История

Хочу быть мастером! Что дальше?

Хочу быть мастером! Что дальше?

Палехская лаковая миниатюра и знаменитая холуйская иконопись, вологодское кружево и вятская вышивка, жостовские подносы и тагильская роспись по металлу, дымковская игрушка и скопинский гончарный художественный промысел, холмогорская резьба по кости и шемогодская резьба по бересте – это только часть большого культурного наследия народов России. Тонким движением беличьей кисти, острым резцом или переплетением коклюшек передаются из поколения в поколение народные традиции. 

150 лет назад художественными промыслами были заняты лишь несколько мастеров или маленькие артели в небольших поселениях, а сегодня, чтобы приблизиться к волшебному миру народного искусства, совсем необязательно ехать подмастерьем в деревню или обрекать себя на отшельничество. Можно, к примеру, выбрать профильное учебное заведение, а после отправиться на одно из старейших производств, чтобы стать частью народной культуры и её продолжением.

Кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой ФГБОУ ВО «Московского государственного института культуры» Людмила Васильевна Косогорова считает невероятно важным принятие стратегии Государственной национальной политики Российской Федерации. Этот документ объединил государственных деятелей и педагогов благодаря общей цели – популяризации национально-культурных традиций. Достигнуть этой цели должна помочь система образования, в которой культурно-исторический подход будет работать при помощи народного и изобразительного искусства.

Сегодня у будущего мастера народного промысла есть возможность получить высшее образование, стать высококвалифицированным специалистом в одном из видов традиционного прикладного искусства. Многие университеты и их филиалы готовы предложить разные квалификации в зависимости от того, с каким материалом хочет работать абитуриент:

  • дерево: Высшая школа народных искусств (академия), Московский государственный институт культуры, Московский педагогический государственный университет, Челябинский государственный институт культуры;
  • керамика: Московский государственный институт культуры, Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Высшая школа народных искусств (академия), Самарский государственный институт культуры;
  • стекло: Высшая школа народных искусств (академия), Московский государственный институт культуры;
  • художественная роспись (лаковая миниатюра, иконопись): Высшая школа народных искусств (академия) и ее филиалы, Московский государственный институт культуры, Московский педагогический государственный университет;
  • металл: Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Московский филиал ФГБОУ ВО «ВШНИ (а)»;
  • кружево: Высшая школа народных искусств (академия), Московский государственный институт культуры; Рязанский филиал ФГБОУ ВО «ВШНИ (а)»; Челябинский государственный институт культуры;
  • текстиль: Высшая школа народных искусств (академия), Московский государственный институт культуры, Московский педагогический государственный университет, Самарский государственный институт культуры; 
  • кость: Московский государственный институт культуры.

Только в Высшей школе народных искусств (академии) образовательные программы составлены по 23 видам народных промыслов. В процессе подготовки находятся ещё 3 специальности: хохломская роспись, якутская резьба по кости, чукотские промыслы (сюда включены художественная обработка кости, рога и меха, а также создание традиционных строчевышитых изделий).

Возможность приобрести знания и навыки в сфере традиционного прикладного искусства востребована абитуриентами. В Московском институте культуры, и ВШНИ обучаются студенты из разных городов России: Мурманска, Архангельска, Вологды, Мстёры, Палеха, Торжка, Кондопоги, Краснодара, Владивостока. Общежития удобно расположены в шаговой доступности от вузов, а при выборе заочной формы обучения студенты могут начать работу в близкой к специальности сфере вскоре после поступления. 

Многие преподаватели курсов народных художественных промыслов не только сами являются активными членами Союза художников России, но и помогают студентам в художественной и выставочной работе.

Ректор Высшей школы народных искусств (института), доктор педагогических наук, профессор и академик Российской академии образования Валентина Федоровна Максимович рассказывает о необходимости создания образовательной концепции, соединяющей обучение с воспитанием через произведение искусства (в том числе через изделия народных промыслов). Она считает, что изучающим художественные промыслы студентам очень важно осознавать себя носителями русской культуры: тогда источник творчества будет для них неисчерпаем, а созданные ими произведения – уникальными. 

Тончайшие вышивки и кружевные аксессуары, расписанные шкатулки и подносы, резные украшения из дерева и кости, выполненные студентами, производят большое впечатление на выставках, особенно международных. В 2018 году этнокультурный колорит изделий учеников Высшей школы народного искусства был высоко оценён экспертами на 18-м конгрессе голландского союза по коклюшечному кружевоплетению «Мы любим кружево» (Заандам, Нидерланды), на выставке «Великолепие художественного наследия России» (Российский духовно-культурный православный центр в Париже, Франция) и на 36-м конгрессе Немецкого союза по коклюшечному кружевоплетению (Бад-Хинделанг, Германия). Подобные события вызывают живой интерес и привлекают не только музейных работников и мастеров промысла, но и самых разных ценителей искусства.

Современная Россия постепенно переходит от восприятия народных промыслов как архаики к их оценке как важной и живой части культуры, исторической памяти народа. По мнению Валентины Федоровны, эта перемена особенно заметна в деятельности региональных губернаторов: новое поколение политиков поддерживает местные промыслы, выделяет субсидии для центров творчества, помогает с финансированием выставочных площадок. Главы занимающихся промыслами компаний в последнее время начинают осознавать дефицит высокопрофессиональных молодых кадров, и это благоприятно сказывается на условиях труда предприятий народных художественных промыслов.

По-разному складывается профессиональная судьба выпускников вузов, готовящих специалистов в области народных промыслов. Однако каждому из них удаётся достичь успехов либо в творческой, либо в образовательной, либо в предпринимательской деятельности.

 

Александра. 22 года. Сергиев Посад.

Я окончила Сергиево-Посадский институт игрушки – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Высшая школа народных искусств» – с красным дипломом. Мне всегда нравилось работать с графическими редакторами и хотелось связать с этим свою карьеру. В год моего поступления в Институте игрушки как раз шёл набор на курс графического дизайна. 

Особенно меня обрадовала возможность учиться на заочном отделении: одновременно с занятиями я могла искать работу в выбранной сфере и набираться опыта, в общем, максимально использовать свои амбиции, а заодно и зарабатывать деньги.

Когда я была на втором курсе, институт сменил директора, а за этим последовали перемены в учебном процессе: срок обучения студентов продлили, заочную форму заменили очно-заочной, а из всех направлений оставили только графический дизайн. 

Следующий поток абитуриентов, как я поняла, набирали только на курс графического дизайна. К началу моего третьего курса направление обучения полностью перестроилось, и я оказалась на отделении «дизайн игрушки». 

Конечно, после графического дизайна заниматься игрушкой было непросто, и, естественно, огорчали многочисленные трудности. Но в любом деле можно найти что-то для себя интересное.  В моём случае этим интересным стало изучение костюма и его деталей. Невероятным открытием оказались особенности костюмов, вышивок, украшений, головных уборов. Ведь раньше в одежде не было ни одной лишней детали, всё имело смысл: и толщина нити и её цвет, не говоря уже о том, что с помощью этой нити изображали. Я открыла для себя удивительный мир, и этот опыт оказался невероятно полезным. После него я по-другому стала смотреть на современную одежду, на вышивки, на некоторые принты, на пояса.

Тема моего диплома называлась «Реновация набора кукол в костюмах различных губерний конца XIX века из собрания ХПМИ им Н.Д. Бартрама». Дипломные работы всей нашей группы представляли собой реновации кукол, находящихся в Музее игрушки.

После окончания института я начала работать специалистом по выставочной деятельности в Сергиево-Посадском музее игрушки. У меня очень интересная должность: я занимаюсь художественным оформлением экспозиций музея, разрабатываю информационные материалы, этикетаж, а также готовлю необходимую документацию, связанную с рекламой и организацией временных выставок.

 

Катерина, 37 лет. Санкт-Петербург.

Во ВШНИ нас, меня и моих однокурсников из Палехского художественного училища имени Горького, взяли без экзаменов сразу на 3 курс. Это был 2003 год, вуз только открывался, наш набор был первым. Ректор Валентина Федоровна Максимович, сама ездила по Золотому кольцу и набирала лучших выпускников. А в училище нас хорошо готовили, мы были очень сильным курсом. Даже сейчас Палех для меня не просто точка на карте и не только народный промысел, это большой культурный пласт, который во многом меня сформировал. 

В училище мы занимались сразу и лаковой миниатюрой, и иконописью. А когда пришли в институт, оказалось, что надо выбирать: либо миниатюра, либо иконопись. Моим любимым преподавателем был Владимир Викторович Прошкин – заслуженный художник России из семьи известных ленинградских живописцев, мастер с большой буквы. Учиться у него было очень интересно.

На четвёртом курсе мы проходили практику в Финляндии, жили на спортивной турбазе недалеко от города Савонлинна. Это невероятно живописное место с крепостью в центре большого озера. Мы часто ходили рисовать этюды на пленэре, а по вечерам занимались разными видами спорта и играли в спортивные игры. Идея была в том, чтобы совместить физическую активность и творчество, ведь в основном у художников сидячая работа и сидячий образ жизни.

Сейчас я работаю в сфере, не слишком связанной с моими средним специальным и высшим образованием, но знаю, как сложилась профессиональная судьба сокурсников. Специалисты по лаковой миниатюре в основном остались преподавать в ВШНИ, или учат студентов в других высших и средних учебных заведениях. Педагогическая деятельность для них основная профессия, а рисунок и миниатюра – дополнительная. Те же, кто учился на отделении иконописи, работают по специальности, часто выполняют заказы по росписи храмов и пишут иконы.

 

Яков, 23 года, Мстёра.

Сейчас я заканчиваю Мстёрский филиал лаковой миниатюрной живописи имени Ф.А. Модорова Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Высшей школы народных искусств. Учусь уже седьмой год: три года
получал среднее образование, а четыре последних – высшее. При поступлении в институт сдавал экзамены по русскому языку, литературе, живописи и рисунку.

Об учебном процессе могу сказать так: он построен градационно. Сначала мы изучали основы рисунка, набивали руку, старались выводить правильные линии. На втором курсе рисовали уже красками, копировали элементы несложных икон и образцов мстёрской миниатюры, выполняли задания по проектированию, сами составляли композиции. В последний год среднего профессионального образования учились рисовать фигуры и лица, готовили и защищали дипломы. В институте, конечно, требования усиливаются, размеры работ увеличиваются. Студенты делают копии сложных мстёрских икон, шкатулок и панно, занимаются сложным проектированием.

Сейчас я готовлюсь к защите, моя дипломная работа называется «Времена года. Дворянская охота». Художественный руководитель очень помогает, указывает на ошибки, советует, вместе мы решаем, как лучше поступить в той или иной ситуации.

Профессиональное будущее – сложная штука. Если любить свою специальность, можно найти множество вариантов работы. А ещё можно совмещать основной заработок с занятиями миниатюрой или иконописью. У меня есть план продолжить своё дело за границей, и большинство моих однокурсников хотят заниматься миниатюрой, но здесь, в России.

Больше по теме

Открытие Центра поддержки народных промыслов в Ингушетии
Секреты народных промыслов Пензенской области
Господдержка для предприятий НХП Ивановской области
Мстёрская миниатюра: от сказочных шкатулок к расписным компьютерным мышкам