21.12.2018
История

История оренбургского пухового платка

Невероятная популярность оренбургских платков связана с их уникальными характеристиками: эти изделия очень мягкие и настолько пластичные, что могут быть продеты сквозь кольцо, а легенда гласит, что оренбургский платок целиком помещается в скорлупу гусиного яйца. Платки прекрасны и расправленные, когда виден роскошный узор, и в складках. А благородные кипенно-белый и серебристо-серый цвета тонко подчёркивают женскую красоту.

Как всё начиналось

В XVIII столетии Оренбургский край был мало заселён. Но после основания Оренбурга в 1743 году на Урал началось переселение выходцев из Поволжья. А в начале XIX века в Оренбуржье переезжают семьи из разных губерний империи — Тульской, Рязанской, Орловской, Курской. Мигрируют представители разных социальных слоёв: крестьяне, казаки, дворяне. Большую часть составляют казацкие семьи. Это обусловлено необходимостью защиты юго-восточных границ Российской империи и созданием Оренбургского казачьего войска по указу Елизаветы Петровны.

Суровый климат и неплодородная земля плохо способствуют развитию земледелия. Для получения дополнительного дохода казачки занялись пуховязальным промыслом, обратив внимание на удивительно мягкий и теплый пух местных коз.

Позже из-за растущего спроса на платки пуховязанием стали заниматься целыми поселениями. Коллективный труд и наработанный опыт помогли сформироваться промыслу, известному и по сей день.

Секреты оренбургских коз

Первым на высокое качество пуха оренбургских коз обращает внимание П. И. Рычков — российский историк и исследователь. В работе «Опыт о козьей шерсти» 1766 года он отметил, что лично велел вычесать гребнем местную козу. В результате был получен пух — очень тонкий и удивительно мягкий, напоминающий хлопчатую бумагу. В 1835 году вопрос о качестве пуха поднимает еще один российский учёный — В. И. Даль. В статье «О козьем пухе» он пишет, что государству было бы выгодно торговать этим сырьём. Также учёный отмечает условия, при которых формируется пух: козы должны зимовать в степях при низких температурах, питаясь подножным кормом. Только тогда у них образуется тёплый, эластичный и густой, но тонкий подшёрсток.

В этой же статье описана попытка разведения оренбургских коз во Франции. В начале XIX столетия Гийом Луи Терно, владелец фабрики по производству шалей, закупил больше 1000 коз из Оренбургского края. Позже выяснилось, что из-за более мягкого французского климата пух перестал быть таким тонким и тёплым.

Оренбургские паутинки в Европе

В конце XIX столетия платки из Оренбургского края становятся известны за рубежом.

В 1851 году европейской публике на Всемирной лондонской выставке представлены два платка — работы Марьи Зориной и сестёр Бондаревских.

В 1862 году, также на Всемирной выставке в Лондоне, публика рассматривала уже шесть платков, связанных Марией Усковой. Тогда экспонаты из Оренбуржья получили 6 медалей, одна из них вручена за оренбургские паутинки.

Конец XIX — начало XX века

В этот период пуховязание перестаёт быть исключительно казацким промыслом — ремесло осваивают крестьяне. К 1915 году созданием платков в Оренбуржье занимаются более 24 000 человек.

Главная проблема вязальщиц того времени — зависимость от мелких торговцев, которым мастерицы сдают свои работы.

Одна из первых попыток исправить положение дел принадлежит Е.М. Ершовой, жене наказного атамана казачьего войска. Она покупает платки у вязальщиц и отправляет товары на реализацию в крупные города — Москву, Петербург. Деньги высылаются мастерицам.

Продолжает дело Ершовой Н. М. Алексеев — бывший учитель станичной школы Орского уезда, близко знакомый с местной промысловой деятельностью. В 1910 году он выступает с докладом, в котором предлагает поддержать появляющиеся артели мастериц для развития пухового производства.

Первый кризис

С первым серьёзным кризисом промысел столкнулся в 1920 — 1921 годах, когда во время голода животноводство в Оренбуржье пришло в упадок. К примеру, летом 1922 года в посёлке Губерлинском количество коз составляло всего 12 голов вместо бывших до этого 3000. Не было и шёлковых нитей, добавляемых к пуху. А так как при военном коммунизме сбыт оренбургских платков был затруднен, стремительно сокращалось и число артелей.

Но все же пуховязание продолжало существовать. И в 1923 году лучшие работы были представлены на московской Всероссийской сельскохозяйственной выставке. А к 1927 году основан ряд артелей: «Пролетарка» (станица Пречистенская); «Первое Мая» (село Жёлтое); артель имени Розы Люксембург (село Каменноозёрное).

В 1930 году 43 артели вошли в состав Оренбургского пухсоюза — организации, созданной для решения проблем промысла. В этом же году в Оренбурге открыта первая на территории СССР пуховязальная фабрика имени 1 Мая. На ней для производства платков использовалось оборудование, предназначенное для создания трикотажа. Но ручное мастерство осталось, в сёлах продолжали вязать пуховые палантины, паутинки и шали потрясающей красоты.

Помощь мастериц Оренбуржья в годы Великой Отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны работа пуховязальных артелей Оренбуржья продолжалась. В ассортимент были включены вязаные изделия для нужд Красной Армии:

  • рукавицы с вывязанными большим и указательным пальцами для снайперов;
  • подшлемники, поддеваемые под холодные металлические каски;
  • практичные тёплые шали для женщин-военнообязанных — радисток, санитарок.

Продолжали создавать и классические ажурные паутинки для экспорта.

По окончании войны более 200 мастериц Оренбуржья награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Послевоенный период

После войны промысел продолжал развиваться, уже к концу 50-х годов количество изготавливаемой продукции превысило довоенный показатель.

Рост производства был обусловлен появлением новых артелей и внедрением госплана — каждая вязальщица была обязана сдавать определённое количество готовых изделий.

50-е годы — период активного участия мастериц в международных выставках и ярмарках, которые проходили в Австрии, Швеции, Китае, Бразилии. Многие работы были отмечены наградами: в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе мастерицам Оренбуржья вручили Большую серебряную медаль.

В 1960 году артели Оренбургского края вошли в состав госпредприятия «Комбинат Оренбургских пуховых платков».

Испытание 90-ми

В 90-е годы многие российские предприятия столкнулись по ряду причин с трудностями:

  • выросла стоимость сырья;
  • повысилась оплата за аренду помещений и коммунальные услуги;
  • возникли проблемы со сбытом продукции.

Все это привело к банкротству заводов и фабрик, в том числе ТОО «Пуховый платок», до 1992 года — Комбината. В 1995 году было принято решение о самоликвидации предприятия. В результате легендарный промысел Оренбургского края вернулся к первоначальному состоянию: мастерицы вновь стали работать на дому.

Возрождение промысла

Постепенно интерес к оренбургским пуховым платкам возвращается, что благотворно сказывается на развитии промысла.

К примеру, в художественном колледже Оренбурга есть отделение пуховязания, окончив его, девушки становятся дипломированными специалистами и владеют техникой вязания палантинов, шалей и паутинок.

Популяризирует платки и Музей изобразительных искусств, основанный в Оренбурге в 1986 году. В нем есть галерея с работами известных мастериц пуховязания — О. А. Фёдоровой, А. Ф. Блиновой. В коллекцию включены и штучные экспонаты, и машинные изделия. Ценность музейного собрания высока — часто коллекция выставляется в странах Западной Европы: Италии, Великобритании.

С 2009 года в октябре жители и гости Оренбурга празднуют «Дни оренбургского платка»: проводят конкурсы, флешмобы, выставки.

А в ноябре 2015 года в городе открыт Центр народных художественных промыслов (НХП). Там можно узнать много интересного об искусстве пуховязания: историю промысла, особенности технологии производства, секреты известных мастериц.

Кстати, Центр НХП — это первая очередь Индустриального парка «Оренбургский пуховый платок». Проект рассчитан на 5 очередей и должен занять площадь более 100 000 м².

Больше по теме

Работы молодых мастеров художественных промыслов в Вологде
«Души и рук творенье»
Выставка «РусАртСтиль»
Выставка «Дары с Верхневолжских берегов»