08.06.2021
История

Не лапоть сплести: о промысле вятского лозоплетения

Не лапоть сплести: о промысле вятского лозоплетения

В представлении многих традиционное лозоплетение до сих пор ассоциируется с лаптями и корзинами. Однако этот народный промысел не стоит на месте, и наряду с функциональностью мастера активно развивают его художественные особенности. Ярко и самобытно это демонстрирует развитие вятского лозоплетения. О его отличительных чертах и фестивале «Ива Дивная», который призван сохранить единую культурную традицию плетения из природных материалов, мы узнали от специалистов предприятия  ООО «Азимут».

Об истории промысла

Село Усть-Чепецкое (в обиходе Усть-Чепца) имело свои особенности, обусловленные не только патриархальным укладом жизни его обитателей, но и своеобразным местоположением. Крестьяне Усть-Чепцы не имели пахотной земли и, располагая лишь приусадебными огородами и речными покосами, занимались неземледельческими промыслами. По статистическим данным 1891 года, из каждой сотни дворов Вятской губернии только 10 хозяйств жили тогда земледелием, а в 58 хозяйствах наряду с земледелием занимались местными промыслами, остальные – отходничеством (сезонной работой вне места жительства).

В середине XIX века Усть-Чепца превратилась в сравнительно крупный, по местным меркам, торгово-промысловый центр. Здесь шили обувь, одежду, производили тканые наконечники для полотенец, упряжь, замки и ключи. Бурное развитие имел в Усть-Чепце корзиночный промысел. В окрестностях изготавливали плетёную из лозы мебель – стулья, кресла и даже буфеты, пестери из бересты (заплечные сумки для ягод), корзины, сумки для рыбы, лапти из тальника. Главное богатство края – это лес, который щедро одаривал самым разным сырьём: древесиной, корой, щепой, ивовыми прутьями, берестой, стружкой, мхом и лишайником, мочалом, соломой, корнем. Многие из деревообделочных промыслов появились здесь одновременно с заселением территории. Простые изделия изготавливались массово, быстро приходили в негодность и заменялись новыми. Поэтому до нашего времени в наиболее сохранном виде дошли лишь образцы, относящиеся к XIX веку.

На рубеже XIX-XXвеков по числу кустарей, видовому составу промыслов, географии распространения, по объёмам их производства Вятская губерния занимала лидирующие позиции в Европейской России. В 1892 году открылись Вятский губернский земский кустарный музей и склад кустарных изделий, значительные средства выделены  на открытие в каждом уезде техническо-ремесленных школ и мастерских. Изделия из лозы в это время представлены в очень широком ассортименте: гарнитуры мебели, кресла, детские стулья, ширмы ивовые и с соломенным плетением, корзины для бумаг, баульчики, чаши, редикюли, а также детские плетёные коляски, подобные только через сто лет в Россию станут завозить из-за границы.

В 1922 году  на  базе  художественно-промышленных  мастерских  организован  художественно-промышленный  техникум. А к 1938 году в одном только городе Кирове имеется до 3000 кустарей, объединённых в 22 артели. После Великой Отечественной войны, во время которой многие артели были расформированы, они вновь возрождаются. Уже в 60-е гг. XX века Кировская область вновь входит в тройку лучших областей России по развитию художественных промыслов. В вятских промыслах утвердился кировский стиль, который сочетал в изделиях лозу, бересту и дерево.

К 1990 году корзиночный промысел становится визитной карточкой Кирово-Чепецка. Создается около 50 видов изделий, среди которых гарнитуры для столовых, кухонь, дач, несколько модификаций кресел-качалок, подставки под телефоны и цветы, стулья для баров и банкетки, ширмы и двери, мебель для домашних животных, и еще огромный ассортимент мелких обиходных вещей.

Продукция расходится по всей России, закупается в страны СНГ, продаётся в Австрию, Турцию, Францию. В 1996 году на Международном форуме в Брюсселе продукция была признана российским лидером на европейском рынке в данном виде изделий и получила сертификат чести. Как имеющая свой стиль и качество, она была представлена впоследствии на других международных выставках, в частности на Парижском мебельном салоне в 1999 году.

Особенности вятского лозоплетения

Об отличительных особенностях вятского лозоплетения нам рассказала руководитель организации народных художественных промыслов ООО «Азимут» Елена Кувшинова. Богатейшие запасы природного сырья (ивы) способствовали сбережению и развитию вятского корзиночного промысла. Характерной особенностью вятской корзины  является своеобразное, исторически  сложившееся,  устойчивое на  данной территории  применение  комбинированной техники плетения из лозы ивы с  берестой, корнями  хвойных деревьев и другими  видами растительного сырья, в сочетании со столярной работой и декорирование  их  ручной росписью,  оклеиванием,  окрашиванием, тонированием  и   лакированием. 

Самобытные  художественные решения реализуются мастерами, в первую очередь, через работу со свойствами комбинируемых материалов, подкрепляются сочетанием декоративных техник с рисунком плетения, формой и  пропорцией, фактурой и цветом. Данный вид народного художественного  промысла  включен в Каталог объектов  нематериального культурного наследия Кировской области.

В Кировской области почвы развивались под влиянием умеренного климата и лесной растительности. В этих условиях образуются преимущественно подзолистые и серые лесные почвы. Такие виды  почв  с высоким коэффициентом влажности  условно пригодны для сельскохозяйственных нужд, но при этом очень хороши  для целого ряда сортов дикорастущей ивы, не уступающих по качеству плантационной: ива трёхтычинковая, ива козья, ива чернеющая, ива пепельная, ива красная (шелюга) – из них самые распространенные. В силу климатических особенностей это сырье несколько  отличается от сортов  лозы более тёплых географических  зон. Прутья имеют иную, по сравнению с южными сортами, длину, гибкость и  сбежистость, поэтому  местные мастера используют многослойные плотные виды плетения, избегая большого количества навесных элементов и чрезмерно витиеватых ажурных загибок. Процесс изготовления изделий включает в себя большое количество традиционных специфических многокомпонентных операций ручного труда.

В процессе развития корзиночного промысла ярко оформились локальные центры художественного плетения внутри самого региона: Киров,  Кирово-Чепецк, Подосиновец, Нагорск, Уржум,  и каждый – со своей специализацией.

Вятский  корзиночный промысел  отличен и узнаваем среди  других региональных центров плетения России, а изделия под брендом «Вятская корзина» имеют свои собственные  художественные решения, свой собственный стиль, сочетая определённым образом лозу, сосновый корень,  бересту и дерево, и  дополняя всё это разнообразие самобытной вятской росписью.

«Вятская корзина»

Сегодня под брендом «Вятская корзина» предприятие ООО «Азимут» выпускает широкий ассортимент оригинальных  корзин, шкатулки, тарелки, блюда, сумочки и лукошки детские, туеса, короба и вазы, подносы, люльки, абажуры, дровницы  и другие товары повседневного спроса, исполненные в технике художественного плетения. В течение нескольких лет производится обширная группа товаров для содержания домашних животных: корзины, переноски, лежаки, домики и  спальные места – разнообразная  высококачественная продукция, пользующаяся заслуженно высоким спросом. Производство изделий подарочного назначения, где традиционная техника плетения сочетается со столярной работой, росписью и декорированием,  позволяет получать настоящие художественные произведения, способные конкурировать с предметами машинного, фабричного изготовления.

В изделиях «Вятская корзина»  традиционно применяются контрастные сочетания и  цветовые  решения, которые создаются путем плетения прутьями двух-трёх различных оттенков, светлой лозы с коричневой, окоренной с неокоренной.

Всероссийский фестиваль лозоплетения «Ива Дивная»

Чтобы сохранить единую культурную традицию российского художественного промысла плетения из природных материалов, в Кирово-Чепецке проводится Всероссийский фестиваль лозоплетения «Ива Дивная». Специализированное профессиональное мероприятие объединяет художников, мастеров, представителей отрасли народных промыслов, предпринимательского сообщества и учреждений культуры.

На Фестиваль приглашаются лучшие мастера корзиночного дела со всей России для участия в интерактивном творческом конкурсе мастерства. Создание творческих работ будет происходить в июле этого года на специальной площадке регионального парка «ЛихоЛесье» одновременно всеми участниками в присутствии зрителей и жюри. Победители Конкурса (1, 2, 3 призовые места) будут награждены со сцены почетными грамотами и ценными подарками. По окончании фестиваля конкурсные изделия будут переданы на постоянное экспонирование в учреждения культуры города и области.

Место проведения Фестиваля выбрано неслучайно: город Кирово-Чепецк с давних пор является местом традиционного бытования промысла художественного плетения из лозы, профессия «изготовитель художественных изделий из лозы»  – всегда в перечне вакансий на рынке труда территории.

Во время работы Фестиваля в краеведческом музее города будет организована масштабная выставка работ корзиночного промысла. Запланирована деловая программа, биржа контактов. Всем мастерам будет предоставлена возможность показа работ и их реализации.

Культурную программу фестиваля обеспечивают творческие коллективы района и области, республик Коми, Татарстан, Марий Эл, Чувашии, Удмуртии. На Фестивале пройдёт ярмарка народных художественных промыслов и мастеров декоративно-прикладного искусства.

На фестивале будут работать семейные спортивные, детские анимационные, ярмарочные, гастрономические и другие площадки. Сегодня фестиваль является доступным форматом взаимодействия представителей органов власти, творческой интеллигенции, художников, мастеров, производителей, потребителей и представителей индустрии туризма.

 

Больше по теме

10-11 июля 2021 года в городе Кирово-Чепецк Кировской области состоится Всероссийский фестиваль лозоплетения «Ива Дивная»
Мастерицы Мордовии рассказали про народный промысел лозоплетения
Об очаровании кружевом и привычках, которые делают нашу жизнь интересней
«Виртуальный музей народных художественных промыслов Нижнего Тагила» представили широкой аудитории в рамках акции «Ночь искусств-2020»