслам. На Всемирной выставке в Париже кустарные сергиево-посадские игрушки, представлявшие Россию наравне с иконами, крестами и большой деревянной моделью Троице-Сергиевой лавры, были тепло приняты.

Однако события первой половины XX столетия — сначала две революции, затем Великая Отечественная война — кардинально изменили судьбу многих народных художественных промыслов. Техника сергиевской маховой резьбы была практически забыта, и даже почти запрещена, как и всё, что имело хоть какое-то отношение к православию. История уже была готова перевернуть страницу, оставив сохранившиеся деревянные артефакты на полках музеев прикладного творчества. Но в 1980-е годы народное сергиево-посадское искусство обрело новую жизнь и снова стало востребованным благодаря резчику Александру Николаевичу Варганову. Своими работами он не только заново пробудил интерес к знаменитой богородской игрушке и резной иконе, но и раскрыл потенциал маховой резьбы, создав с помощью этой техники уникальную деревянную православную скульптуру.

Одарённый от природы особым художественным взглядом Александр Николаевич не был наследником династии живописцев, не был он и подающим надежды учеником. Наоборот, в Сергиево-Посадском техникуме игрушки он учился так плохо, что пришлось забрать документы. Вернувшись после армии в родной город, он некоторое время работал на фабрике игрушек резчиком, но однообразная работа не приносила ему радости. Ключевым событием в жизни Александра Варганова стала встреча с искусствоведом Виктором Яковлевичем Соловьёвым.

Соловьёв много сил отдавал возрождению тех традиций народного искусства, которые были затеряны или в силу исторических условий оказались на грани забвения. По его инициативе в 1990-е годы были созданы Центр сергиевской традиционной культуры и Музей живой сергиевской культуры. Виктор Яковлевич увидел в работах Варганова стиль, близкий к традициям маховой резьбы. Он указал направление молодому мастеру, дал ориентир, но этого оказалось достаточно для того, чтобы Александр Варганов раскрылся как художник и возродил исконно русское искусство. Такому ренессансу старинного вида творчества способствовал также интерес, который стали проявлять к народным художественным промыслам искусствоведы, коллекционеры и другие любители прекрасного.

Первые фигурки мастер копировал с выставленных в музее экспонатов и продавал на Измайловском вернисаже в Москве. Оказалось, что «кубистские» образы кисейных барышень и бравых офицеров, русских князей и православных святых привлекают внимание жителей столицы и иностранцев. Каждая работа заявляла о своей уникальности неповторимой экспрессией штриха, пластичностью и ёмкостью образа. Постепенно у Александра Николаевича стали появляться заказы, а через несколько лет техника резьбы, зародившаяся среди крестьян и кустарей, помогла ему создать удивительные скульптуры из дерева.

Наиболее известными работами Александра Варганова считаются «Ангел-хранитель», «Возвращение блудного сына», «Святые страстотерпцы Борис и Глеб». За 25 лет мастер создал более 10 000 произведений, среди которых православная скульптура, резная икона, богородская игрушка, а также изделия из папье-маше. Многие из работ Варганова находятся в Русском и Историческом музеях, часть работ знаменитого резчика хранятся у коллекционеров из Европы, Америки, Японии и Австралии.

К сожалению, в 2019 году на 63-м году Александр Варганов ушёл из жизни. Символично, что родные простились с ним в день памяти преподобного Сергия Радонежского. Но, несмотря на эту невосполнимую потерю, хочется верить, что у техники маховой резьбы в скором времени появятся новые приемники и она найдёт своё новое звучание в XXI веке.


Фотографии и интервью с Александром Варгановым: http://sergiyev-posad.tass.ru/aleksandr-varganov/

Больше по теме

Мастера в Дагестане могут шить круглосуточно
До конца 2019 года во Владикавказе откроется центр народных художественных промыслов
Лучшим стеклодувом Северного Кавказа назван Михаил Батаев
Награждение камчатских мастеров