Народный художественный промысел мастериц из города Таруса Калужской области зародился очень давно (этнографы затрудняются точно ответить, когда из калужской вышивки выделилась тарусская), а окончательно оформился только в советское время.
По технологии, когда нити обвивали тканевую основу, в некоторых местах предварительно прореженную до состояния сетки, яркую геометрическую вышивку называли «вырезами» или «перевитью».
Промысел, который спасли три женщины
Вышивальщицы в Тарусе владели техникой знаковой для Калужской области цветной «перевити». Метод этот также называли «красной перевитью», поскольку чаще всего для вышивки использовались нити красного цвета. Тарусские мастерицы трудились для собственных нужд, укладывали расшитые изделия в сундуки с приданым для дочерей, а иногда продавали яркие скатерти и сарафаны соседям.
Самые важные события для становления тарусской вышивки как народного промысла произошли в 1917 и 1923 годах, когда в городок площадью всего 12 квадратных километров переехали три ценительницы народного творчества: сначала Маргарита Николаевна Гумилевская, а затем Мария Фёдоровна Якунчикова и Наталья Яковлевна Давыдова.
В.А. Серов. Мария Фёдоровна Якунчикова, 1889 г.
Мария Якунчикова и Наталья Давыдова были так впечатлены местной вышивкой, что решили её во что бы то ни стало сохранять и развивать. Для этого было решено основать артель. Так и открылась в 1924 году Тарусская артель вышивальщиц, куда вскоре, оставив работу учительницы, перешла Маргарита Гумилевская.
Позже Маргарита Николаевна станет главной художницей предприятия и хранительницей местных традиций вышивки, а также приведёт промысел к пику его популярности и наградам международных выставок.
В 1924-м году в Тарусской артели было всего 30 человек, все они работали на дому, вручную красили нити. Такая деятельность больше походила на кружок по интересам. Но уже через пять лет кропотливой работы артель получила своё первое производственное помещение. К 1930-му году тарусская вышивка стала развиваться ударными темпами: артель выросла до 300 человек и приблизилась к масштабам градообразующего предприятия.
Чтобы сберечь характерные калужские узоры, сотрудницы по всем окрестным деревням собирали полотенца, подушки-думки, скатерти и все отрезки ткани с вышивкой. Если же работницам не удавалось забрать образцы, они тщательно перерисовывали узоры.
А затем случилась война, и часть бесценной коллекции была уничтожена. Но после освобождения Тарусы от немецких войск удивительная Маргарита Гумилевская лично прошла десятки километров по деревням, чтобы собрать уцелевшее. Тарусская артель вышивальщиц возобновила работу с 1942 года, снова начала расти, и даже недолго выпускала форму для солдат.
В 50-е годы работы артели принялись завоёвывать золотые медали и почётные дипломы на европейских выставках (Милан, Париж и Брюссель восхищались мастерством вышивальщиц Тарусы), но помещения, в которых трудилось около 400 сотрудников, не годились для комфортной работы.
В то же время в Тарусу переехал Константин Георгиевич Паустовский, здесь писатель занялся выпуском альманаха «Тарусские страницы». Он искренне полюбил маленький город на Оке, и даже завещал, чтобы его похоронили именно в Тарусе. Паустовский написал статью, в которой призывал предоставить артели вышивальщиц подходящее помещение — и Совет министров РСФСР прислушался к писателю. Артель получила помещение на 500 человек, и тогда наступили её лучшие годы.
Увы, к поре экономической нестабильности 1990-х годов, когда народные промыслы оказались совсем забыты государством, численность работников артели сократилась до 100 человек.
Сейчас НХП «Тарусская вышивка» продолжает бережно сохранять традиции калужской вышивки и старается возродить интерес к рукоделию у молодого поколения. У местных мастериц можно заказать столовое и постельное бельё, а также одежду, украшенную традиционными узорами.
Космос, барсы и СССР: как менялись орнаменты тарусской вышивки
Узнать калужскую, а, значит, и тарусскую вышивку, довольно просто: её отличают чёткие геометричные линии. Орнаменты исполнены преимущественно красной нитью, к основному цвету иногда добавляют белые, жёлтые, синие и зелёные элементы. Узор словно сквозной — полупрозрачный и лёгкий. А ещё тарусская вышивка не имеет неприглядной изнаночной стороны со свободными концами нитей, её рисунок словно влит в саму ткань.
Сюжеты тарусской вышивки всегда описывали жизнь такой, какой её видели мастерицы. Началось всё, конечно, с солярных, то есть солнечных, символов (крест, ромб и даже свастика как схематическое изображение движения Солнца, а вместе с ним и Земли), к ним постепенно добавлялись зооморфные и антропоморфные узоры.
Часто на калужских вышивках встречаются изображения царственных птиц с роскошными хвостами — пав и петухов. Петушиная привычка кукарекать на заре прочно связывает эту птицу с солнцем, так что, видимо, изображение петуха стало переходным от солярных символов к зооморфным. Других животных рукодельницы тоже вышивали величественными: барсы застыли с гордо поднятой передней лапой, лошади прекрасны и ретивы.
Фигуры людей на тарусской вышивке в основном женские, у каждой из них согнутые в локтях руки подняты вверх или своевольно упёрты в бока. Матрёны часто выстраиваются в ряды или соседствуют с птицами и зверями. Периодически женские фигурки сопровождаются изображениями всадников.
Как ни странно, растительные мотивы в калужской вышивке появились значительно позже антропоморфных. Интересно, что символическое изображение древа жизни в советское время стали называть «садом», что, конечно, логично вписывается в эпоху колхозов и продуктивности.
Во время расцвета Тарусской артели с традиционной вышивкой вообще приключилось много интересного. Главная художница Маргарита Гумилевская не только хранила старинные орнаменты, но и старалась развивать их, дополняя актуальными мотивами. Так появились местные пейзажи с богатой природой Приокья — цветущими яблонями и ландышами.
А в 1930-х грянул идеологический заказ, и вышивка преобразилась окончательно, причём весьма причудливо. Прекрасный вкус Маргариты Гумилевской и тарусских мастериц позволил органично ввести элементы партийной символики в традиционные орнаменты. Так, полотно «Серп и молот» стало одной из самых известных работ Тарусской артели вышивальщиц вообще и Маргариты Гумилевской в частности — этот узор был создан специально для Всемирной выставки в Нью-Йорке, но вскоре его копии и подобия разъехались по музеям.
В послевоенное время местные умелицы создавали масштабные панно, посвящённые Великой Победе. С 60-х годов в сюжетах тарусской вышивки стали появляться бороздящие космические просторы спутники, олимпийская символика и другие приметы времени — словом, как и в старину, тарусский промысел тщательно документировал окружающую действительность.
Где найти тарусскую вышивку сегодня?
- В НХП «Тарусская вышивка». На предприятии работают настоящие энтузиасты своего дела, у них можно заказать уникальные наряды или домашний текстиль с той самой вышивкой.
- На экспозициях народных промыслов и предметов советской эпохи. Ценность традиционного орнамента обеспечила место калужской вышивке в этнографических и исторических музеях, а оригинальное сочетание народных мотивов и, скажем, сюжетов об индустриализации до сих пор радует глаз посетителей выставок, посвящённых советскому дизайну.
- На торцах домов в Калуге. Традиционный орнамент в форме мозаики украшает несколько пятиэтажных домов города ещё с 60-х годов.