Изначально дымковская игрушка представляла собой небольшую глиняную свистульку конусообразной формы, изображающую животное или птицу — лошадку, барана, петушка, уточку. Именно такие фигурки-свистульки находят археологи при раскопках в Дымковской слободе и окрестностях Кирова. Эти фигурки хорошо интерпретируются в контексте языческого ритуального мировоззрения XI — XII веков, земледельческих календарных праздников. Конечно, самый долгожданный из них был связан с приходом весны.
Для того, чтобы помочь природе пробудиться от тяжёлого зимнего сна, призывали солнце песнями, хороводами и (что характерно именно для жителей Вятки) свистом. С течением времени ритуал почти забылся, но не исчез, а преобразовался в весенний праздник — вятскую Свистопляску, или, как его стали называть позднее, Свистунью. Кроме этого, как рассказывают краеведы, в начале XV века Хлыновский кремль был осаждён кочевниками (Хлынов — название поселения на тот момент).
Согласно одной из легенд, в ночь, когда враги готовились к штурму, жители крепости раздали и молодым, и старым дымковские свистульки, незаметно подкрались к стану врага и так громко стали свистеть, что неприятели от страха кинулись врассыпную и затем были легко побеждены.
В память об этой битве на берегу Раздерихинского оврага появилась часовня, а Свистунья стала проводиться ежегодно и с размахом в четвёртую субботу после Пасхи. На такой весенней ярмарке хорошим спросом пользовались разноцветные весёлые фигурки-свистульки.
Говорили: «Вятский народ — хваткий, из глины копеечку лепит»
Но и на этом этапе игрушки частично сохранили свою языческую символику: медведь означал силу, баран — счастье, корова — достаток; в росписи круг символизировал солнце, линия-змейка — воду, ромб — плодородие. Так, постепенно из обрядовой языческой вещицы к XIX веку глиняная фигурка превратилась в народный промысел, которым в основном занимались женщины, девушки и дети.
Многие краеведы поддерживают эту версию: дымковская игрушка, хоть и появилась в слободе, которая гордилась династиями гончаров, изначально была женским занятием. Секреты создания фигурок передавались от матери к дочери. Процесс был долгий и трудоёмкий.
Летом они набирали и месили ногами местную красную глину, смешивая её с речным песком. Заливали глиняную массу водой, отстаивали. С осени до весны неспешно и тщательно придумывали и лепили фигурки. Учили, что игрушка должна легко помещаться даже в детской руке. К Пасхе обжигали в русских печах на берёзовых дровах. Особенностью дымковской игрушки являлось то, что после сушки и обжига фигурку белили (растирали мел с молоком), а затем расписывали яркими яичными красками: наносили крупный геометрический узор, украшали наклеенными кусочками золотистой фольги. Для росписи мастерицы использовали самодельные кисти. Чаще всего это были палочки с намотанными и распушенными кусочками холста. Для мелких деталей применялись тонкие «палочки-пятнушечки» и «глазнички».
С развитием этого промысла традиционной дымковской игрушкой стали считаться не только фигурки-свистульки, но и небольшие (сантиметров 20 — 25) розовощёкие барыни, водоноски, няньки, одетые в пышные платья и яркие шляпки, а также бравые всадники на конях, ярмарочные карусели, продавцы кренделей, вельможи и богатые купцы. Однако и фигурки животных преобразились: наряду со свистульками стали лепить нарядных козликов, лошадок, собачек, включать их в сюжетные композиции.
Фигурка теперь состояла из многих деталей, но казалось, сделана из одного куска глины. Даже появившиеся в качестве конкурентов фабричные фарфоровые балерины и неутомимый технический прогресс — всё способствовало развитию народного промысла. Дымковские игрушки по-прежнему делались вручную и сочетали в себе традиционные народные мотивы и авторский творческий вкус: появились новые герои и героини, новые краски, новые идеи.
Однако в начале XX века этот народный промысел пришёл в упадок. Страна переживала революционный кризис, а производство глиняных игрушек стремительно сокращалось, так как не приносило прибыли. Традиция была бы полностью утрачена, если бы не забота о её будущем нескольких человек, вложивших в возрождение дымковской игрушки свою энергию и силы.
Алексей Деньшин — герой из Вятки
Одним из них был вятский художник Алексей Иванович Деньшин. Именно он зарисовал самобытные вятские игрушки, первым исследовал историю промысла, создал вручную три альбома литографий — «Вятская старинная глиняная игрушка в рисунках», «Куклы нарядные» и «Вятская глиняная игрушка», по которым, как по цветным фотографиям, современные исследователи могут видеть не сохранившиеся образцы игрушек начала XX века.
Кроме этого, Деньшин создал и возглавил бригаду мастеров дымковской игрушки. Эти художники участвовали в оформлении павильона Кировской области на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1939 — 1940 годах. Он же выступил инициатором создания цеха дымковской игрушки при товариществе «Кировский художник». Именно он вывел дымковскую игрушку на уровень Государственного Русского музея. Дымковская игрушка стала желанной гостьей на выставках в Париже и Нью-Йорке.
Даже несмотря на тяжелое военное время (1942 — 1945 годы), Деньшину удалось перекинуть мостик между прошлым и будущим вятского промысла, он писал: «...дымковская игрушка в эти дни играла роль какого-то светлого жизнерадостного фактора неувядаемости творческих сил народа». Опытные игрушечницы продолжали обучать молодое поколение, передавая знания и мастерство. И всё оказалось не зря!
В 50-х — 60-х годах искусство народной игрушки вновь переживало расцвет. Снимались документальные фильмы, создавались мультфильмы, проводились региональные и международные выставки. В это же время было основано Кировское городское отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» — Народный художественный промысел «Дымковская игрушка».
Дымковская игрушка сегодня
Поддерживая многовековую традицию промысла, художественный совет до сих пор ежемесячно оценивает каждую готовую игрушку.
Несмотря на то, что многое изменилось в процессе производства — в слободе Дымково игрушки давно уже не лепят, мастерицы не ходят за глиной по берегу Вятки, а используют привезённый материал — палитра красок стала разнообразнее и ярче. Неизменным осталось самое главное — уникальная ручная работа.
Сегодня вятская глиняная игрушка преображает и городское пространство Кирова. Открыт музей дымковской игрушки, на центральной площади установлен памятник «Семья», выполненный в дымковском стиле, появились даже крышки люков, на которых изображены дымковская игрушка, птица Вятушка и кукарские кружева — вятские промыслы. В Кировской области возрождаются и развиваются старые гончарные цеха. Фирма «Комтех» («Компания технологов»), соединив ручной труд и гончарный круг, выпускает красивые керамические изделия, отличающиеся качеством, вниманием к традиции и художественным вкусом.
На весенней ярмарке Свистунье во время народного гуляния жители Кирова и гости города снова покупают фигурки-свистульки, нарядных барышень и бравых гусаров.
А в 2010 году в любви к красочной дымковской игрушке признался ведущий российский кутюрье — Валентин Юдашкин. В его коллекции «Вятка» яркие контрастные принты на тканях, которые повторяют традиционную геометрическую роспись дымковских игрушек, пышные юбки оказались красноречивей любых слов.