18.09.2019
История

Краткий кружевной гид

Краткий кружевной гид

Виды русского кружева — как сорта дорогих вин. Все одинаково восхитительны, но каждый имеет своё неповторимое очарование. В России кружевоплетение, начавшись с заморской моды, завезённой царём Петром I, быстро распространилось на всей европейской части. Подробней об истории этого декоративно-прикладного искусства мы писали в предыдущем материале. В этой статье мы расскажем о стилях кружевного дела, следуя географическому принципу.

Виды русского кружева – как сорта дорогих вин. Все одинаково восхитительны, но каждый имеет своё неповторимое очарование. В России кружевоплетение, начавшись с заморской моды, завезённой царём Петром I, быстро распространилось на всей европейской части. Подробней об истории этого декоративно-прикладного искусства мы писали в предыдущем материале. В этой статье мы расскажем о стилях кружевного дела, следуя географическому принципу. 

Во-первых, это красиво. Вот, собственно, и всё, что может сказать про кружево непрофессионал. Меж тем, каждый стиль кружевоплетения имеет свои особенности, характерные черты и приёмы, различаются цвета и фактура используемых нитей. 

Пожалуй, самым известным из кружевных мест России можно считать Вологду. Под названием «вологодское» часто подразумевают русское кружево вообще. Хотя в действительности Вологда стала далеко не первым городом, где кружевоплетение сформировалось как промысел.

Характерная вологодская техника – так называемое сцепное кружево. Для создания рисунка используется длинная, плотная тесьма – вилюшка.  С её помощью плетутся все основные изображения. Позже готовые фрагменты скрепляются в единое полотно с помощью специальной техники сцепок или решёток. В результате получается сложный узор, сочетающий в себе самые разные традиционные мотивы: стилизованные фигурки птиц, животных или людей. Особый «фирменный» вологодский стиль – филигранные узоры в виде звёздочек-снежинок, напоминающих морозную живопись инея на зимнем окне или тонкую, хрупкую паутину. 

Вологодское кружево почти всегда белое. Цветное или с вкраплением серебряных или золотых нитей плелось только в виде исключения. Да и сами используемые нити довольно плотные. Оттого кружевные изделия отличались особой прочностью, что было немаловажным фактором, учитывая их высокую стоимость. 

Орловская губерния: Мценск и Елец

Если Вологду можно по праву считать брендом отечественного кружевоплетения, то Мценск и Елец – история, скорее, про масштабы и тиражируемость промысла. В Мценске, как в  Ельце, который сейчас относится к Липецкой области, кружево начали плести в конце XVIII века. История мценского кружева начинается в имении помещицы Протасовой, пригласившей из Бельгии мастериц для обучения ремеслу деревенских девочек. Постепенно ученицы приобретают свой собственный почерк.  Всё больше используются геометрические мотивы, а, благодаря фоновым решёткам, рисунок становится более воздушным. Но и традиционные мотивы – павы возле цветка, двуглавые орлы в ветках – не забываются.

Так же как и в Мценске, Елецкое кружево отличается мягким контрастом узора и тонкой ажурностью фона. Сначала елецкие мастерицы работали исключительно по иностранным рисункам, но позже создали собственный неповторимый стиль.

Тверская губерния: Калязин и Торжок

В Тверской губернии кружево производили в Калязине и Торжке.  К сожалению, большинство узоров, изобретённых Калязинскими мастерицами, до наших дней не дошло. Один из немногих, известных и сегодня – сетчатый геометрический орнамент, представляющий собой косую клетку из цепочек скани с разными заполнениями. Особый вид типичного калязинского сцепного кружева, используемого для украшения простыней и декоративных полотенец, представлял собой густой рисунок или отдельные фигуры, например цветок-семилистник или птиц на массивном фоне. Выплеталось в Калязине и тюлевое кружево с цветочным рисунком. И всё же, несмотря на историческую популярность кружевного промысла, к 80-м годам XX века в Калязине проживали всего две потомственные мастерицы. Только стараниями энтузиастов краеведческого музея удалось в принципе сохранить старинные традиции кружевоплетения. 

В первой половине XIX века в Торжке появился особый тип многопарного кружева. Эта сложная техника (при плетении могло использоваться до 600 пар коклюшек, при том что обычно – не больше 32 пар) давала удивительные художественные возможности. Она позволяла производить не только мерное кружево, но и целые изделия – салфетки, скатерти, элементы отделки костюмов.  До наших дней сохранились большие подзоры (покрывала), концы полотенец, отдельные прошвы, украшенные разнообразными художественными орнаментами. 

Рязань, Ярославль, Кострома, Вятка, Нижний Новгород

Фирменным стилем рязанских мастериц можно назвать волнистые растительные мотивы. Они плелись цветным шёлком с вкраплением металлических нитей. Наиболее оригинальное кружево производили в городе Михайлове Рязанской губернии. Тут были и роскошные образцы многопарного и «травчатого» кружева, и так называемые «вавилоны» – особая техника сцепного плетения, характерно вырисовывающая воздушные фигуры деревьев, птиц и зверей. 

Ярославская губерния также не осталась в стороне от кружевоплетения. Однако там оно не стало реальным промыслом, став занятием отдельных мастериц, в основном из монастырской или крепостной среды. 

Город Галич Костромской губернии обогатил русское искусство кружевоплетения собственным стилем с характерными узорами и манерой исполнения.  Кружево плелось из тонкого, слабо белёного льна или разноцветного шёлка, в основном красного, зелёного или ярко-голубого цвета, Также использовалась металлическая нить. Геометрические узоры костромские мастерицы использовали редко. В основном, преобладали разнообразные цветы, птицы, деревья и двуглавые орлы. 

Кружевной промысел в Вятской губернии возник лишь в конце XIX века. Жители Кукарской слободы смогли не только успешно воспроизвести попавшее к ним из Великого Устюга вологодское кружево, но и изобрести собственные, уникальные рисунки. Очень быстро объёмы кукарского промысла превысили даже вологодские. В начале XX века кружево из Кукарки уже экспортировалось в Европу и США.

Особый технический приём, изобретённый в Кукарке – пересечение полосы полотнянки, главного элемента кружева. Из петель такой завёрнутой полосы создавались целые цепи, заполняющие фон или формирующие венчики цветов и завершающие зубцы рисунка. 

Собственный тип сцепного кружева сложился и в городе Балахна Нижегородской губернии. Здесь в промысле было  задействовано почти всё женское население. Хотя мотивы узоров были довольно типичны для того времени – павы, орлы, растения,  балахнинское кружево имело и свои особенности. Очертания фигур были особенно чёткими, у орлов ясно обозначались перья, характерно исполнялся взмах крыльев, а разнообразие форм цветов и деревьев просто поражало. Делали в Балахне и геометрические узоры. Частично они напоминали елецкие, но техника исполнения сильно отличалась. К сожалению, в наши дни балахнинский промысел практически исчез, а кружева плетут лишь отдельные любительницы этого искусства.

 

 

 

 

 

Больше по теме

27 мая станет Днём вологодского кружева
Вологодское кружево вновь покорило зрителей на Парижской неделе моды
Мастерская кружевоплетения Центра народной культуры
От плетеных стаканчиков к президентским самоварам