Русские горшки из чёрной глины, изразцы со средневековыми львами и расписанные растительным узором тарелки – многие изделия суздальской мастерской «Дымов керамика» кажутся аутентичными, да ещё и название напоминает о знаменитой глиняной игрушке. Хотя на самом деле производству не сто и не двести, а шестнадцать лет, названо оно по фамилии основателя, а статус предметов народного промысла его продукция получила только в 2019 году. Рассказываем, почему стоит присмотреться к тому, что создают на этой фабрике.
Возрождение чернёной керамики: горшки как у прапрабабушек
Представьте себе крестьянскую трапезу четыре столетия назад. В крынку из тёмной глины налито молоко, в таких же плошках дымится каша. Кинематографичный образ не так уж далёк от реальности: одним из самых распространённых типов русской глиняной посуды с XVI века была чернолощёная. Чтобы воссоздать её — и форму, и технологию — предприниматель Вадим Дымов и его жена Евгения Зеленская открыли в 2003 году мастерскую «Дымов керамика».
Технология. Чернолощёная керамика, как подсказывает название, создаётся методами лощения и чернения. Сначала подсушенное изделие выглаживают округлой галькой, чтобы поверхность стала глянцевой и плотной, как бы глазурованной. Затем предмет обжигают при 900 градусах, в конце добавляя хвойные дрова и перекрывая доступ кислорода в печь. Обожжённая таким способом посуда получается чёрной не только из-за смолистого дыма, но и благодаря химическим реакциям, делающим черепок плотным и крепким.
Чернолощёная посуда не такая пористая, как обычная керамика, но запахи всё же впитывает, поэтому наши предки для разных продуктов использовали разные сосуды. Каждый — с собственным названием и с наиболее соответствующей функции формой. Зерно и воду хранили в крупных горшках без шейки — корчагах. Сбитень, пиво и квас подавали в кухлях — ёмкостях в виде опрокинутого и поставленного на ножки бочонка с носиком и горлышком сверху. В поле обед было удобно носить в щанках — горшочках-близнецах с общей ручкой. В «Дымов керамике» возобновили производство этих предметов, поставив их создание на поток. Правда, технологию пришлось немного адаптировать для массового выпуска: вместо трудоёмкой полировки камнем изделие «лощится» воском уже после обжига, приобретая не столько глянцевый, сколько атласный блеск.
Расписной фаянс: ручная работа и молодые таланты
Суздальская мастерская «Дымов керамика» получила статус предприятия народных художественных промыслов благодаря серии расписанной вручную фаянсовой посуды. Лубочные котики, уютные домики, гранаты и черника, созданные в технике свободной кистевой росписи действительно походят на хорошие образцы народных узоров.
Технология. Изготовление фаянса обычно не требует использования гончарного круга. Тарелки создают из пластичной глины во вращающихся формах с помощью шаблона-ножа, формирующего внутреннюю поверхность. Более сложные предметы отливают из жидкой шликерной глины в гипсовые формы. Вынув, их замывают и затирают швы. В обоих случаях требуется два обжига при температуре около 1200 градусов. Перед росписью и глазуровкой — утильный, а после — политой.
В мастерской не ограничиваются взглядом в прошлое и ручной работой, напротив, любят сотрудничать с современными художниками. В ассортименте есть, например, чёрно-белые медвежата-статуэтки дизайна Андрея Бартенева.
Декор фаянса более простых форм тоже часто авторский. Очаровательная зимняя серия Сони Уткиной и Михаила Сарабьянова — это изображения животных и идиллических ярмарочных сценок на посуде. На кружках Марии Зайцевой — старинные предметы крестьянского быта: резные прялки, сундуки, северные игрушки-кони и ковши-скобари. Мотивы традиционные, но молодым художникам удаётся говорить о них современным языком.
Русское зодчество в миниатюре: от изразцов до АТС
Вдохновение в мастерской «Дымов керамика» черпают и за пределами посудного промысла, в особенности — в архитектуре. Вазы и несколько серий плитки воспроизводят рельефы старорусских изразцов. Выбор не случаен: не так давно археологи обнаружили, что под Суздалем с середины XVII века до конца XVIII века находилось изразцовое производство.
Типичные мотивы для декора изразцов заимствовались у белокаменной резьбы: лилия, двуглавый орёл, птица Сирин, лев. А вот технологии менялись быстрее, чем сюжеты. Самые ранние образцы — из красной глины, с заключёнными в рамку узорами. Во второй трети XVII века стала популярной зелёная глазурь. Позже рельефы начали расписывать цветными эмалями. Ну а гладкие живописные изразцы — это конец XVIII века, когда утвердилась введённая Петром мода на голландский стиль. Все эти разновидности изразцов «Дымов керамика» превратила в плитку для современного интерьера.
Технология. Изразцы создают, отминая глину в гипсовой форме. От облицовочной плитки они отличаются тем, что к получившейся пластинке добавляется румпа — прямоугольная коробка, с помощью которой изразец крепится к стене.
Не только архитектурный декор, но и образы целых зданий «Дымов керамика» воплощает в глине. Например, серия подсвечников вдохновлена резным расписанным теремом, представлявшим Россию на Всемирной выставке 1878 года в Париже. Но мастерская не была бы собой, если бы ограничивалась только стариной: другая серия подсвечников посвящена не менее значимой странице в истории русской архитектуры – авангарду. В лаконичные белые статуэтки превратились Левашовский хлебозавод, дом Мельникова и другие шедевры конструктивизма.
Что ещё делает «Дымов керамика»
Посуду для ресторанов. При всей любви к народным промыслам на фабрике создают вещи отнюдь не кустарного качества. На дымовской керамике сервируют еду в полусотне кафе и ресторанов, а ещё её можно увидеть в эпизоде сериала «Chef's Table», посвящённом знаменитому повару Владимиру Мухину.
Детскую посуду. Коллекции для самых маленьких уже создавали Карина Кино и Ия Гаас, наверняка впереди — новые коллаборации. Потому что стильные тарелки и кружки нужны не только взрослым.
Музейные сувениры. Изделия мастерской «Дымов Керамика» можно увидеть в музейных лавках. Для музеев Московского Кремля были созданы вещи с росписью времён Португальской империи, для Третьяковки — реплики статуэток, изображающих девушек в национальных костюмах, скульптора-передвижника Николая Андреева.
Серию «Ностальгия». Суздальская фабрика производит очаровательные копии советских эмалированных кружек и чайников. Визуально неотличимые от оригинальных, предметы сделаны из фаянса, поэтому больше не обжигают ни руки, ни губы.
Экскурсии и мастер-классы. В «Дымов керамику» можно прийти на экскурсию или на занятие с профессиональным керамистом, чтобы самому научиться работать с глиной.
Где: Суздаль — ул. Транспортная, д. 9, Москва — проспект Мира, д. 119 стр. 186
Купить: dymovceramic.ru, магазины на ВДНХ и в Аптекарском огороде.
Фотографии: Официальная группа ДЫМОВ КЕРАМИКА вконтакте