Почему мстёрская? Мстёр – это мастер?
Мстёрской миниатюра называется из-за своей прописки в селе Мстёра (сейчас это уже посёлок городского типа). Своим необычным именем эта местность обязана финно-угорским племенам, которые жили в ней до переселения славян в IX веке. Финно-угры изначально дали имя реке, которая текла неподалеку. Она была очень глубокой и тёмной, и финны, недолго думая, окрестили её «musta» – чёрная. После прихода славян первая гласная быстро выпала, и река стала «Мстой», а затем и «Мстёркой».
Но сама территория у реки Мстёрки Мстёрой сделалась не сразу. В летописях XVII века ёе называли Богоявленским погостом из-за церкви в честь Богоявления Господня, которая стояла там же. В начале XVIII века погост превратился в село «Богоявленская слобода», а ещё через сто лет местные жители решили, что им больше нравится жить в селе Мстёрка, чем в «Богоявленской слободе» и переименовались.
Некоторым мстёрцам (даже тем, что водят там экскурсии) нравится думать, что название их местности произошло от слова «мастер», ведь в селе издавна жили умельцы с «золотыми руками»: конники, чеканщики, сусальщики, кузнецы, столяры, вышивальщицы.
Но в 1987 году краевед Сергей Кириллов связался с Институтом русского языка СССР и получил официальный ответ: «Название Мстёра не может быть родственно слову мастер по фонетическим, хронологическим и другим причинам. Вы совершенно правы, считая, что первоначально Мстёрой была названа река, а уже позднее слобода. Гидроним «Мста» восходит к финскому «musta» - «чёрная».
Зачем Советскому Союзу понадобились расписные шкатулки? Кто их придумал?
Мстёрчане впервые увлеклись росписью в XVIII веке: всё началось с Богоявленского монастыря, в котором иконопись была поставлена на поток. Вскоре почти всё мужское население Мстёры превратилось в профессиональных иконописцев, они открывали свои мастерские, нанимали персонал и торговали не только в России, но в других православных странах – Румынии, Сербии, Болгарии.
Золотая эпоха закончилась для мстёрских мастеров в начале XX века, когда в России начали открываться фабрики. Те массово выпускали красивые фольговые иконы (там выписаны только лики и руки святых, а одежда, украшения и свет сделаны из фольги) и продавали их по низким ценам. Потом появились ещё и литографии, где иконы также печатали в большом количестве, и иконописцы старой школы оказались на грани разорения.
После революции мстёрским мастерам пришлось окончательно уйти с рынка, так как изготовление и хранение икон было чревато самыми разными проблемами.
Но тягу к искусству, как известно, заглушить невозможно, иконописцы тосковали по кистям и краскам и смогли найти выход: в 1928 году появилась «Артель древнерусской живописи», где расписывали коробки, шкатулки, ларцы, солоницы и даже куклы-матрёшки. Спустя год переквалифицировались на масляную роспись полотняных настенных ковриков на полотне. Те не шли с иконами ни в какое сравнение: хромали и сюжеты («Котятам в корзинке» и «Первым поцелуям» тогда ещё не умилялись), и качество.
Исправлять ситуацию взялся Научно-исследовательский институт художественной промышленности СССР: художников отправили учиться в Москву и в Федоскино, которое называют родиной русской лаковой росписи. В 1930 году в Мстёре открылась артель «Пролетарское искусство», её возглавили признанные мастера: Н.П. Клыков, А.Ф. Котягин, Е.Е. Юрин, В.Н. Овчинников, И.Н. Морозов.
И уже через пять лет лаковые миниатюры из Мстёры начали покорять мир: на всемирных выставках в Милане (1935 г.), Париже (1937 г.) и Нью-Йорке (1939 г.) они выиграли золотые и серебряные медали.
Миниатюра – потому что шкатулки очень маленькие?
В XIX веке мстёрские иконописцы славились своим «мелочным письмом». Это один из видов иконописи, который используют для сложных изображений.
Например, метровую икону делили на 36 частей: в каждой из первых 12 изображали по 30-31 святому (по числу дней в месяце), в следующих 12 – подробные сюжеты всех главных (двунадесятые) праздников церкви и в оставшихся 12 – страсти Христовы. В таких иконах подробно выписывались все детали, все «мелочи» сюжетов, отсюда и их название.
Вернувшись к живописи после революции, мстёрские мастера быстро вспомнили о своих сильных сторонах и воскресили «мелочное письмо» в жанре лаковой миниатюры.
После Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки «Пролетарская артель» решила сосредоточиться на лаковой росписи коробочек из папье-маше. Их размеры обычно не превышали 20 сантиметров в длину и 12 сантиметров в высоту, поэтому все сюжеты выписывались в миниатюре.
Почему мстёрская миниатюра стала такой популярной? В чём секрет мастеров?
Мстёрские художники создавали очень праздничные миниатюры: все их сюжеты развивались на ярком, тщательно выписанном пейзаже с сияющим голубым небом, реже в «русских палатах». Они, в отличие от палехских мастеров, никогда не использовали чёрный фон, поэтому миниатюрный мир их шкатулок казался радостным и очень чистым. Мстёрские миниатюры писались темперными красками (это водорозбавляемые сухие пигменты), их смешивали с яичным желтком и квасом.
Композицию мстёрчане выстраивали по ярусному принципу: в разных направлениях на разных уровнях изображали движущиеся группы людей или животных, таким образом появлялось ощущение колыхания.
Сцены миниатюр обрамлялись тонким золотым орнаментом, в котором сочетались растительные и геометрические мотивы. Цветовая гамма мстёрских миниатюр – голубовато-серебристая или охристо-жёлтая и красная.
Имеет значение и техника росписи: сначала рисунок с помощью припороха (трафарета) переносится с кальки на крышку коробки. Дальше идёт «роскрышь» – равномерное распределение красок по поверхности внутри контура. После этого следует непосредственно роспись деталей, а затем наступает время «плави», когда цвет доводят до единства. Заканчивается письмо «бликовкой»: блики накладываются для создания объема и света. Обычно в этом случае мастера используют белила или творёное золото. И, наконец, уже готовая вещь покрывается шестью слоями прозрачного лака, сушится в печи и полируется.
Что принято изображать на мстёрских миниатюрах?
Мстёрские умельцы начинали с сюжетов русских сказок и былин, а в 40-е годы XX века стало модно копировать на своих изделиях картины великих художников XIX века. Позже Мстёра вернулась к фольклору и открыла для себя бытовые сюжеты: так, на шкатулках можно встретить и иллюстрации народной песни «Поле, русское поле», и повести А.С. Пушкина «Дубровский», и даже зарисовки из жизни сельского участкового.
Встречаются в мстёрских миниатюрах и исторические сюжеты – Иван Сусанин с поляками, казаки в Запорожской сечи и даже Троянская война.
Чем живут Мстёры сегодня?
Сейчас точкой притяжения мстёрских художников служит Производственный кооператив «Центр традиционной мстёрской миниатюры», он стал правопреемником реорганизованной фабрики «Пролетарское искусство». Сегодня там работают 90 специалистов, многие входят в Союз художников России. Их ведущее направление – лаковая миниатюра, но кроме неё, мастера также пишут иконы, в том числе именные.Так что смело можно утверждать, что сегодня Мстёра вернулась к истокам.
Параллельно с этим художники стараются отвечать вызовам современности — так, в 2008-2009 годах Производственный кооператив «Центр традиционной мстёрской миниатюры» выпустил расписные компьютерные мыши и флешки с рисунком на чёрном лаке. Результат пользовался большой популярностью на отечественном рынке.
Помимо росписи, в Мстёре развивается и другое традиционное для неё искусство – ювелирное. ЗАО «Мстёрский ювелир» воскресил традиции местных чеканщиков окладов для икон. В советское время предприятие называлось «Промышленным заведением меднопрокатной выработки фольги». Сначала там делали предметы домашнего обихода, но позже перешли на изящную посуду – подстаканники, столовые приборы, пудреницы. Сегодня ЗАО «Мстёрский ювелир» выпускает посуду и столовые приборы из серебра и цветных металлов, драгоценные ювелирные украшения с той самой лаковой мстёрской миниатюрной живописью и финифтью. В большинстве случаев это ручная работа и филигрань, когда используется ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки.