Спойлер: Сергиев Посад вовсе не родина матрёшки, важность японского происхождения главного символа России преувеличена, а парижская медаль не была золотой.
Почему матрёшка – не японская игрушка
Большинство рассказов о матрёшке начинается с утверждения, что её создали по образу японской куклы. Возможно, это и так, хотя прямых доказательств у исследователей нет. Куда важнее, что матрёшка была дочерью своего времени – русской и, шире, европейской культуры конца XIX века.
Возрастание патриотических настроений, с одной стороны, и стремительная индустриализация, заполнившая дома товарами широкого потребления, с другой – заставили европейских художников обратиться к народной культуре. И не только за вдохновением, немаловажным было и желание спасти угасавшие к тому моменту народные промыслы. Так в Англии появилось движение «Искусства и ремёсла», а в России – Абрамцевский художественный кружок. Как раз в расположенных в Абрамцево – имении Саввы и Елизаветы Мамонтовых – столярных мастерских и начали тиражировать матрёшку, придуманную в Москве при магазине «Детское воспитание».
Мастерские при «Детском воспитании» открыла Мария Мамонтова, создавали тут в первую очередь кукол в этнографических костюмах. Однако на весь мир прогремела выточенная Василием Звёздочкиным, а затем расписанная художником и архитектором Сергеем Малютиным матрёшка. Она оказалась идеальным сувениром, воплотив милый образ простой русской девушки в облагороженном художником фольклорном стиле. К концу XIX века матрёшка уже не притворялась народной игрушкой, её действительно создавали занятые в мастерских крестьяне, что, конечно, добавляло сувениру и ценности, и аутентичности.
На рубеже XIX – XX веков игрушка вообще привлекала европейских художников. Вдохновлённые новыми педагогическими идеями, они обращались к народному творчеству в поисках подчёркнуто образных форм для создания художественной игрушки. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на Всемирной выставке 1900 года в Париже Мария Мамонтова получила бронзовую медаль за вещицу вполне в духе модерна – русскую матрёшку.
Стили росписи: как узнать матрёшку в лицо и по фартуку
Сергиевская матрёшка
В 1904 году магазин «Детское воспитание» был закрыт, а эстафету по созданию игрушек приняла учебно-показательная мастерская Московского губернского земства в Сергиевом Посаде. Её руководитель Владимир Боруцкий выписал лучших токарей из Подольска, а для росписи игрушек привлёк иконописцев. Прославившаяся в Париже матрёшка поначалу была дорогим сувениром для экспорта, но вскоре стала доступна всем. В отчёте 1911 года отмечено, что игрушка эта стоит 35 копеек и изготавливается десятками тысяч экземпляров.
В стиле росписи матрёшки из Сергиева Посада заметны два источника происхождения. Во-первых, образ оригинальной малютинской матрёшки в скромном платке и городском сарафане с набивным рисунком, выполненный в сдержанном колорите гуашевых красок. Во-вторых, традиция тонкой графической прорисовки, а также внимание к особенностям изображения лица, привнесённые из иконописи.
Знакомый нам образ сергиевской, или загорской, матрёшки сложился уже в советское время. Сохранив общие принципы росписи, игрушка сменила цвет и характер на более яркие. Окончательно установилась форма – приземистая и тяжеловесная по сравнению с сувенирами из других регионов.
Где купить: ООО «Художественные изделия и игрушки».
Семёновская матрёшка
К началу XX века густые некогда леса Поволжья поредели, и сотни местных токарей стали делать мелкие вещицы, в том числе раскладные пасхальные яйца – один из возможных прототипов матрёшки. На звание основателей собственно матрёшечного промысла в этих краях претендовали два мастера из деревни Мериново под Семёновым – Иван Валгин и Арсений Майоров. Считается, что первый вдохновился привезённой из Нижнего Новгорода деревянной куклой-болвашкой в виде бородатого мужичка, а второй – тем, как его дочь расписала пером и анилиновыми красителями точёную куклу, купленную на ярмарке. Так или иначе, оба умельца уже в 1920-х годах производили матрёшек.
На облик семёновской игрушки повлияла прославившая эти земли хохломская роспись: пышные букеты цветов заняли почти всю лицевую сторону куклы, заменив собой реалистичные элементы народного костюма. Отличалась семёновская матрёшка и формой: она была стройнее сергиевской, а с 1930-х приобрела ещё и характерную заостренную макушку.
Где купить: ООО «ТД Семёновская роспись».
Полхов-Майданская матрёшка
Мастера Вознесенского района Нижегородской губернии в начале XX века тоже перешли на изготовление мелочёвки, игрушек «тарарушек». В 1930-х годах пришла сюда и матрёшка.
Традиционную игрушку из села Полховский Майдан легко узнать в лицо. Её создавали быстрыми росчерками пера: сведённые брови в форме галочки, близко посаженные глаза, нос – две точки. Личико матрёшки обрамляли тёмные кудри – вероятно, элемент местного костюма (крестьянки подсовывали завитые спиралью перья селезня под платок). Костюмом, точнее старообрядческой традицией накидывать на голову большой платок, объясняют и отсутствие рук у полховской матрёшки. Вместо них – тот же, что и у семёновской, фартук в цветах (обычно в крупных розах). Цветок заменял и кокошник, а со спины нижнюю и верхнюю части игрушки расписывали контрастно, чтобы они напоминали кофту и юбку.
Где купить: у местных жителей или в Москве на вернисаже в Измайлово.
Вятская матрёшка
Самая северная матрёшка сильно отличается от своих товарок. Это подчёркнуто миловидная девушка с большими голубыми глазами, пышными ресницами, русыми или рыжеватыми волосами и букетом цветов на переднике.
Матрёшку на территории бывшей Вятской губернии начали делать довольно поздно, в 1930-х годах. Центров промысла здесь сложилось два: в деревне Вахрино и городе Нолинске. По стилю игрушки не сильно отличались, однако в Нолинске, где традиционно делали вещицы с аппликацией из соломки, с 1960-х годов стали украшать таким образом и матрёшку.
Где купить: ЗАО «Вятский сувенир» и ЗАО «Сувенир».
Как сделать матрёшку?
Этап 1: заготовить материал
Для производства матрёшки обычно используют липу: её древесина светлая, без ярко выраженного узора, а главное – мягкая. Дерево распиливают на поленья и сушат полтора – два года, затем очищают от коры и превращают в заготовки-баклуши.
Этап 2: выточить
Первой вытачивают самую маленькую матрёшку, за ней по возрастанию – остальные. Сначала делают донышко: баклушу закрепляют в станке одним концом, косой стамеской – «отрезкой» – выравнивают торец, полукруглой стамеской – «трубкой» – выбирают нутро. Затем формируют бортик и отрезают заготовку.
Вытачивание верхней половины также начинают с выбирания внутренней части и создания выемки под бортик. После этого верхушку соединяют с заранее выточенным дном и придают матрёшке форму, заодно отсекая от болванки.
Важной деталью является то, что донышки делают из более сухого дерева, или оставляют подсушиться перед тем, как вытачивать по ним крышки. Это помогает верхней части плотно обхватить нижнюю – тогда игрушка плотно закрывается.
Опытные мастера вытачивают матрёшку на глаз, хотя не возбраняется пользоваться и штангенциркулем.
Этап 3: расписать
Перед тем как расписать, матрёшку покрывают несколькими слоями грунта – клейстера, ПВА или их смеси. Когда грунт высохнет, намечают карандашом основные детали и наносят большие цветовые пятна, а затем тушью наводят контур (если не сделали этого заранее). После добавляют мелкую декоративную роспись. Расписывают акрилом, анилиновыми красителями или традиционной гуашью. В завершение процесса матрёшку покрывают лаком.
Детали производства могут отличаться, а иногда и удивлять. Так, грунтовать и лакировать матрёшку наиболее удобно голыми руками: при нанесении клея или лака непосредственно на ладони легко добиться гладкого эффекта без подтёков. А вот для прорисовки кукольного лица иногда используют циркуль.
Матрёшка сегодня – в детской, на подиуме и в космосе
Первые куклы с лицами знаменитостей появились вовсе не в девяностых. К празднованию столетия Отечественной войны 1812 года были изготовлены матрёшки, изображающие Наполеона и Кутузова. А сегодня можно заказать у мастера деревянную игрушку с портретами членов семьи или купить изображающих зверей матрёшек, выполненных в лаконичном скандинавском стиле.
Не только сувенир, но и один из символов России, сегодня матрёшка является источником вдохновения для обращающихся к русской теме дизайнеров. Особенно это видно в работе модных домов. В 2018 году лимитированные серии сумок с матрёшкой выпустили «Dolce & Gabbana», «Furla» и «Coach». До этого матрёшка подсказала Карлу Лагерфельду форму клатча для «Dior», а в 2009 году вдохновила модный дом «Kenzo» на целую коллекцию парфюма, а заодно и на упаковку для духов.
Что касается устройства матрёшки, то оно ещё популярнее, чем образ знаменитой игрушки. Не только дизайнеры, художники и журналисты, но и учёные – от астрофизиков до политологов – используют название русской диковинки, описывая системы, части которых вложены друг в друга. Ведь когда мы видим надпись «Matryoshka» даже мир наночастиц и далёких галактик становится чуточку теплее и понятнее.
Источники:
- Дайн Г. Русская народная игрушка. М., 1981.
- Ковычева Е. Народная игрушка. М., 2010.
- Марченко М. Игрушка в контексте художественных реформ начала XX века. Общество, среда, развитие. Научно-теоретический журнал. СПб, 2008.
- Liste des récompenses: Exposition universelle de 1900, à Paris (gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k9765409t/f45.item).
- Salmond W. A Matter of Give and Take: Peasant Crafts and Their Revival in Late Imperial Russia. Design Issues. No 1. 1997.