27.04.2021

Чёрное кружево из Балахны

Чёрное кружево из Балахны

Балахна – это географическое название многим известно как предполагаемая родина Кузьмы Минина, как место, которое когда-то было крупным центром соляного промысла и судостроения. Сегодня мало кто помнит, что Балахна была известна также уникальным местным кружевом. Как рассказала корреспонденту АиФ директор Балахнинского музейного историко-художественного комплекса, кандидат исторических наук Мария Карташова, в Балахну кружевной промысел завезли из дворянских мастерских. Набор инструментов и приспособлений для плетения был доступен простому народу. В набор входили коклюшки, валик или подушка, подставка под валик, булавки, ножницы и нитки. Девочек впервые сажали за работу в пять-семь лет: сначала – коклюшки наматывать, потом – элементарный рисунок выплетать. Хочет ли девочка освоить промысел, не спрашивали, главное, чтобы был доход.

Мария Вячеславовна отмечает, что среди мастериц была настоящая конкуренция. Расцвет промысла пришёлся на период с конца XVIII до конца XIX века. В XIX веке кружевоплетением занималась половина всего женского населения Балахны и окрестных деревень.

Вообще, золотное и серебряное кружево были известны в России ещё в средние века. В XVII веке в Оружейной палате в Москве работала целая мастерская. Там трудились только мужчины – кружевники. До сих пор в Испании, Италии, Бразилии кружевной промысел в значительной степени мужской, нежели женский. Кружево плели при помощи булавок, сделанных из рыбных костей или больших шипов растений. В России нитяное кружево впервые появилось во времена Петра I, когда в 1720 году царь привёз 14 кружевниц из Голландии. Потом мастерские стали появляться при дворянских поместьях. Туда из-за границы привозили самих мастериц, а также необходимые материалы: нитки, сколки (технические рисунки будущего изделия), но самое главное – металлические булавки. Они необходимы для закрепления рисунка кружев.

Известен миф, будто одно из любимых платьев Екатерины II было украшено балахнинскими кружевами. Однако достоверных исторических доказательств этого факта нет. По-настоящему модным балахнинское кружево всё же стало позже. В популярности кружевного промысла огромную роль играли скупщики изделий. Они приходили в дома к мастерам, давали им задания, иногда могли снабжать материалами и даже инструментами. Они же выдавали мастерицам новые технические рисунки (сколки) изделий. Кружевницы клали лист бумаги, на него – рисунок и начинали выплетать. Сколок надо было вернуть скупщице, но на листе оставались дырочки от булавок. Таким образом, новые рисунки всё же оставались в распоряжении мастериц.

Центром сбыта кружев была Нижегородская ярмарка, и закат промысла связан с закрытием этого торжища в 1920-е годы.

Сегодня нам кажется привычным кружево белого цвета. Однако балахнинское кружево, созданное в XIX веке, почти всегда чёрное. Оно произошло от мантильи. Это часть национального испанского женского костюма – длинный шёлковый или кружевной шарф-вуаль. Обычно испанки его надевают поверх высокого гребня, вколотого в причёску. Мантилья падает на спину и плечи. Кружевной шарф-вуаль наши мастерицы переиначили в накидки, шали, косынки.

Во второй половине XIX века складывается так называемый балахонский кружевной манер. Его отличает многопарная техника плетения с использованием до 250 коклюшек, в зависимости от густоты рисунка, от тонкости накола.

Основу балахонского манера составляли композиции из цветов, плодов граната, гроздьев винограда – узоров, служивших символами любви, счастливой семейной жизни. Своеобразной визитной карточкой мастериц стала «балахонская роза». Растительные композиции «держались» на особых ажурных решётках разнообразной фактуры.

Настоящее кружево – удовольствие не из дешёвых. А балахнинское кружево XIX века – это шёлковые штучные изделия.

Мария Карташова рассказывает:

«Шёлк всегда импортный, его одно время называли гарусом. Нитки для кружев, как и булавки, кстати, в России так и не научились делать. У нас в музее хранится моток иностранных ниток, которому более ста лет. Современные кружевницы говорят, что с удовольствием бы из него что-то сплели. Нет сейчас такого качества!»

Чтобы сплести кружевной шарф длиной 2,5 метра, мастерице нужен почти год, на воротник с несложным рисунком – три месяца. Импортные материалы и кропотливый ручной труд – из этих факторов складывалась высокая цена. Чёрные балахнинские кружева надевали только по праздникам и не стирали, чтобы случайно не зацепить.

Кружевной промысел в Балахне сегодня

До 1994 года в Балахне был небольшой цех кружевоплетения. Бывшие его работницы хранят традиции мастерства. Но сейчас этот промысел в Балахне – скорее, рукоделие. Нравится женщинам – они плетут.

Мария Вячеславовна отмечает:

«Думаю, через 20 лет вы уже не найдёте мастерицы, которая по старинному рисунку создаст балахнинское кружево. Уходит красота… Но мы в музее проводим мастер-классы. Для этого сотрудники, и я в том числе, по книгам выучились кружевоплетению. Наши гости с удовольствием сами садятся за подушки, пытаются не запутаться в огромном количестве коклюшек».

При этом впервые за последние 25 лет сегодня наблюдается всплеск интереса к балахнинскому кружеву: из Москвы едут, чтобы на него посмотреть. Впрочем, внимание к ручному труду растёт по всей стране. Ведь народный художественный промысел – отличный бренд территории, который привлекает туристов. Балахнинским кружевом заинтересовались даже зарубежные дизайнеры. Оно, действительно, одно из лучших в мире. Это всегда эксклюзив. «Когда надеваешь рукодельное кружево, чувствуешь себя по-другому. Это по-прежнему элемент праздника», – отмечает собеседница корреспондента АиФ..

Информация и фото: Аргументы и факты. 

Больше по теме

СОБЫТИЕ
Выставка произведений мастеров народных промыслов «Чёрное и белое» открылась в Вологде
НОВОСТЬ
В кружеве запечатлеют золотую осень участники конкурса в Вологодской области
СОБЫТИЕ
27 мая станет Днём вологодского кружева
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Об очаровании кружевом и привычках, которые делают нашу жизнь интересней