11.05.2021

Калмыцкая домбра: память сквозь века

Калмыцкая домбра: память сквозь века

Музыкальная культура Калмыкии складывалась на протяжении многих веков. Она, как и другие виды искусства этого региона, выражает духовную жизнь и нравственную красоту калмыцкого народа, правдиво отображает быт, обычаи и традиции калмыков. В истории развития калмыцкой музыкальной культуры особое место занимают музыкальные инструменты. Они сопровождали исполнение песен джангарчи – сказителей калмыцкого героического эпоса «Джангар», выступления солистов и танцоров, украшали повседневную жизнь скотовода.


Сегодня наиболее распространённым музыкальным инструментом калмыков является «домбра» (калм. «домбр»). Домбра – струнный щипковый инструмент треугольной формы с двумя деками, который заканчивается головкой прямоугольной формы. На верхней деке располагается резонаторное отверстие, имеющее различную форму: круглую, треугольную или звездообразную. Калмыцкая домбра по общему народному мнению является одним из величайших изобретений, подаренных предками калмыцкому народу.


История возникновения этого инструмента уходит в глубь веков. Одно из первых кратких описаний калмыцкой домбры содержится в фундаментальном труде П.С. Палласа «Sammlungen historischer Nachrichten über die mongolischen Völkerschaften». Паллас отметил, что у «калмыков лучшие музыканты-девушки, почти все умеющие играть на двухструнной лютне (Laute), называемой домр (Dommer). Струны проволочные или кишечные, настроенные в унисон». По предположению П.С. Палласа, домбра была заимствована калмыками, так как она совершенно не встречается у монголов.

У калмыцкого народа домбра стала самым распространённым и любимым инструментом, что было обусловлено его особенностями: простотой изготовления и сложной техникой игры. Поэтому из всего калмыцкого инструментария для осмысления философии кочевой культуры наиболее показательна домбра. Калмыки пели и играли на ней перед боем, для достижения соответствующего настроя, домбра сопровождала исполнение сказок и героического эпоса «Джангар», использовалась в обрядах, связанных с различными аспектами жизни калмыцкого народа.

В XX веке усовершенствованием калмыцких домбр занимался П.А. Шошин. В 1970 году по его чертежам было изготовлено 50 оркестровых домбр. В настоящее время изготовлением калмыцкой домбры занимаются такие мастера-ремесленники, как Горяев Д.Г., Дедников С.С. и Настинов М.С. Многие исполнители и сами изготавливали инструмент, проявляя изобретательность и мастерство.


Домбра всегда много значила для калмыков, для них она и по сей день остаётся самым популярным и любимым инструментом. На домбре играют как соло, так и в ансамбле с другими домбрами, а также в дуэте с саратовской гармошкой. Музыкант, играющий на домбре, называется домбрч (на калмыцком языке).


С 2015 года,на территории буддийского храма «Золотая обитель Будды Шакьямуни» ежегодно проводится Музыкальное подношение Трём Драгоценностям – представление сводного оркестра и хористов, где главным инструментом выступает калмыцкая домбра. В 2019 году число домбристов выросло до 700 человек!

Калмыцкая домбра нашла отражение не только в музыкальной культуре, но и в декоративно-прикладном искусстве. На домбру наносили национальные орнаменты, которые несли в себе символический характер, например, узоры в виде бараньих рогов являлись символом основного богатства калмыков – скота. Узоры в виде рогов разнообразны по своей форме. Такие же узоры наносились и на иные изделия декоративно-прикладного искусства (кожаные сосуды, одежда, домашняя утварь и др.).

В июне 2019 года по инициативе члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Республики Калмыкия Майорова Алексея Петровича, калмыцкая домбра была зарегистрирована в Федеральной службе по интеллектуальной собственности и получила свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара. Можно с уверенностью говорить, что этот музыкальный инструмент станет таким же известным, как тульская гармонь или башкирский курай.

Таким образом, калмыцкая домбра вместе со своим народом прошла путь через века, сохранила свой вид и назначение и является национальным наследием калмыцкого народа. Задача современников – сохранить калмыцкую домбру для будущих поколений как одно из изделий народных художественных промыслов, определяющих аутентичность национальной культуры и национальное достояние Калмыкии.

Больше по теме

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Тульская гармонь: как создаются уникальные инструменты сегодня
ИСТОРИЯ
Как поёт осетинская кошка, и в каких музыкальных инструментах хранили порох и вино
ИСТОРИЯ
Эй, пой, визжи и жги!
НОВОСТЬ
Наталия Пилюс посетила предприятие народных промыслов «Тульская гармонь»