Кто привез фарфор в Россию?
Моду на фарфор в России ввёл самый прогрессивный русский император Петр I после очередного вояжа в Европу (там фарфоровая посуда появилась в начале XVIII века). В 1712 году он побывал во дворце короля Пруссии «Ораниенбург», увидел там две палаты «в китайском стиле» и влюбился. Вернувшись домой, царь заказал такой же «уголок Востока» в своём дворце «Монплезир» (в переводе с французского – «моё удовольствие»), именно для него Россия впервые закупила большую коллекцию китайского фарфора.
С тех пор фарфор стал самым популярным финансовым вложением у русской знати. Теперь его закупали чаще всего на Мейсенской фабрике в Германии. Позже, при Екатерине II, послы открыли для себя французский фриттовый фарфор на Севрской мануфактуре. В 1770 году в Россию было отправлено 40% всего экспорта Мейсенского завода, и, по информации исследователя Д. Иванова, в конце XVIII века на предприятии даже были назначены специальные дни для выделки товара для России. Фарфоровые ставки росли, и в 1779 году на покупку скульптур работы Буазо императорский двор потратил 81000 ливров – более 405 000 рублей. При этом канцелярист в губернском уезде в это время получал 40 рублей в год, на них он имел возможность хорошо одеваться, держать лошадей, высылать каждый месяц 1-2 рубля серебром и подарки родителям.
Русские придворные не только охотно покупали фарфоровые изделия, но и получали их в подарок. В 1745 году король Август III прислал в честь бракосочетания великого князя Петра Федоровича (внука Петра I) с принцессой Ангальт-Цербстской в дар императрице Елизавете роскошный фарфоровый сервиз в декоре «Holzschnittblumen».
Кто первым начал «фарфоровое импортозамещение» в России?
У русских мастеров была творческая предрасположенность к изготовлению изящной фарфоровой посуды, потому что с VI века они занимались «ценинным промыслом» – делали посуду и разные бытовые мелочи из обожжённой глины, покрытой белой или цветной глазурью. Часто эти изделия ещё и расписывали, но это было отдельное искусство – майолика. Своё название «ценинный» промысел получил из-за олова (на немецком – Zin, или на польском – zing), которое входило в состав цветной эмали.
Но с фарфоровой посудой эти ценинные изделия конкурировать не могли, казённые траты на неё росли с каждым годом, и в 1723 году Петр I выпустил указ о льготах предпринимателям, которые сумеют «куриозное (это галлицизм, означает – интересное, редкое – примечание автора) художество ввести и распространить». Государь отдельно подчеркнул, что особой благодарности удостоятся те, кто будет использовать местное сырьё. Параллельно император отправил с тайным поручением в Дрезден своего денщика-дипломата Юрия Кологривова, тот должен был аккуратно выведать фарфоровый секрет, но миссия провалилась.
Петр I до рождения русского фарфора не дожил и успел застать лишь образцы майолики на заводе Афанасия Гребенщикова. Там изготавливали керамические изделия с росписью по сырой эмали. Тайну фарфора Гребенщиков не раскрыл, но, тем не менее, стал официальным «поставщиком Её Императорского Величества».
В 1744 году императрица Елизавета приказала в 10 километрах от Петербурга на берегу Невы построить «порцелиновую мануфактуру». «Порцелином» в то время называли белый фарфор, понятие заимствовали из итальянского языка, где porcellino переводится как «поросёнок». На такие ассоциации наших предков навёл молочно-розовый цвет фарфора после обжига. В качестве эксперта пригласили профессионального художника по фарфору Кристофа Конрада Хунгера. По происхождению он был немцем, до России работал в Вене, Венеции и Мейсене. Хунгер, которого в народе величали Гунгером, смог сделать на Руси некачественный маленький горшок и шесть непригодных к употреблению чашек. Императорский двор оперативно организовал расследование и выяснил, что «эксперт» вообще-то был путешественником – странствовал по Европе, поверхностно изучал некоторые промыслы, а позже, предположительно, из-за проблем с квалификацией, сбежал из Мейсена в Вену. Хунгера уволили, в 1748 году он умер в Петербурге в одиночестве.
Хунгер тщательно берёг свои «секреты мастерства» и не посвящал в процесс посторонних, однако к нему был приставлен внимательный помощник Дмитрий Виноградов. Он был родом из семьи суздальского священника, отец нашёл средства и отправил сына в Славяно-греко-латинскую академию. Там молодой Виноградов сдружился с Михаилом Ломоносовым, оба продолжили учёбу в Санкт-Петербурге. После Виноградов в компании других талантливых ребят отправился на стажировку во Фрайбург для изучения горного дела. Молодой ученый с блеском сдал финальные экзамены в Берг-коллегии (это государственный орган, который занимался горной промышленностью в России) и получил чин бергмейстера. Он планировал и дальше заниматься по профилю, но императрица Елизавета Петровна приметила талантливого подданного и поручила ему создать фарфоровое производство в России.
У Виноградова получилось: уже в 1746 году он сумел получить приемлемый по качеству фарфор на основе нескольких сортов гжельской белой глины, олонецкого кварца и алебастра. Ещё несколько лет ушло на совершенствование технологического процесса. В 1753 году завод «Невская порцелиновая мануфактура» уже принимал заказы на фарфоровые табакерки. В них были все те элементы, которые впоследствии стали фирменным стилем наших изделий – тонкая роспись с мельчайшей прорисовкой деталей, позолота, рельефный декор и изящность форм.
В 1756 году Виноградов установил на заводе большой горн и смог выполнять более крупные заказы. Одним из них стал первый русский сервиз из фарфора с рельефным декором и пурпурно-золотой росписью под названием «Собственный». Его приобрела императрица.
Изобретение русского фарфора стоило Дмитрию Виноградову жизни. Придворные настолько боялись, что отечественный рецепт станет известен, что перестали выпускать учёного с завода, он пытался забыться в вине, чем ещё больше разозлил начальство. Тогда изобретателя русского фарфора посадили на цепь и приковали к стене на этом заводе, через три дня он умер. Дмитрию Виноградову было 38 лет. От него остался дневник с зашифрованным рецептом фарфора: на шифре настаивали придворные. Дело Виноградова продолжил его ученик Никита Воинов.
В 1765 году на престол взошла Екатерина II и решила переименовать «Невскую порцелиновую мануфактуру» в Императорский фарфоровый завод. Ему она приказала «удовольствовать всю Россию фарфором».
Кто был главным фарфоровым энтузиастом?
Короткий ответ на этот вопрос — Матвей Сидорович Кузнецов.
Но мы таким коротким ответом, конечно, не ограничимся.
Родиной Кузнецова, что очень символично, была Гжель. Именно в этом районе главным делом местных жителей начиная с 18 столетия была керамика.
Прадед «фарфорового короля», Яков Васильевич Кузнецов, основал небольшой завод по производству керамики. Спустя почти век, в 1867 году, после обучения в коммерческом училище в Риге, Матвей Сидорович приступил к управлению семейным делом.
Первым успехом Матвея стала московская Всероссийская художественно-промышленная выставка — именно там в 1882 году он был представлен императорской чете и преподнес императрице в качестве подарка фарфоровый чайный сервиз своего завода. Эта встреча была судьбоносной: через двадцать лет Матвей Кузнецов приобрёл новый статус — «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
Заводы Кузнецова стали настоящей «империей» — суммарно на них трудились 1300 постоянных и более 3 500 тысяч временных рабочих.
Изделия Кузнецова завоевали не только российский, но и зарубежный рынок: русский фарфор пользовался спросом в Турции, Персии, Болгарии, Японии, Америки и Австрии после получения медалей на Международных выставках в Париже (в 1900 году) и Реймсе (в 1903 году).
Главным секретом фарфоровой империи Кузнецова было отношение самого Матвея Сидоровича к процессу: Кузнецов стремился объединить всех керамистов страны, привлекая на свои заводы лучших мастеров и фабрикантов. На его предприятиях был чётко регламентирован процесс восхождения по карьерной лестнице: каждые два года подструктурные директора на его заводах менялись по старшинству вступления в должность.
Кому на Руси фарфор был нужен?
Основным заказчиком фарфора на Руси была императорская семья. Она заказывала как сервизы, так и более мелкие изделия, наподобие табакерок. Понравившиеся произведения хранились в царских покоях, другие же Екатерина II дарила особо приближенным придворным. Некоторые изделия отправлялись за границу в качестве дипломатических подарков.
Русский фарфор стоил очень дорого и позволить себе его покупку могла лишь узкая прослойка знати – это был элемент престижа, показатель кастовой принадлежности. Весь XVIII век аристократия даже не использовала фарфор, а прятала его в специальных кладовых, сервировать им столы стали намного позже.
Как буржуазный фарфор выжил в Советском Союзе?
Советская власть в лице Народного комиссариата просвещения поставила перед Императорским фарфоровым заводом предельно конкретную задачу: «вырабатывать агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению». Для таких глобальных целей на заводе даже открыли «Испытательную керамическую лабораторию республиканского значения».
В 20-х годах XX века здесь трудились Казимир Малевич и Василий Кандинский. Малевич пропагандировал «принцип утилитарного совершенства вещи», его знаменитый заварочный чайник, напоминающий сложную геометрическую систему, и концептуальные полчашки и сейчас можно купить в составе сервиза за 50 000 рублей.
Художники реформировали искусство с размахом: обычные формы они заменили на упрощенные правильные полусферы, ручки с завитками – на сурово-прямоугольные. Также утилитарно-совершенная посуда была бессюжетной, с простыми линиями – так творцы показывали, что важен сам цвет, а не то, что он отображает. Народ, однако, «простую» посуду не оценил: пользоваться ей в «нехудожественной» жизни оказалось практически невозможно. Но творец не терялся и в ответ на заявление директора завода «Господин Малевич, из вашего чайника вода не льется», исчерпывающе пояснил, что «это не чайник, а идея чайника». Начальство в столь сложных материях разбираться не стало, и художники будущего были уволены.
В 30-е годы Ленинградский фарфоровый завод под руководством ученика Малевича Николая Суетина создавал стиль, соответствующий «социалистическому быту». Это было сочетание идей революционных предшественников с декоративизмом и реалистическим изображением природы.
В 60-е годы мастера завода устали от чрезмерной декоративности и росписи, они перешли на работу с белым фарфором и формой, которую старались сделать более лаконичной и геометрически правильной. В этот период особенно заметными фарфоровыми мастерами были Эдуард Криммер и Анна Лепорская, Василий Семёнов, Серафима Яковлева и Владимир Городецкий. Благодаря Нине Славиной и Инне Олевской развивалась и композиция: в моду вошли монументальные многопредметные сочетания.
Где сегодня в России делают фарфор?
Помимо Императорского завода в современной России крупными производителями фарфора считаются Гжельский фарфоровый завод в селе Речицы, Дулёвский завод в Московской области и Дмитровский в посёлке Вербилки.
Дулёвский завод появился из-за стараний удельного крестьянина Якова Васильевича Кузнецова, который в XIX веке начал заниматься фарфором в старообрядческом Гжельском селе Ново-Харитоново. Дело отца подхватили дети в селе Дулёво, и контора «Товарищество М. С. Кузнецова» быстро стала брендом. В 1918 году советская власть национализировала предприятие и переименовала его в «Дулёвский фарфоровый завод имени газеты «Правда».
Один из негласных символов дулёвского фарфора — «агашка», особая цветочная роспись широкими мазками. Название этой техники связано с тем, что среди деревенских девушек, трудившихся на заводе, было распространено имя Агафья. Вот и назвали в честь мастериц роспись красивыми выразительными цветами ласкаво — «агашкой».
В 2003 году цех по производству художественного фарфора в селе Речицы отделился от Дулевского завода и стал «Гжельским фарфоровым заводом».
Сегодня АО «ГФЗ» специализируется на традиционном фарфоре с ручной кобальтовой росписью. На Гжельском заводе очень любят спорт, и даже заслужили право выпускать лицензионную сувенирную продукцию к Олимпийским играм в Сочи. А Российский футбольный союз заказал заводу фарфоровые бутсы и футболки в гжельском стиле.
Дулёвский фарфоровый завод также неравнодушен к спорту и готовится к Чемпионату мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году. Мастера из Дулёво выпустят скульптуру волчонка Забиваки (это официальный талисман ЧМ 2018), 15-сантиметровый фарфоровый кубок для чемпиона, а также чайники, чайные пары, настенные тарелки с символикой турнира.
Фарфоровый завод в посёлке Вербилки в Московской области также одно время входил в структуру «Товарищества М. С. Кузнецова». Дмитровским завод стал в Советское время после национализации. В 1991 работники завода выкупили его и организовали ЗАО «Фарфор Вербилок», а в 1995 году появилось дочернее предприятие ДО «Промыслы Вербилок», которое объявило, что возродит традиции дореволюционного фарфора. Сегодня фарфор Вербилок выходит под маркой фабрики «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках». В 2018 году предприятие собирается перевыпустить серию посуды времён СССР. Она должна напомнить покупателям о лозунгах и достижениях советского периода.
Русский фарфор знают за рубежом?
Фарфоровые заводы времен империи, СССР и России постоянно завоёвывали призы на международных выставках в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Брюсселе, Вене. Сегодня фарфор Императорского завода выставлен в Эрмитаже, Русском музее, ГМЗ «Царицыно», Victoria and Albert Museum, The Metropolitan Museum of Art и в частных коллекциях.
Также за отдельные изделия из русского фарфора коллекционеры сражаются на международных аукционах «Сотбис» и «Кристи».
Чтобы улучшить технологии производства и выйти на уровень всемирно признанных торговых марок Meissen, Herend, Wedgewood, Императорский фарфоровый завод в 2002 году даже купил французские компании Deshouliers и Porcelaine de Sologne, которые выпускают качественный французский фарфор европейского класса не ручной работы.
Зачем на фарфор ставят клейма?
Клейма на фарфоре – это первая попытка мастеров защитить авторское право. Они ставили на изделие клеймо и этим подтверждали его подлинность. Обычно такая защита от подделки расположена на донышке предмета и покрыта нестирающейся краской. Клеймо может быть сделано в виде цветочного орнамента, семейного герба, инициалов и других элементов, которые зависят только от фантазии автора.
Как отличить фарфор от керамики?
Прежде всего, приподнимите предмет и попытайтесь посмотреть через него на свет: фарфор просвечивает, а керамика – нет. Дальше обратите внимание на донышко: если на ободке есть глазурь, то перед вами керамика, нет – фарфор. Музыканты могут еще и проверить посуду на слух: у фарфора при постукивании чаще всего ясный и высокий тон, у керамики – глухой и низкий.
Правда ли, что фарфоровая посуда может быть опасна?
Опасными могут быть только дешёвые и некачественные изделия, при росписи которых использовались кадмий и свинец. Чтобы не рисковать, покупайте фарфор в специализированных магазинах и избегайте посуды с перламутровыми или очень яркими рисунками.