21.11.2019
История

Казаковская филигрань: ажурная история

Казаковская филигрань: ажурная история

Вот уже пять тысяч лет мастера по всему миру создают филигрань — тончайшее кружево из металлической проволоки. На территории России этой древней ювелирной технике довелось пережить периоды подъёмов и спадов как спаянному с нашей историей кружевному узору.

С древних времён человека привлекали драгоценные металлы: серебряный и золотой блеск придавал обладателям сокровищ особый статус в глазах окружающих. Мягкие металлы довольно легко поддавались обработке, и уже в третьем тысячелетии до нашей эры мастера научились создавать ювелирные изделия из золота и серебра в технике чеканки или литья, затем украшая их гравировкой и филигранью — узором из тончайшей металлической проволоки, напаянной на поверхность предмета. Эта техника была популярна в Древнем Египте и Месопотамии, сложные филигранные работы выполняли древние греки, скифы и этруски. Были знакомы с филигранью ювелиры в Индии и в Америке. На Ближнем Востоке это техника носит имя «телкари», В Индии — «таракаши», а в России — «скань». Но чаще всего металлическое кружево называют латинским словом «филигрань» (от «filum» — нить и «granum» — зерно).

Средневековая русская филигрань

На Руси филигрань известна с IX века. Название «скань» произошло от древнерусского глагола «скать», который обозначал «свивать». Для создания узора ювелиры переплетали две металлические нити, что придавало готовому изделию особенно эффектный вид.

Украшения и драгоценная посуда того времени были обнаружены в составе древнерусских кладов. Особенно знамениты предметы из первого клада, найденного в 1822 году на территории разрушенной монголами Старой Рязани. Ко́лты, подвески для женского головного убора, и бармы, княжеское оплечье, украшены воздушным кружевом скани в несколько слоёв. Золотые нити узора усыпаны зернью — крошечными металлическими шариками. Красота этих изделий говорит о высочайшем мастерстве русских ювелиров домонгольской эпохи.

Как в старину создавали скань

Для начала ювелиры вытягивали необходимую для создания узора проволоку, для этого металлическую заготовку продевали через отверстия специальных волочильных досок. Отверстия были разного диаметра, поэтому мастер мог получить проволоку нужной толщины. Чтобы нить получилась тонкой и гибкой в работе использовали мягкие металлы — золото и серебро высокой пробы. Из готовой проволоки создавали детали будущего узора, затем их накладывали на металлический фон рисунка и припаивали — посыпали смесью мельчайших серебряных или золотых опилок с медными, а позже обжигали. Так украшали оклады икон и евангелий, драгоценную посуду, серьги, ожерелья и детали женских головных уборов. Тонкое золотое кружево скани покрывает и знаменитый царский венец — шапку Мономаха.

Союз скани и эмали

Во времена Ивана Грозного сканный орнамент научились расцвечивать эмалью. Стекловидной массой разных цветов заполняли детали рисунка, а затем обжигали. Яркая многоцветная эмаль придавала узорам особое изящество и нарядность, подчёркивала красоту и затейливость филиграни. Раскрашенные эмалью завитки скани напоминают россыпи полевых цветов. В Оружейной палате Московского Кремля можно увидеть украшенные цветочным узором и драгоценными камнями золотые оклады евангелий и икон, посуду, а также украшения XVI–XVII веков. В старину эти предметы хранились в царских сокровищницах и приводили в изумление иностранных гостей.

Ажурная скань

В начале XVIII века на волне увлечения культурой Западной Европы скань потеряла популярность. В моду вошли другие техники — чеканка, гравировка, литьё. Среди избыточных барочных орнаментов тонкому филигранному кружеву не нашлось места. Даже предметы церковного обихода теперь выполнялись в модном европейском стиле.

Однако к концу века ювелиры нашли свежее решение — использовать филигранное кружево без фона. Металлический орнамент приклеивали на тонкую бумагу, которая сгорала при пайке, оставляя готовый узор парить в воздухе. Так из скани начали делать объёмные предметы: шкатулки, небольшие корзины и вазы, ажурные пуговицы.

Русский стиль завоёвывает Европу

Патриотический подъём после победы в Отечественной войне 1812 года и находки кладов с ювелирными изделиями XI–XII веков способствовали возникновению интереса к собственной истории и средневековому искусству среди русского общества XIX века. Удивительное мастерство ювелиров Руси поражало современников промышленной революции, работы древних филигранщиков изучались, копировались, ими вдохновлялись.

Крупные компании Сазикова, Овчинникова, Постникова и Фаберже сосредоточили в своих руках ювелирное производство, они выпускали тысячи изделий со сканью, рассчитанных на любой вкус и кошелёк. Мастера использовали разные техники работы со сканью: простой филигранный узор, как на произведениях древнерусских мастеров, скань с эмалью — воспоминание о временах Ивана Грозного и Алексея Михайловича, ажурную скань — изобретение ювелиров XVIII века и новое явление — витражную эмаль по ажурной скани. Изделия, выполненные в этой технике, выглядели очень эффектно и напоминали витраж, поскольку при их создании крошечные просветы рисунка заполнялись эмалью.

Лучшие ювелирные произведения Российская империя с гордостью выставляла на международных выставках, вызывая восхищение и удивление публики.

Скань советского времени

Трудные времена настали для ювелирного дела после революции. Крупные производства закрылись, златокузнечные традиции сохранялись только у провинциальных крестьян-кустарей. Интересно, что ювелирное производство в крестьянской среде не вызывало возражений со стороны нового правительства, наоборот, его всячески поддерживали и поощряли. В 1919 году в селе Красное-на-Волге Костромской области была основана трудовая артель по производству металлических изделий. В конце 1920-х годов схожий промысел появился и в селе Казаково Нижегородской области. Казаковская металлическая артель известна как изготовитель одного из символов советского быта — филигранного подстаканника.

Сейчас на Казаковском предприятии художественных изделий работает около 100 сотрудников, его продукция известна далеко за пределами области. Как и в старину, ювелиры работают вручную: свивают завитки скани, накладывают их на рисунок, паяют, собирают изделие из частей и серебрят. Поскольку работа очень кропотливая, за день мастер может набрать по рисунку на бумаге не больше шести подстаканников, а большие сложные изделия собираются месяцами.

Для сохранения традиций филигранного промысла производство привлекает к работе молодых специалистов. АО «Казаковское предприятие художественных изделий» сотрудничает с Павловским техникумом народных художественных промыслов, таким образом опытные мастера делятся знаниями с молодёжью.

В Казаково умело адаптируют к современным реалиям многовековую историю скани, ассортимент производства насчитывает более 100 наименований предметов. Помимо знаменитых подстаканников, здесь можно купить другую декоративную посуду, украшения и часы, спортивные кубки и церковную утварь. Все казаковские изделия выполнены из ажурной посеребрённой скани.

Больше по теме

Работы молодых мастеров художественных промыслов в Вологде
Ежегодная выставка-ярмарка народных художественных промыслов «ЛАДЬЯ. Весенняя фантазия-2019» пройдет в ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР» с 4 по 8 марта
«Души и рук творенье»
Выставка «РусАртСтиль»