10.02.2021

Город в дымке

Город в дымке

Оригинальную инициативу проявил Клуб маркетологов Кировской области к 650-летию Кирова: с начала 2013 года они продвигают и реализуют проект оформления городской среды в традициях дымковской игрушки. Проект так и называется – «Раскрасим город в Дымку!». Самобытное оформление зданий росписью дымковской игрушки даёт возможность соприкоснуться с народной традицией, ощутить связь с культурными корнями. При этом роспись, по мнению авторов идеи и многих горожан, выглядит современно, делает город более ярким, гостеприимным, интересным.

Ещё весной 2013 года на круглом столе «Влияние архитектуры и дизайна на экономическое и культурное развитие региона», где присутствовали глава Департамента культуры, Департамента строительства и архитектуры Кировской области, Президент Союза дизайнеров России, дизайнеры и архитекторы, идеи маркетологов вызвали улыбку. Отнюдь не скептическую – скорее, добрую.

Как сообщают сами представители Клуба, «Зал вздрогнул дружным смехом, когда на въезде в город появились большие фигуры дымковских барышни и офицера. Персонажи настолько естественно вписывались в окружающую среду, были настолько милыми и родными, что никого не оставили равнодушными».

По мнению маркетологов, представители власти и профессионалы оценили мягкий юмор и самоиронию этого проекта, где вместе с добродушными дымковкими персонажами и яркими этническими орнаментами появились исконные пословицы и поговорки: «Вятские – хватские!», «Семеро одного не боятся».

Суть проекта украшения города в стиле дымковской игрушки

Многие называют город серым. В Кирове много неприглядных скучных старых домов, ещё больше полузаброшенных промзон, ободранных заборов, железнодорожных тупиков и т. д. Клуб маркетологов предложил изменить ситуацию: раскрасить эти объекты в жизнерадостные дымковские цвета – чтобы город выглядел уникальным, ярким и гостеприимным.

Раскрашивать решили въезды в город, дома, заборы и сооружения вдоль железной дороги, заборы и будки в городе. Что касается домов, то украшать предложили только «хрущёвки» и многоэтажные «коробки». Никаких исторических зданий, разумеется.

На вопрос, почему предложен мотив именно дымковской игрушки в оформлении города, представители Клуба маркетологов отвечают так:

«Дымка — это мощный бренд, который создавался 400 лет. Мы предлагаем использовать силу дымки для того, чтобы Киров приобрел своё лицо среди российских городов. Тут можно достичь двойного эффекта. С одной стороны, дымка выведет Киров на новый уровень для жителей и гостей города. Причём относительно «малой кровью». Другие города (например, Йошкар-Ола, Казань и т. д.) тратят миллиарды на изменение облика города. А в нашем случае нужны лишь миллионы. Рублей, конечно. Меньше в разы. Поэтому это по силам Кирову: бизнесу и обществу.

С другой стороны, если раскрасить Киров в дымку, то это придаст мощный импульс для дымковского промысла. Не секрет, что сейчас дымковский промысел живёт на дотационные деньги из бюджета. В каких-то магазинчиках продаётся дымковская игрушка. Многие гости города даже не знают, где можно её купить. Объём продаж очень небольшой. Поэтому мы считаем, что наш проект выведет продажи дымковской игрушки на новый уровень. А дымковский промысел, в свою очередь, как локомотив, вытянет и другие промыслы».

В проекте «Раскрасим город в Дымку!» принимают участие не только маркетологи, но и профессиональные дизайнеры (например, Дмитрий Елизаров – член Союза дизайнеров России), граффитчики (первые объекты помогали раскрашивать художники-граффитчики из общественной организации «Красивая Вятка»), волонтёры, спонсоры, а также представители власти и общественных организаций.

Дизайн объектов разнообразен и выверен — все рисунки канонически соответствуют дымковскому стилю. Все они, по утверждению авторов проекта, проходят процедуру согласования с руководством дымковских мастериц.

Проект открыт для всех творческих людей: любой желающий может поделиться своими идеями по украшению скучных городских зданий в дымковский рисунок. Это в частности, можно сделать на странице проекта в соцсети. Там же можно узнавать о новостях его реализации.

Проект «Раскрасим город в Дымку!» нельзя назвать «местечковым». Он получил признание в общероссийских творческих сообществах, и в 2017 году занял первое место в присуждении Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга. По этому поводу руководитель Клуба маркетологов Алексей Обжерин на презентации проекта в Москве сказал:

«Конечно, номинаций было несколько. Но судя по аплодисментам, которые больше были похожи на овацию, было ощущение, что мы получили Гран-При. После выступления, ещё до оглашения итогов, меня обступили руководители брендинговых агентств, члены жюри и участники Премии. И долго не отпускали — расспрашивали, расспрашивали, расспрашивали… Я услышал много искренних добрых слов в наш адрес. Я получил несколько приглашений приехать в Питер и Москву с этим выступлением».

За премию тогда боролись представители различных городов и регионов: Сочи, Смоленска, Удмуртии, Татарстана, Москвы (два проекта: от Depot WPF и Парк Зарядье), Новокузнецка, Астраханской области, Новосибирской области, Суздаля, Тулы, Перми и других.

В 2018 году «Раскрасим город в Дымку!» был признан лучшим региональным проектом Национальной премии «Серебряный Лучник». На финальной защите в Общественной палате России были представлены 500 проектов, и только восьми из них были вручены статуэтки «Серебряного Лучника». Проект кировчан привлёк внимание экспертов своей искренностью и любовью к своему городу. Яркая презентация Алексея Обжерина с вятским паспортом и дымковскими пакетами не оставила никого равнодушным.

Вот что написал тогда Алексей на своей странице в соцсети:

«Ура! Ура! Ура!

Сегодня, в Метрополе, в самом сердце Москвы, все жители Вятки получили награду престижной Национальной премии «Серебряный Лучник» — Лучший региональный проект. Спасибо организаторам, экспертам и жюри за доверие!

Соседи-победители по другим номинациям: авиакомпания Победа, Газпром, международный аэропорт «Платов», Министерство финансов России, Аэрофлот, Школа управления Сколково и другие.

Столько больших людей сегодня подошли и пожали руку. Вятка — креативный город! Поздравляю нас всех!!!

И большое спасибо организаторам и жюри Серебряный лучник — Приволжье за Гран-При и веру в нас! Всех вас люблю! Спасибо!»

Исполнительный директор региональной премии Анны Айзенштадт выразила своё мнение так:

«Знаете, чем поразил экспертов «Киров в Дымке»? Для тех, кто не в курсе — это лучший региональный проект Национального «Серебряного Лучника». Ведь были работы и масштабнее, и технологичнее. Но такой искренности, самоиронии, нежности к своему городу не было ни у кого. Презентация Алексея – одна из самых зажигательных: ему задавали вопросы, с ним спорили, высокое жюри активно интересовалось сувенирными пакетами.

По-моему, «Киров в Дымке» — это отличный локальный проект. Люди не пыжатся изо всех сил, не гонятся за «столичностью», а спокойно так – привет, мы из провинции. Да, здесь никакого гламура. Но мы здесь живем, и собираемся продолжать, и постараемся сделать так, чтобы было нарядно, красочно, весело. Добавим в жизнь города красок. Раскрасим. Киров. В Дымку!»

Известно, что о вкусах не спорят, и, возможно, не все горожане могут с восторгом относиться к такой идее украшения Кирова. Однако желание видеть родной город краше, уютнее, гостеприимнее и воплощать конкретные художественные идеи, чтобы будни его жителей и гостей не были серыми, вызывает уважение.

Информация: сайт Клуба маркетологов Кировской области

Фото: сайт Клуба маркетологов Кировской области,  страница Клуба маркетологов Кировской области в соцсети.

Больше по теме

НОВОСТЬ
В Кирове обновлена выставка дымковской игрушки
НОВОСТЬ
Народным промыслам планируют обучать кировских школьников
НОВОСТЬ
Итоги финала VIII всероссийского конкурса «Туристический сувенир» подведены в Кирове
СОБЫТИЕ
Конференция «Развитие народных ремёсел и туристического потенциала региона» пройдёт в Кирове 17 - 18 декабря