В 1900 году настоящей сенсацией Всемирной Парижской художественной выставки стал трёхъярусный павильон из чугунного литья, выполненный в византийском стиле. Это уникальное изделие было результатом работы мастеров чугунолитейного завода Уральского города Касли. Конструкция состояла из трёх тысяч элементов, которые создавались командой из шестнадцати мастеров в течение года. Проект павильона выполнялся по заказу одного из владельцев Кыштымского горного округа Василия Дружинина, решившего продемонстрировать мастерство работников завода и заодно воспользоваться международной площадкой для рекламы.
Но история такого успеха закладывалась значительно раньше.
Рождение Каслинских традиций
Прямым следствием реформ Петра I было не только развитие традиционных русских ремёсел, но и появление новых направлений прикладного искусства. Так, в результате становления российской добывающей и металлургической индустрии появилась возможность формировать и совершенствовать технологию художественного литья. В допетровскую эпоху литейное дело и искусство совмещали только зарубежные мастера.
В 1747 году купец из Тулы Яков Коробков заложил на Каслинском истоке железоделательный и чугуноплавильный завод. Участок был выбран более чем удачно. Уральские горы богаты железными рудами, местные пески, необходимые для формовки, отличаются великолепным качеством, а сырья для производства древесного угля – более чем достаточно. К тому же, Касли находились на прямой «казанской тропе», по которой купцы везли товары через Урал, избегая Верхотурской дороги. На официальном тракте за товары приходилось выкладывать солидные суммы местным воеводам и таможенным службам, а проезд по «казанской тропе» обходился гораздо дешевле.
В 1751 году завод перешёл во владение к заводчику, статскому советнику Никите Никитичу Демидову. До начала XIX века года производство находилось в собственности самого Демидова и его наследников. В цехах в основном изготавливали котлы, рукомойники, утюги, чайники, которые производились и в других местах, поэтому большого дохода не приносили. После покупки завода в 1809 году перед его новым владельцем – купцом I гильдии Расторгуевым Львом Ивановичем – остро встала задача освоения изготовления новой продукции, но по возможности, в рамках существующих мощностей. Расторгуев привлёк в свои цеха талантливых литейщиков, чеканщиков, формовщиков. Первым делом он принялся за изготовление военных заказов. А с принятием на должность нового управляющего – Григория Федотовича Зотова – началось развитие чугунного художественного литья.
Этот энергичный и неоднозначный человек смог сделать невиданную для крепостного работника карьеру – дослужился до управляющего завода и, в качестве благодарности за свой труд, получил вольную. Однако методы, которые он применял к работникам завода, были недопустимыми: эксплуатация женского и детского труда, жестокое обращение с рабочими. В результате Кыштымского волнения 1822-1823 гг. на проблемы рабочих обратил внимание император, а специальная комиссия, доказав преступления Зотова, отправила его в ссылку.
Большой вклад в развитие каслинских традиций художественного литья внесли не только русские, но и немецкие мастера. В начале XIX века в результате наполеоновских войн, приведших к осложнению экономической ситуации в Германии, немецкие металлурги в поисках лучшей жизни приехали в Россию. Они проявили высокое мастерство в производстве оружия и художественных литых изделий. Каслинские мастера быстро переняли и развили немецкий способ литья в сухую песчаную форму.
Первые серьёзные работы были изготовлены по отливкам, которые Зотов привёз из Германии после посещения металлургических заводов. Это были «Апостол Иоанн Богослов», «Апостол Павел», барельеф «Учёный», «Блюдо в готическом стиле», «Блюдо с морскими божествами», «Иисус Христос». Из ассортимента немецких изделий также взяты популярные и сегодня подсвечник «Колонка на львиных лапах» и чернильница «Броненосец». Художественные вещицы, изготавливаемые небольшими партиями, назывались «кабинетным литьём», «кабинетными вещами». Эти названия отражали функциональную ориентированность продукции – чугунные вещицы в основном предназначались для декора столовых, гостиных, кабинетов, спален, залов. Одновременно они зачастую выполняли утилитарные функции – служили подсвечниками, чернильницами, вазами для фруктов.
Следующий всплеск художественного литья приходится на 40-е годы XIX века. Для повышения квалификации каслинских формовщиков руководство завода выписало из Горного правления вольнонаёмных литейщиков. Они привезли с собой передовые технологии покрытия отливок, что позволило расширить ассортимент выпускаемой продукции. Началось производство трёх видов подсвечников: лаковых, чёрных и бронзовых. Кроме того, изготавливали парковые скамьи, кресла, молочники нового фасона. Развитие чугунного литьевого промысла тормозило отсутствие специалиста, который мог бы перенести рисунок в модель для чугунного литья объёмных форм.
Художники и литьё
К 70-м годам позапрошлого века определились основные направления художественного чугунного литья – кабинетное, мемориальное, бытовое, архитектурное. Знатоки прикладных искусств определили основные особенности каслинского стиля – чёткий силуэт, проработанные детали, убедительная имитация различных материалов, качественная окраска.
Как же объяснить техническую и эстетическую безукоризненность чугунных изделий? Прежде всего, для их изготовления мастера используют чугун, получаемый по особым технологиям. Важную роль играет высокое качество каслинских песков, применяемых для формовки. И главное условие создания шедевров из металла – мастерство формовщиков, литейщиков, чеканщиков, передающих секреты получения уникальных изделий от поколения к поколению и постоянно совершенствующих технологии и применяемые материалы.
В разное время в Каслях жили и работали выпускники Петербургской академии художеств. Художник по скульптуре Михаил Денисович Канаев, приняв предложение стать заводским скульптором, открыл школу, в которой обучал заводчан лепке и формовке. Канаев предложил заводскому начальству пригласить из Златоуста двух опытных гравировщиков по стали для обучения каслинских чеканщиков. Его просьба была удовлетворена. Неоценим вклад Николая Романовича Баха, который продолжил дело Канаева и взял под своё руководство художественную школу.
К концу XIX века, благодаря совместным усилиям скульпторов и мастеров художественного литья и чеканки, ассортимент художественного и архитектурного литья существенно расширился. Особенным спросом пользовались:
- фонарные столбы, выполненные по индивидуальным заказам, опоры под арки, фронтоны крылец – простые и ажурные, ограждения, решётки. Рисунок решёток мог быть самым разнообразным и содержать цветочные мотивы, готические элементы, геометрические фигуры;
- дверные ручки, таблички;
- Декоративные гвозди-обереги, шляпка которых выполнялась в виде голов животных или различных символов;
- чугунные дверцы для печей. Выпускались как самые простые модели с геометрическим орнаментом, так и образцы, имеющие художественную ценность благодаря сложному рельефу;
- камины. Эти изделия составляли одно из основных направлений архитектурного литья. Каслинские камины, благодаря богатству форм и видов декора, украшали дома купцов и дворян. Восхищение вызывали модели «Ипатьевский камин» и «Демидовский камин». Первая конструкция выполнена в стиле барокко, украшения – цветочные розетки и головы сатиров. «Демидовский камин» по форме напоминал ажурный шкаф, и отличался высокой сложностью изготовления и оформления.
Первое признание: «Россия» не продаётся
Началом массового признания качества Каслинского литья можно считать выставку «Сельское хозяйство и промышленность», которая прошла в 1860 году в Санкт-Петербурге. На ней были представлены уличные столы, диваны, стулья, решётки, тарелки ажурные и с рельефом, а также статуэтки по моделям русского скульптора П.К. Клодта и французского мастера анималистической скульптуры П.Ж. Мена. Следующими стали выставки в Париже в 1867 году, Филадельфии в 1876 году, Екатеринбурге в 1887 году, Нижнем Новгороде в 1896 году. Регулярное участие в ярмарках и выставках позволяло широкой публике ознакомиться с уникальной продукцией, отлитой из чугуна.
Торжеством художественных традиций металлургов Урала стала Всемирная выставка в Париже 1900 года, ведь в каталог участников вошло небывалое количество наших экспонатов — 495 изделий.
Павильон располагался в галерее на втором этаже. Вход в него украшала скульптура «Россия» Н. Лаверецкого – женщина-воин, готовая в любой момент встать на защиту Родины. Стены сказочного дворца были созданы из чугунных кружев, фигурок зверей, птиц, драконов. В самом павильоне располагались экспонаты декоративного и декоративно-прикладного назначения.
Здесь можно было своими руками потрогать линейку, сгибающуюся в кольцо, портсигар, цепочку для часов весом в 25 граммов, вазу, напоминающую кружево. Покупателям дарили сувенир – брелок в виде собачек, рыбок, скрещенных молоточков.
На этой выставке изделия заводов Каштымского горного округа были удостоены высших наград – Большой Золотой Медали и хрустального Гран-при. Президент Франции Эмиль Лубо предложил купить павильон со всеми экспонатами за астрономические в то время деньги – 2 миллиона рублей. Владельцы завода передали через управляющего своё согласие, но поставили условие: «Продаётся всё, кроме скульптуры «Россия». Французскому президенту не понравился такой ответ, и он выразил сомнение в качестве и прочности каслинского литья. Присутствовавший при разговоре мастер бросил на пол ребром изящную и на вид очень хрупкую тарелку. Изделие осталось целым, а француз повысил цену. Но покупка не состоялась, и чугунный дворец вернулся домой.
Вызовы времени
Начало Первой мировой ознаменовало полную переориентацию завода на военные заказы. Революция, Гражданская война негативно отразились на судьбе Каслинского промысла. В 20-х годах возобновился выпуск небольших партий художественных изделий. А в 1934 году был запущен новый цех архитектурного и художественного литья. Со следующего года он начал выполнять заказы на крупноформатное литьё, предназначенное для оформления городских улиц, парков, метрополитенов. Это – уличные фонари, скамьи, урны, ограждения, решётки.
В 1957 году был восстановлен знаменитый Каслинский павильон, который расположили в одном из залов Екатеринбургской художественной галереи. В 1978 году этот шедевр был включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Традиции Каслинского художественного литья, насчитывающие более двух столетий, продолжают современные художники, скульпторы, литейщики, формовщики, чеканщики, мастера по окрашиванию. Изделия выполняют по традиционным и усовершенствованным технологиям, а лучшие образцы сохраняются в Модельном Фонде.