История

Эй, пой, визжи и жги!

Как одна тульская гармонь заменила целый оркестр

Эй, пой, визжи и жги!

Кажется, что тульская гармонь выбирала свою родину осознанно: ну, где ещё мог появиться самый развесёлый народный инструмент, как не в губернии знаменитых пряников и самоваров?! За два века она успела обзавестись рядами, сменить имя, заручиться поддержкой Чайковского, получить прописку и консерваторскую, и эстрадную, а ещё серьёзно нарастить басы.За инструментом охотились немецкие компании и экономические кризисы, но тульская гармошка выстояла и сегодня звучит на концертах и виртуозов-классиков, и рокеров.

В одном доме с самоваром

Тульская гармонь — сестра знаменитого самовара, ведь выросли они в одном доме. В 1820 году Тимофей Воронцов открыл первую в России «Вольно-оружейничью гармонную фабрику» в подвале своего самоварного производства. Делал он там простенькие ручные гармоники-однорядки, которые в Туле быстро прижились. А через 10 лет местный оружейник Иван Сизов привёз с Нижегородской ярмарки пятиклапанную гармошку — и понеслось...

Фабрики открывались в Туле одна за другой, в 1851 году их было шесть, не считая семейных артелей. Промысел ширился, и мастера разъезжались по ближайшим областям — Псковской, Рязанской, Орловской, затем по Волге добирались до Казани. Позже их стали приглашать заграницу — в 1900 году прогремели на весь мир, завоевав множество наград в Париже, двух- и трёхрядные гармоники туляков Киселевых.

Но успех не вскружил тульским мастерам головы: они постоянно занимались апргейдом инструмента. Гармонист и педагог Николай Белобородов положил начало усовершенствованиям — он разработал для гармони двухрядную клавиатуру с полной хроматической гаммой, где были не только привычные семь нот, но и пять полутонов. Первый ряд остался прежним, а хроматические полутона отправились во второй. В обновлённом инструменте звуки на разжим и сжим меха были разными, и хроматическая гармонь Белобородова не только запела лучше прежнего, но и обновила свой внешний вид: её стали украшать древесиной кипариса, слоновой костью, кожей и перламутром.

Сразу после выхода белобородовской гармони к музыканту обратилась немецкая фирма «Кальбе» с просьбой продать патент на новый инструмент. Николай Белобородов отказал и продолжил на родине улучшать любимую гармонику.

Подбасили

В 1907 году, когда про «низкие тазы» и «ровных пацанов» ещё никто не слышал, тульский мастер Геннадий Чулков, вероятно, увидел мир будущего, решив, что гармонике необходимы басы.

Чулков разрабатывал их вместе с отцом, братьями и не без помощи Николая Белобородова. Новый механизм открывал при нажатии на кнопки басов не только басовые клапаны, но и аккордовый ряд. Басы от этого зазвучали насыщеннее. Запатентованное изобретение тульского мастера до сих пор используется во всех «венских» гармониках.

Фамилия Чулков стала для гармошки отцовской: с ней инструмент даже имя сменил. На одной из тульских ярмарок в конце XIX века мастер Павел Чулков презентовал ещё одно обновление для гармони, превратившее последнюю в баян. Тогда новому изобретению не придали большого значения, а автором баяна долго считали Петра Стерлигова. Однако Стерлигов сконструировал подобный инструмент значительно позже.

Из-за революционных потрясений начала XX века выпуск гармоней в Туле вынужденно отложили, но не забыли. В 1930 году начали строить большую гармонную фабрику на Привокзальной плотине. Работать туда пригласили звёзд. Александр Глаголев настолько блестяще конструировал баяны и гармони, что они побеждали на каждом слепом прослушивании. (В то время было модно устраивать подобные конкурсы мастеров и их инструментов: музыкантов сажали за занавес, а жюри оценивало исключительно звук.) Второй знаменитостью на фабрике стал Алексей Пастухов, который прославился как лучший наклёпщик язычковых планок в стране. Его многочисленные усовершенствования голосовых планок и язычков заставляли баяны петь особенно благозвучно.

«Отсыпай, плясунья, дробь!»

Их услышали и в искусстве: если раньше про гармошку сочиняли в основном частушки, то теперь она ушла в литературу и концертные залы.

Гармоника, гармоника!
Эй, пой, визжи и жги!
Эй, жёлтенькие лютики,
Весенние цветки!

— писал Александр Блок.

Ты играй, гармонь, под трензель,
Отсыпай, плясунья, дробь!
На платке краснеет вензель,
Знай прищёлкивай, не робь!

 вторил Сергей Есенин, который не только сам играл на инструменте, но и часто приглашал на праздники других гармонистов.

Отражённое у поэтов разудалое настроение гармони учёные позже назовут ментальным феноменом страны, и станут изучать его как часть культурного кода.

Ну а пока, в конце XIX века, народный инструмент начал покорять концертные залы. Первым в высокое общество гармошку ввёл Петр Ильич Чайковский. В партитуре своей Второй сюиты для оркестра он написал: «Для надлежащего эффекта этой пьесы гармоники весьма желательны и необходимы». И очень подробно объяснил, какие клапаны и какой рукой должны прижимать исполнители.

Живописные полотна также не обошлись без гармошки: раздвигали меха «Бобыль-гармонист» Фирса Журавлева и «Мальчик с гармошкой» Михаила Кудрявцева, задорные переливы звучали «У околицы» Фёдота Сычкова, «В трактире» Леонида Саломаткина, на «Деревенской масленице» Бориса Кустодиева.

«В каждой роте иметь гармонь»

С началом Великой Отечественной войны гармошка зарыдала-затосковала вместе с русским народом:

Так пела и так плакала
Про горести свои,
Как бы за каждым клапаном
Гнездились соловьи

— писал о новой жизни любимого инструмента Александр Прокофьев.

Позабытый деревенский
Вдруг завёл, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив

— рассказывал Александр Твардовский в поэме «Василий Теркин».

Спрос на гармонь в тяжёлые для страны годы вырос. В самом начале войны тульскую гармонную фабрику буквально завалили письмами с фронта: «Дайте солдатам гармонь! С песней воевать легче!».

А Главное политуправление Красной Армии даже выпустило специальную директиву: «Русская песня, гармонь, пляска — друзья бойца. Они сплачивают людей, помогают легче переносить тяготы боевой жизни, поднимают боеспособность и формируют настроение личного состава. В каждой роте надо иметь запевал, гармонистов и гармонь».

Гармошка в телевизоре и в кино

В 1963 году на тульских музыкальных инструментах появилась фирменная марка объединения «Мелодия». К тому времени в Туле выпускали большую часть всех советских баянов. Знаменитый бренд усилил мощности тульских мастеров, и те разогнались до выпуска 110 тысяч гармоней ежегодно.

О звонкоголосых меховых знали и за рубежом: тульский баян экспонировали в 1967 году на международной выставке в Монреале, инструмент сорвал аплодисменты и получил награды. После этого баяны «Родина», «Русич» и «Мир» зазвучали на лучших сценах мира.

Тогда же с гармошкой начали знакомиться и советские малыши. В 1969 году вышли сразу два мультфильма, где с меховым инструментом выступали рыжий Антошка и обстоятельный Крокодил Гена. Песни «А я играю на гармошке у прохожих на виду» и «Антошка» до сих пор звучат утренниках, и дети привыкают: если праздник, то с гармонью.

У взрослых дела обстояли серьёзнее. «Одинокая гармонь» композитора Бориса Мокроусова бродила по улицам вместе с хозяином и не могла кого-то никак отыскать, грянувшие «что есть мочи» гармошки (из песни «Свадьба» композитора Арно Бабаджаяна и поэта Роберта Рождественского) надрывали на просёлочной дороге сердце холостяка.

Прописалась гармонь и в фильмах. «Если б гармошка умела всё говорить не тая, русая девушка в кофточке белой, где ты, ромашка моя?» — пел солдат Иван Бровкин в киноленте Ивана Лукинского 1955 года. В фильме «Девчата» Тося Кислицина и Илья Ковригин осознали свою любовь под слова из песни «Старый клён»: «Отчего, отчего, отчего гармонь поёт? Оттого, что кто-то любит гармониста». А в знаменитом «Вокзале для двоих» аккордеон, относящийся к семейству гармоник, помог главному герою Платону успеть на утреннюю проверку в колонии.

Рок-баян и суперсистема

Народному инструменту удалось выжить в непростой период 90-х годов, и сегодня он снова звенит переливами по всему миру. В наши дни традиции тульских мастеров продолжает правопреемник фабрики «Мелодия» — ООО «Тульская гармонь».

В 2000 году на предприятии «Тульская гармонь» создали уникальный музыкальный инструмент — баян «Русь». Из-за особой, специально запатентованной, конструкции он весит почти в два раза меньше своих меховых собратьев, при этом игровые возможности инструмента позволяют ему дать фору всем конкурентам.

На тульских баянах играют именитые музыкальные коллективы: Государственный академический русский народный ансамбль «Россия», Государственный русский народный хор имени Пятницкого, Государственный академический ансамбль народного танца и многие другие.

Но не только классическими инструментами славится «Тульская гармонь», только здесь делают неформатные рок-баяны. Первый такой инструмент у предприятия заказал бывший фронтмен группы «Ноль» рок-баянист Фёдор Чистяков. Специально для него на фабрике придумали двухголосный трёхрядный баян «Тула». Он оснащён встроенным микрофоном, MIDI-системой и может использоваться и как акустический, и как электронный инструмент.

Беспроводная MIDI-система (MIDI — Music Instrument Digital Interfase) — ещё одна гордость предприятия. Она состоит из клавиатуры, которая с помощью датчиков через электронное устройство согласования передаёт в звуковой модуль номер клавиши с присвоенным звуком и скорость нажатия клавиши. В зависимости от цифрового кода такого сообщения звуковой модуль выдаёт сигнал через усилитель в колонки. MIDI—система добавляет гармонике функции синтезатора, один такой инструмент может заменить небольшой оркестр.

Фабрика «Тульская гармонь» постоянно развивается: недавно совместно с чешской компанией «Петроф» здесь наладили выпуск фортепиано. Новый инструмент опробовал музыкант и певец Дмитрий Маликов, и даже пообещал написать для тульского фортепиано именную пьесу.

Сейчас на предприятии, выпускают по 400 инструментов в месяц, работает здесь более 200 человек. Выбор моделей огромный — 21 для баяна, по 10 для гармоней и фортепиано. Названия у инструментов все как на подбор — «Куликово поле», «Ясная поляна», «Сказка». Можно заказать и индивидуальный инструмент, такого не будет больше ни у кого. Например, автор знаменитых «Комбайнёров» Игорь Растеряев попросил у тульских умельцев гармонь с нарисованным на ней арбузом.

У творческого предприятия и поклонники особенные. Свою благодарность мастерам они выражают в стихах-частушках:

Так играй, гармонь из Тулы!
Весели народ честной!
Ты всегда была и будешь —
Тульской, славной, заводной!

И это лучшее доказательство тому, что промысел живёт и радует россиян.


Больше по теме

Наталия Пилюс посетила предприятие народных промыслов «Тульская гармонь»
Музыкальные школы Пензенской области получили новые инструменты
Гульназ Кадырова предложила наладить производство музыкальных инструментов в Дальневосточном федеральном округе
Работы молодых мастеров художественных промыслов в Вологде