17.12.2018

Пять вопросов о майолике

Пять вопросов о майолике

Что такое майолика?

Майолика — это керамика, покрытая цветной или монохромной глазурью: посуда, вазы, аптекарские сосуды, архитектурный декор, скульптура, изразцы.

В современной ху­дожественной прак­ти­ке майоликой часто на­зы­ва­ют ке­ра­ми­ку с цвет­ны­ми гла­зу­ря­ми на фа­ян­со­вом бе­лом че­реп­ке.

Какая глина подойдёт?

Материалом для майолики служит обычная красная глина, мел, кварцевый песок, известняк. Черепок у такой глины пористый, цвет — в диапазоне от светло-кремового до красного. Раньше глину добывали обычно по берегам рек, потом тщательно обрабатывали и сушили. Мастера использовали гончарные колёса различных конструкций, приспособления для придания глине нужной формы.

Черепок майолики обычно светлый, но если глина была красной из-за большого количества железа в составе, на него наносили ангоб — слой белой обмазки, а только потом — глазурь.

В современном майоличном промысле изделия часто более сложной формы, поэтому мастера отливают их с помощью гипсовых форм или штампуют в пресс-формах.

Зачем нужна глазурь

Именно цветные блестящие глазури делают майолику узнаваемой, но изначально они были нужны просто как часть технологического процесса.

Глазурь — это жидкий состав из толчённого до состояния пудры стекла, окислов металлов и воды. В печи такая глазурь расплавлялась, сцеплялась с черепком и запечатывала поры изделия. Так оно становилось прочным и водонепроницаемым.

Для росписи по сырой глазури керамисты XV — XVII веков использовали краски минерального происхождения. Составы красок, как правило, хранили в секрете. Синий получался из кобальта, зелёный из меди, жёлтый из мышьяка и железа, пурпурный цвет давал марганец. Красный пигмент был самым редким и добывался из богатой железом глины.

Где и кто делал майолику в России?

Считается, что технологии создания глазурованной керамики пришли в Древнюю Русь с греками, с принятием христианства. Но расцвета ремесло здесь достигло в XVII — XVIII веках.

Завод Афанасия Гребенщикова

Первым в России завод по производству майолики открыл в 1724 году купец Афанасий Гребещиков. Сделал он это после указа Петра I о льготах предпринимателям, которые сумеют «куриозное художество ввести и распространить».

Гребенщиков понимал, что опираться нужно на традиционный промысел и богатые глиной места. Поэтому он построил свою фабрику в Москве, за Таганскими воротами в Алексеевской слободе — здесь проходила дорога в Гжель.

В Гжели и соседних деревнях были залежи высококачественной глины, опытные гончары из крестьян нанимались на работу на майоликовый, или, как тогда говорили, ценинный, завод.

Сначала «ценинная и табашных трубок фабрика» производила довольно массивную, крупную продукцию. Ближе к 40-м годам изменили технологию и пошла более тонкая и умелая майолика с росписью по сырой эмали. Завод освоил производство тарелок, блюд, суповых чаш, аптекарских сосудов и многосоставных сервизов. Декорировалась посуда цветной, чаще — монохромной росписью по белому фону и во многом повторяла классические европейские образцы. Заказы приходили от дворян и членов императорской семьи. Гребенщиков стал официальным поставщиком Её Императорского Величества.

Мастерские Гжели

В последней трети XVIII века множество мелких ценинных мастерских появилось в самой Гжели и окрестностях. Во многом — благодаря крестьянам, обучившимся на заводе Гребенщикова: они возвращались домой и организовывали собственные мастерские.

Формы большинства Гжельских сосудов сложились на основе традиционной керамики XVII — начала XVIII веков: вместительные шаровидные кувшины, высокие, с дисковидным туловом квасники и кумганы. И в то же время в местной майолике заметно влияние стиля барокко. Сдержанная статичная форма сосудов XVII века как бы ожила, наполнилась движением.

Керамисты Гжели делали и простую повседневную посуду, и дорогую, предназначенную для особых случаев. Изделия пользовались огромным спросом, быстро раскупались как дворянами и помещиками, так и простыми, небогатыми людьми.

Гжельцы усовершенствовали известный им технологический процесс, их эмаль была бесцековой — то есть не трескалась паутинкой во время обжига. Краску мастера готовили сами. Коричнево-лиловый получался из смеси перекиси марганца, воды и сахара. Желтый давала окись сурьмы. Для зелёной краски нужна была медь.

Постепенно сложились приемы гжельской росписи. Энергичный рисунок, мягкий мазок, нежная цветовая гамма в пять красок по белой глазури. Часто яркий и нарядный расписной декор дополняли небольшие скульптуры, расположенные на плечиках сосудов.

Орнаменты и сюжеты для росписи гжельцы брали хорошо им известные. Звери, птицы, травы, цветы и листья, дома с дымящимися трубами — всё это с легкой руки мастеров попадало на керамическую поверхность.

Период расцвета гжельской майолики пришелся на 1770 — 1780 годы, а вскоре производства перешли на более «быстрые» и дешёвые изделия из фарфора и фаянса.

Гончарная мастерская «Абрамцево»

На рубеже XIX — XX веков к практике русского декоративно-прикладного искусства подключились профессиональные художники: М. Врубель, А. Головин, К. Коровин, В. Серов — это этап авторской майолики.

В 1890 году промышленник и меценат Савва Мамонтов построил в своём имении «Абрамцево» гончарную мастерскую (позже — «Художественный гончарный завод «Абрамцево» в Москве). За производство отвечал мастер-технолог П. Ваулин. После некоторых экспериментов ему удалось заново изобрести технологию восстановительного обжига, это придало абрамцевской майолике тот самый металлический блеск, игру света и отражений, какие бывают при росписи люстром.

Участников мастерской, которую возглавил М. А. Врубель, объединяла идея возрождения русской майолики. Они хотели создать «новый русский стиль», опираясь при этом на традиции народного творчества. Кроме того, декоративно-прикладное искусство было ценно для них не само по себе, но как часть повседневной среды: «Надо приучить глаз народа к красивому на вокзалах, в храмах, на улицах».

В своих работах Врубель сумел соединить живопись и скульптуру. Он понимал керамику как цветной камень, а не просто как основу для росписи красками.

Старинные национальные мотивы, орнаменты, формы в новой интерпретации оказывались на изразцовых печах, посуде и скульптуре. Врубель и его единомышленники обращались и к западноевропейскому модерну, однако не копировали его черты, а по-своему перерабатывали.

На всемирной выставке 1900 года Мамонтов был удостоен золотой медали за экспонирование майолик, а Врубель — за работы, в числе которых скульптурные сюиты на сюжеты опер с цветной и металлической окраской.

Где найти майолику сегодня?

В XVII — XVIII веках одним из центров майоликового ремесла был Ярославль. В основном там изготавливали изразцы для украшения домов и храмов — «муравленые» (политые прозрачной глазурью цвета «травы-муравы») и ценинные (многоцветные эмалевые).

Искусство майолики в Ярославле не утрачено, оно возрождается в небольших мастерских и на фабрике, которую открыли в 1992 году художники-керамисты Евгений Шепелёв и Наталья Павлова.

Здесь изготавливают поливные изразцы, декоративную посуду, игрушку, сложную скульптурную миниатюру, в том числе коллекционную. Продукция расходится по городам России, отправляется на экспорт и отвечает за бренд «Ярославская майолика».

Особенность мастерской майолики Павловой и Шепелёва в том, что, хоть и создавали они её во времена, когда промысел был полностью утрачен, работают художники в традициях старых мастеров. Это значит, что каждое изделие — это авторская работа. В росписи и пластике прослеживается традиция, будь то традиция народной игрушки, поливной плитки или ярославской иконы. Современная майолика по-прежнему расписывается только вручную, по сырой глазури — подобно фреске, и подвергается двойному обжигу. Двух одинаковых изделий нет.

В то же время мастера экспериментируют с технологическим процессом, пробуют пластические и живописные возможности современных материалов — массы, глазури, люстра.

Благодаря бережному отношению к традиции и технологическому совершенству теперь Ярославль считается центром производства майолики в России.

 

 

 

Пять вопросов о майолике

Ярославль

Больше по теме

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Принцип солёных огурцов» и другие секреты Мастерской майолики Павловой и Шепелева
ИСТОРИЯ
Русский фарфор
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Таволожская керамика: союз истории и приключений
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Керамика с казачьим духом