21.11.2019
История

Сергиевская маховая резьба

Сергиевская маховая резьба

Сергиев Посад, а также его сёла-спутники такие, как Богородское — уникальная для истории художественных промыслов России локация. Самым доступным и в тоже время самым ценным ресурсом в этих местах всегда был лес. Из крепких вековых деревьев возводили крепостные и монастырские стены, строили избы и хозяйственные помещения, изготавливали предметы быта и кухонную утварь. Местные кустари поколение за поколением совершенствовали навыки художественной обработки древесины. Так, параллельно с созданием масштабных иконостасов для Троицко-Сергеевской Лавры, в работе над которыми участвовали целые артели, в Сергиево-Посадском районе зародилась уникальная маховая техника резьбы.

Существуют минимум две легенды о возникновении этого народного художественного промысла. Одно из сказаний, которому уже более трёхсот лет, гласит, что основоположником маховой резьбы был Сергий Радонежский, который начал вырезать человеческие фигурки в подарок крестьянским ребятам из подобранных брусков мягких податливых пород дерева — осины и липы. Другая легенда рассказывает о том, что впервые куклу из дерева сделала для своих детишек жительница села Богородское. Нехитрой поделкой она хотела позабавить и утешить малышей, а когда игрушка надоела, её отвезли на ярмарку и продали. Со временем местные жители поняли, что подобные изделия пользуются спросом, и стали заниматься «игрушечным» промыслом, причём, как правило, одни мастера изготавливали человеческие фигурки, а другие — анималистические: животных и птиц.

К началу XIX века Сергиев Посад стал «столицей игрушечного царства», а к середине столетия уже село Богородское переживало расцвет резного кустарного производства. Целые крестьянские семьи трудились над созданием деревянных кукол с поздней осени до ранней весны, в период, свободный от сельскохозяйственных работ. Из осины, ольхи или липы хорошо заточенным ножом взрослые высекали «с маху» — без предварительных зарисовок на деревянной основе — фигурки монахов, барышень и гусаров. Работали сидя, удерживая заготовленную чурку на коленях, а чтобы предохранить себя от случайных порезов, плотно обматывали ноги тряпицами. Почти готовую поделку отдавали детям для отшлифовки и ошкуривания.

Одной из самых популярных кукол была ведучка. Бытующее только в Сергиево-Посадском районе название игрушки родственно глаголам «водиться» и «вести» в значении «нянчиться, пестовать, поддерживать». Вырезанные из дерева фигурки представляли собой нянюшек или кормилиц, ведущих за ручки малышей.

Фото: http://sergiyev-posad.tass.ru

Подобный «щепной» товар или, как его ещё называли, «топорщина» стоил недорого и хорошо продавался на ярмарках. Отчасти популярности деревянных игрушек способствовала мода на саксонский фарфор, распространившаяся в России с XVIII века. Богородские резчики часто копировали в дереве фигурки саксонских девушек и офицеров.

Со временем игрушки начали покрывать левкасом — раствором мела, рыбьего клея и льняного масла — и раскрашивать. В этот период экспрессивная техника маховой резьбы немного смягчилась, а сюжеты для поделок стали более разнообразными и демократичными. Среди игрушек появились фигурки простых работников: ткачихи, точильщика, водоноски, цветочницы, садовника.

В XIX веке возникла новая волна интереса к народным художественным промыслам. На Всемирной выставке в Париже кустарные сергиево-посадские игрушки, представлявшие Россию наравне с иконами, крестами и большой деревянной моделью Троице-Сергиевой Лавры, были тепло приняты.

Однако события, произошедшие в первой половине XX столетия — сначала две революции, затем Великая Отечественная война — кардинально изменили судьбу многих народных художественных промыслов. Техника сергиевской маховой резьбы была практически забыта, и даже больше: почти запрещена, как и всё, что имело хоть какое-то отношение к православию. История уже была готова перевернуть страницу, оставив сохранившиеся деревянные артефакты на полках музеев прикладного творчества. Но в 1980-е годы народное сергиево-посадское искусство обрело новую жизнь и снова стало востребованным благодаря резчику Александру Николаевичу Варганову. Своими работами он не только заново пробудил интерес к знаменитой богородской игрушке и резной иконе, но и раскрыл потенциал маховой резьбы, создав с помощью этой техники уникальную деревянную православную скульптуру.

Одарённый от природы особым художественным взглядом Александр Николаевич не был наследником династии живописцев, не был он и подающим надежды учеником. Наоборот, в Сергиево-Посадском техникуме игрушки он учился так плохо, что пришлось забрать документы. Вернувшись после армии в родной город, он некоторое время работал на фабрике игрушек резчиком, но однообразная работа не приносила ему радости. Ключевым событием в жизни Александра Варганова стала встреча с искусствоведом Виктором Яковлевичем Соловьёвым.

Соловьёв много сил отдавал возрождению тех традиций народного искусства, которые были затеряны или в силу исторических условий оказались на грани забвения. По его инициативе в 1990-е годы были созданы Центр сергиевской традиционной культуры и Музей живой сергиевской культуры. Виктор Яковлевич увидел в работах Варганова стиль, близкий к традициям маховой резьбы. Он указал направление молодому мастеру, дал ориентир, но этого оказалось достаточно для того, чтобы Александр Варганов раскрылся как художник, возродив тем самым исконно русское искусство. Такому ренессансу старинного вида творчества способствовал и интерес, который стали проявлять к народным художественным промыслам искусствоведы, коллекционеры и другие любители прекрасного.

Первые фигурки мастер копировал с выставленных в музее экспонатов и продавал на Измайловском вернисаже в Москве. Оказалось, что «кубистские» образы кисейных барышень и бравых офицеров, русских князей и православных святых привлекают внимание жителей столицы и иностранцев. Каждая работа заявляла о своей уникальности неповторимой экспрессией штриха, пластичностью и ёмкостью образа. Постепенно у Александра Николаевича стали появляться заказы, а через несколько лет техника резьбы, зародившаяся среди крестьян и кустарей, помогла ему создать удивительные скульптуры из дерева.

Наиболее известными работами Александра Варганова считаются «Ангел-хранитель», «Возвращение блудного сына», «Святые страстотерпцы Борис и Глеб». За 25 лет мастер создал более 10 000 произведений, среди которых православная скульптура, резная икона, богородская игрушка, а также изделия из папье-маше. Многие из работ Варганова находятся в Русском и Историческом музеях, часть работ знаменитого резчика хранятся у коллекционеров из Европы, Америки, Японии и Австралии.

К сожалению, в 2019 году на 63-м году Александр Варганов ушёл из жизни. Символично, что родные простились с ним в день памяти преподобного Сергия Радонежского. Но, несмотря на эту невосполнимую потерю, хочется верить, что у техники маховой резьбы в скором времени появятся новые приемники и она найдёт своё новое звучание в XXI веке.


Фотографии и интервью с Александром Варгановым: http://sergiyev-posad.tass.ru/aleksandr-varganov/

Больше по теме

До конца 2019 года во Владикавказе откроется центр народных художественных промыслов
Награждение камчатских мастеров
Мастера народных художественных промыслов из Нижнего Тагила
Мастерская кружевоплетения Центра народной культуры