19.06.2019
История

Хочу быть мастером! Что дальше?

Хочу быть мастером! Что дальше?

Палехская лаковая миниатюра и знаменитая холуйская иконопись, вологодское кружево и вятская вышивка, жостовские подносы и тагильская роспись по металлу, дымковская игрушка и скопинский гончарный художественный промысел, холмогорская резьба по кости и шемогодская резьба по бересте – это только часть большого культурного наследия народов России. Тонким движением беличьей кисти, острым резцом или переплетением коклюшек передаются из поколения в поколение народные традиции. 

Если 150 лет назад художественными промыслами были заняты лишь несколько мастеров или маленькие артели в небольших поселениях, то сегодня, чтобы приблизиться к волшебному миру народного искусства, совсем необязательно ехать подмастерьем в деревню или обрекать себя на отшельничество. Можно, к примеру, выбрать профильное учебное заведение, а после отправиться на одно из старейших производств, чтобы стать продолжателем традиций народной культуры.

Кандидат педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры» Людмила Васильевна Косогорова считает невероятно важным принятие Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации. Этот документ объединил государственных деятелей и педагогов благодаря общей цели – популяризации национально-культурных традиций. Достигнуть этой цели должна помочь система образования, в которой культурно-исторический подход будет работать при помощи народного и изобразительного искусства.

Сегодня у будущего мастера народного промысла есть возможность получить высшее образование, стать высококвалифицированным специалистом в одном из видов традиционного прикладного искусства. Многие университеты и их филиалы готовы предложить разные квалификации в зависимости от того, с каким материалом хочет работать абитуриент.

  • дерево: Высшая школа народных искусств (академия), Московский государственный институт культуры, Московский педагогический государственный университет, Челябинский государственный институт культуры;
  • керамика: Московский государственный институт культуры, Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Высшая школа народных искусств (академия), Самарский государственный институт культуры;
  • стекло: Высшая школа народных искусств (академия), Московский государственный институт культуры;
  • художественная роспись (лаковая миниатюра, иконопись): Высшая школа народных искусств (академия) и её филиалы, Московский государственный институт культуры, Московский педагогический государственный университет;
  • металл: Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Московский филиал ФГБОУ ВО «ВШНИ (а)»;
  • кружево: Высшая школа народных искусств (академия), Московский государственный институт культуры; Рязанский филиал ФГБОУ ВО «ВШНИ (а)»; Челябинский государственный институт культуры;
  • текстиль: Высшая школа народных искусств (академия), Московский государственный институт культуры, Московский педагогический государственный университет, Самарский государственный институт культуры; 
  • кость: Московский государственный институт культуры.

Только в Высшей школе народных искусств (академии) образовательные программы составлены по 23 видам народных промыслов. В процессе подготовки находятся ещё 3 специальности: хохломская роспись, якутская резьба по кости, чукотские промыслы (сюда включены художественная обработка кости, рога и меха, а также создание традиционных строчевышитых изделий).

Возможность приобрести знания и навыки в сфере традиционного прикладного искусства востребована абитуриентами. В Московском институте культуры и ВШНИ обучаются студенты из разных городов России: Мурманска, Архангельска, Вологды, Мстёры, Палеха, Торжка, Кондопоги, Краснодара, Владивостока. Общежития удобно расположены в шаговой доступности от вузов, а при выборе заочной формы обучения студенты могут начать работу в близкой к специальности сфере вскоре после поступления. 

Многие преподаватели курсов народных художественных промыслов не только сами являются активными членами Союза художников России, но и помогают студентам в художественной и выставочной работе.

Ректор Высшей школы народных искусств (института), доктор педагогических наук, профессор и академик Российской академии образования Валентина Федоровна Максимович рассказывает о необходимости создания образовательной концепции, соединяющей обучение с воспитанием через произведение искусства (в том числе через изделия народных промыслов). Она считает, что изучающим художественные промыслы студентам очень важно осознавать себя носителями русской культуры: тогда источник творчества будет для них неисчерпаем, а созданные ими произведения – уникальными. 

Тончайшие вышивки и кружевные аксессуары, расписанные шкатулки и подносы, резные украшения из дерева и кости, выполненные студентами, производят большое впечатление на выставках, особенно международных. В 2018 году этнокультурный колорит изделий учеников Высшей школы народного искусства был высоко оценён экспертами на 18-м конгрессе голландского союза по коклюшечному кружевоплетению «Мы любим кружево» (Зандам, Нидерланды), на выставке «Великолепие художественного наследия России» (Российский духовно-культурный православный центр в Париже, Франция) и на 36-м конгрессе Немецкого союза по коклюшечному кружевоплетению (Бад-Хинделанг, Германия). Подобные события вызывают живой интерес и привлекают не только музейных работников и мастеров промысла, но и самых разных ценителей искусства.

Современная Россия постепенно переходит от восприятия народных промыслов как архаики к их оценке в качестве важной и живой части культуры, исторической памяти народа. По мнению Валентины Федоровны, эта перемена особенно заметна в деятельности региональных губернаторов: новое поколение политиков поддерживает местные промыслы, выделяет субсидии для центров творчества, помогает с финансированием выставочных площадок. Главы занимающихся промыслами компаний в последнее время начинают осознавать дефицит высокопрофессиональных молодых кадров, и это благоприятно сказывается на условиях труда предприятий народных художественных промыслов.

По-разному складывается профессиональная судьба выпускников вузов, готовящих специалистов в области народных промыслов. Однако каждому из них удаётся достичь успехов либо в творческой, либо в образовательной, либо в предпринимательской деятельности.

 

Александра. 22 года. Сергиев Посад.

«Я окончила Сергиево-Посадский институт игрушки – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Высшая школа народных искусств» – с красным дипломом. Мне всегда нравилось работать с графическими редакторами и хотелось связать с этим свою карьеру. В год моего поступления в Институте игрушки как раз шёл набор на курс графического дизайна. 

Особенно меня обрадовала возможность учиться на заочном отделении: одновременно с занятиями я могла искать работу в выбранной сфере и набираться опыта, в общем, максимально использовать свои амбиции, а заодно и зарабатывать деньги.

Когда я была на втором курсе, институт сменил директора, а за этим последовали перемены в учебном процессе: срок обучения студентов продлили, заочную форму заменили очно-заочной, а из всех направлений оставили только графический дизайн. 

Следующий поток абитуриентов, как я поняла, набирали только на курс графического дизайна. К началу моего третьего курса направление обучения полностью перестроилось, и я оказалась на отделении «дизайн игрушки». 

Конечно, после графического дизайна заниматься игрушкой было непросто, и, естественно, огорчали многочисленные трудности. Но в любом деле можно найти что-то для себя интересное.  В моём случае этим интересным стало изучение костюма и его деталей. Невероятным открытием оказались особенности костюмов, вышивок, украшений, головных уборов. Ведь раньше в одежде не было ни одной лишней детали, всё имело смысл: и толщина нити и её цвет, не говоря уже о том, что с помощью этой нити изображали. Я открыла для себя удивительный мир, и этот опыт оказался невероятно полезным. После него я по-другому стала смотреть на современную одежду, на вышивки, на некоторые принты, на пояса.

Тема моего диплома называлась «Реновация набора кукол в костюмах различных губерний конца XIX века из собрания ХПМИ им Н.Д. Бартрама». Дипломные работы всей нашей группы представляли собой реновации кукол, находящихся в Музее игрушки.

После окончания института я начала работать специалистом по выставочной деятельности в Сергиево-Посадском музее игрушки. У меня очень интересная должность: я занимаюсь художественным оформлением экспозиций музея, разрабатываю информационные материалы, этикетаж, а также готовлю необходимую документацию, связанную с рекламой и организацией временных выставок».

 

Катерина, 37 лет. Санкт-Петербург.

«Во ВШНИ нас, меня и моих однокурсников из Палехского художественного училища имени Горького, взяли без экзаменов сразу на 3 курс. Это был 2003 год, вуз только открывался, наш набор был первым. Ректор Валентина Федоровна Максимович, сама ездила по Золотому кольцу и набирала лучших выпускников. А в училище нас хорошо готовили, мы были очень сильным курсом. Даже сейчас Палех для меня не просто точка на карте и не только народный промысел, это большой культурный пласт, который во многом меня сформировал. 

В училище мы занимались сразу и лаковой миниатюрой, и иконописью. А когда пришли в институт, оказалось, что надо выбирать: либо миниатюра, либо иконопись. Моим любимым преподавателем был Владимир Викторович Прошкин – заслуженный художник России из семьи известных ленинградских живописцев, мастер с большой буквы. Учиться у него было очень интересно.

На четвёртом курсе мы проходили практику в Финляндии, жили на спортивной турбазе недалеко от города Савонлинна. Это невероятно живописное место с крепостью в центре большого озера. Мы часто ходили рисовать этюды на пленэре, а по вечерам занимались разными видами спорта и играли в спортивные игры. Идея была в том, чтобы совместить физическую активность и творчество, ведь в основном у художников сидячая работа и сидячий образ жизни.

Сейчас я работаю в сфере, не слишком связанной с моими средним специальным и высшим образованием, но знаю, как сложилась профессиональная судьба сокурсников. Специалисты по лаковой миниатюре в основном остались преподавать в ВШНИ или учат студентов в других высших и средних учебных заведениях. Педагогическая деятельность для них основная профессия, а рисунок и миниатюра – дополнительная. Те же, кто учился на отделении иконописи, работают по специальности, часто выполняют заказы по росписи храмов и пишут иконы».

 

Яков, 23 года, Мстёра.

«Сейчас я заканчиваю Мстёрский филиал лаковой миниатюрной живописи имени Ф.А. Модорова Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Высшей школы народных искусств. Учусь уже седьмой год: три года
получал среднее образование, а четыре последних – высшее. При поступлении в институт сдавал экзамены по русскому языку, литературе, живописи и рисунку.

Об учебном процессе могу сказать так: он построен градационно. Сначала мы изучали основы рисунка, набивали руку, старались выводить правильные линии. На втором курсе рисовали уже красками, копировали элементы несложных икон и образцов мстёрской миниатюры, выполняли задания по проектированию, сами составляли композиции. В последний год среднего профессионального образования учились рисовать фигуры и лица, готовили и защищали дипломы. В институте, конечно, требования усиливаются, размеры работ увеличиваются. Студенты делают копии сложных мстёрских икон, шкатулок и панно, занимаются сложным проектированием.

Сейчас я готовлюсь к защите, моя дипломная работа называется «Времена года. Дворянская охота». Художественный руководитель очень помогает, указывает на ошибки, советует, вместе мы решаем, как лучше поступить в той или иной ситуации.

Профессиональное будущее – сложная штука. Если любить свою специальность, можно найти множество вариантов работы. А ещё можно совмещать основной заработок с занятиями миниатюрой или иконописью. У меня есть план продолжить своё дело за границей, и большинство моих однокурсников хотят заниматься миниатюрой, но здесь, в России».

 

 

Больше по теме

Открытие Центра поддержки народных промыслов в Ингушетии
Февраль силён метелью и… праздничным настроением
Секреты народных промыслов Пензенской области
Господдержка для предприятий НХП Ивановской области