Страну Тверскую проезжая,
Прекрасный город встретил взор,
Тверца, там быстро протекая,
Кружится меж высоких гор.
Он разделяет две столицы.
Там есть прелестные девицы,
Которы, ставя лень в порок,
Сафьянны туфли работают —
И тем прославили Торжок...
С. Н. Марин, 1809 г.
Недалеко от города Твери, на берегу реки Тверцы, на восьми холмах расположился небольшой городок с тысячелетней историей и ласковым названием Торжок. Когда-то, в XI — XII веках, основанный Новгородскими купцами на пересечении торговых путей «меж двух столиц», он был серьёзным и важным, и звался Новый Торг: на заре русского государства всё было новое и внове.
Большая торговля со временем угасла, был торг — стал торжок. Но жители города по сей день называют себя новоторами. «Новоторы — воры», — записано В. И. Далем. Правда, в той пословице досталось не только жителям Торжка: «Воры — новоторы, и осташи — хороши, а свято то место, где тихвинца нет», — и это уже не о личных качествах людей, а об извечной специфике соседских взаимоотношений. Соседи будто нарочно созданы, чтобы посмотреть на них и в очередной раз с облегчением утвердиться в собственной идентичности.
Торжок — древний город с множеством традиционных промыслов, но всемирную известность городу принесло золотное шитьё — ремесло новоторских мастериц.
Золото — удивительный металл, не имеющий себе равных по пластическим качествам, его можно вытянуть в тончайшую проволоку, гибкую и послушную, как нить, так называемое «волочёное золото».
Но всё же металлическая нить — изделие непрочное, ею нельзя шить, как обычными нитками. Поэтому её сплетали с льняной основой, получая пряденую золотую нить. Позже в золотной вышивке стали использовать скань — нить из волочёного золота, серебра, и золочёного серебра, спряденную с шёлковой нитью. Другим вариантом металлической нити была бить — узкая тонкая полоска золота или другого драгоценного металла. Бить медленно и кропотливо скручивали вокруг нитяной основы в спираль, получая витушку, называемую также канителью, — и недаром впоследствии это название перешло на любой трудоёмкий и малопродуктивный процесс.
Вышивка золотой нитью требует величайшего мастерства и терпения. Выполнение одного квадратного сантиметра узора требует до двух часов работы опытной мастерицы. Металлическая нить чрезвычайно непрочная и хрупкая, ею как правило не шьют, пронизывая ткань насквозь — хотя это один из самых древних способов крепления золотной нити — «в прокол». Другие способы крепления предполагают укладку металлической нити в соответствии с узором и прикрепление ткани другой, рабочей нитью — это техники шитья «в прикреп» (золотная нить не пропускается сквозь ткань), «на проём» (рабочая нить, прикрепив золотную, уходит на изнаночную сторону в то же отверстие, из которого вышла, прихватив золотную нить с собой). Вышивку выполняют на плотных материалах, таких как бархат, атлас, парча, сукно, кожа — они способны выдержать множественные проколы. Если замысел предполагает высокое рельефное изображение, то вышивают золотной нитью «по настилу», вышитому льняными или другими толстыми нитями. Известно более сотни различных швов, которыми выполняется золотная вышивка: знаменитый «кованый» шов, когда узор выглядит сплошной монолитной пластиной, шов «ягодкой», «ёлочкой», «копытечком», «корзиночкой», «денежкой»...
Датировка археологических находок фрагментов золотного шитья происходит в том числе и по технологии крепления нити, и по швам, которыми выполнен узор.
Истоки золотного шитья восходят ко II веку до нашей эры, ко времени правления Атталу в Пергамском царстве. Во всяком случае, таково одно из объяснений названия шитья «атталинская вышивка». Позднее, с развитием торговых путей, вышитые золотом ткани и предметы одежды были привезены византийскими купцами в Западную Европу, а затем оказались и на Руси. Безусловно, такие изделия ценились буквально наравне с золотом, поскольку дорогими были и ткань, и нити, и работа, а того дороже вставал перевоз. Поэтому довольно скоро русские мастерицы переняли принципы золотного шитья и сами занялись вышивкой. При этом и ткань, и нити оставались привозными.
Считается, что ещё в дохристианское время на Руси существовало золотошвейное ремесло: шили золотом праздничные одежды, обувь, конскую упряжь, в языческих культовых обрядах также находили своё применение золотошвейные изделия. Как золотная, так и обычная вышивка до X века была представлена в основном орнаментом — сначала геометрическим, затем с растительными и зооморфными элементами. С крещением Руси золотом стали вышивать не только светскую одежду, но церковные одеяния, покровы, хоругви, иконы и целые евангельские сюжеты. Золотное шитье собирали в приданое, носили и хранили наряду с драгоценностями, и если в недобрый час случалось городу быть разграбленным татарами ли, соседними ли удельными князьями или пожаром, убытки хозяев и прибыль супостата измерялись не только в злате, серебре каменьях и оружии, но и в количестве шитых золотом изделий. Часто золотной вышивкой занимались послушницы при монастырях. Начиная с XV века и далее, до расцвета в XVIII — XIX веках, золотное шитьё входит в моду, расшитые золотом одежды становятся показателем достатка и статуса их владельца.
В XV — XIX веках золотной вышивкой занимаются буквально все слои населения: вышивали и купеческие, и боярские, и княжеские дочки. В то же время золотная вышивка, выполненная собственноручно, присутствует и на праздничных одеждах крестьян. Так, М. В. Фехнер в исследовании «Золотное шитьё Древней Руси» пишет о фондах Государственного исторического музея: «Из 53 образцов шёлка со следами золотного шитья только 16 фрагментов происходят из кладов и княжеских погребений Киева, Чернигова, Смоленска и Старой Рязани, остальные же 37 вышивок обнаружены в деревенских курганах различных областей Восточной Европы. Последние, несомненно, были созданы самими крестьянами. Они поражают тонкостью исполнения, разнообразием мотивов, лаконичностью и изяществом рисунка».
Золотошвейные мастерские («светлицы») организовывались при дворах князей и бояр; имели свои мастерские и богатые торговцы. Искусством своих мастериц владельцы мастерских «выхвалялись» друг перед другом, и стремились лучшие работы преподнести в дар царю. По известному преданию, Екатерина II, посетив однажды Торжок, получила в подарок шитое золотом по голубому атласу парадное платье, и так впечатлилась великолепием прекрасной вышивки, что забрала мастерицу с собой в Петербург. А для того, чтобы перенять искусство торжокских золотошвей, Екатерина II выбрала двенадцать самых красивых девушек и отправила их на обучение в Торжок. Императрица считала, что лишь красота достойна творить красоту.
Тайное оружие поэта и другие литературные отсылки
Не обошел своим вниманием Торжок и Александр Сергеевич Пушкин. Поэт неоднократно останавливался по пути в гостинице Пожарского, и всякий раз покупал в подарок прекрасные шитые золотом пояса. Известно письмо А. С. Пушкина, в котором он, обращаясь к князю П. Ф. Вяземскому, говорит: «Скажите княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы...» И действительно, княгиня Вера Федоровна, законодательница московских мод, женщина с отменным вкусом, благосклонно и с благодарностью приняла подарок великого поэта.
Торжокское золотое шитьё также нашло своё отражение в произведениях русских писателей. Иван Лажечников в 1835 году даёт описание новоторжской красавицы: «Ловко накинула девушка на плечо свой парчовый полушубок... Богатая фрязь её, как жар, горит. Легко ступает она в цветных сафьяновых черевичках, шитых золотом».
И в «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя Чичиков «надел сафьяновые сапоги с резными вкладками разных цветов, какими бойко торгует город Торжок благодаря халатным побуждениям русской натуры», и у Л. Н. Толстого Пьер Безухов на торжокской почтовой станции встречает торговку козловыми туфлями. Сам же писатель 29 августа 1908 года получил в подарок «в знак величайшего почитания от группы учителей и деятелей Новоторжского земства» шитую золотом кожаную подушку, которая хранится сейчас в его музее в Ясной Поляне. Таким образом, Торжок с его уникальным золотошвейным искусством на протяжении веков являлся знаковым местом в русской культуре.
Промысел претерпевал свои взлёты и падения. С развитием лёгкой промышленности он едва не иссяк в конце XIX века, но пережил и революцию, и голодные годы. В 1928 году новоторские мастерицы объединились в Торжокскую золотошвейную артель имени 8 Марта, которая впоследствии переросла в фабрику «Торжокские золотошвеи». В советское время фабрика выпускала в основном знаки отличия для военных мундиров; здесь же были вышиты костюмы для фильмов «Война и мир» и «Анна Каренина». В 1964 году в Торжке открылся Музей золотного шитья.
В наши дни мастерицы торжокской золотошвейной фабрики по-прежнему большую часть работы выполняют вручную, бережно сохраняя традиции древнего ремесла. Вышитые золотной нитью великолепные одежды, иконы, изображения величайших памятников архитектуры по сей день остаются царскими дарами, преподнести которые не зазорно ни митрополиту, ни государю. Вышитое торжокскими золотошвеями панно «Храм Христа Спасителя» было подарено Папе Римскому Франциску, а панно «Сердце России» — Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Летом 2017 года по столицам федеральных округов страны прошла Всероссийская патриотическая культурная экспедиция «Традиции духа», посвященная возрождению традиций и популяризации народной культуры. Путь экспедиции был золотом вышит торжокскими мастерицами пусть не на скрижалях, но на карте нашей всё ещё необъятной Родины, с тем чтобы преподнести ее в дар президенту. Гости праздника могли ознакомиться с 12-метровым поясом, выполненным в технике золотного шитья торжокскими золотошвеями. На поясе вышита защитная молитва «Живый в помощи Вышняго...»