18.09.2019

Невероятные приключения вологодской «Снежинки» в России и за её пределами

Невероятные приключения вологодской «Снежинки» в России и за её пределами

Кружевоплетение — давняя русская традиция. Когда она зародилась, точно неизвестно, но к XVII веку это было уже полноценное, развитое искусство, приёмы которого передавались из поколения в поколение. Первую кружевную фабрику открыли в вологодской деревне Ковырино в 1820 году. Однако по-настоящему массовым народным промыслом плетение кружев стало к концу XIX века. Казалось бы, при чём тут отмена крепостного права?

С 1861 года крестьяне перестали быть «живым имуществом» и смогли зарабатывать самостоятельным трудом. Женщины и девушки принялись плести кружева на продажу и тем самым приносить семье доход.

Говоря современным языком, кружевоплетение — это прибыльный семейный бизнес с нулевыми начальными вложениями. Нити стоили копейки, инструменты мастерили вручную. Работали зимой прямо в избе, а летом — на свежем воздухе.

Рубеж XIX–XX веков — настоящий «кружевной бум». В одной только Вологодской губернии за неполных 20 лет профессиональных кружевниц стало больше в 10 раз: в 1893 году их было 4000, а в 1912-м — уже 40 000.

«Курсы молодых кружевниц» в Вологодской губернии

Плели кружева в разных городах Российской империи. Славились этим Ростов и Галич, Торжок и Калязин, Рязань и Балахна. Так почему же активнее всего развилась эта традиция именно в Вологде?

В этой губернии девочки учились искусству кружевоплетения уже с 5–7 лет и годам к 12–14 уже становились опытными мастерицами. Нередко кружева плели и мужчины — настолько массовым, прибыльным, популярным был промысел.

К концу XIX века о вологодских кружевах знали далеко за пределами губернии — покупали их даже в столице. Сначала торговцы намеренно выдавали свой товар за иностранный, чтобы получать больше денег. Но потом оказалось, что нужды в этом нет: кружева скупали по завышенным ценам, даже зная, что привезены они из-под Вологды, а не из Парижа.

Качеством, эстетикой и разнообразием вологодское кружево не уступало заморским аналогам. В 1876 году изделия мастериц из Вологодской губернии оценили на международной выставке в Филадельфии, а в 1893 году — с успехом демонстрировали в Чикаго.

Вологодская «Снежинка» — от раннего СССР до наших дней

После Октябрьской революции и Гражданской войны, несмотря на разруху и запустение, народные промыслы возрождались довольно быстро. С 1920 года кустарно-промысловая секция Северсоюза развивала ремёсла в условиях новорождённого социализма. Профессиональную кружевную школу восстановили в Вологде к 1928 году.

Возрождение кружевоплетения в регионе

1930 год — учреждён Волкружевосоюз. Он объединил 50 артелей. На предприятии трудились 40 000 человек — больше половины всех кружевниц региона.

В 1936 году профессиональные художники начали обновлять ассортимент. В 1937 году вологодские кружева получили Гран-При на Парижской выставке, а в 1958-м — Золотую медаль на выставке в Брюсселе.

Расширился список сюжетов для кружевных панно. Раньше это были традиционная архитектура, деревенские пейзажи, сценки из быта и из народных сказок. Но вологодские кружевницы ни на шаг не отставали от времени. По стране шла коллективизация — Волкружевосоюз изготавливал панно с тракторами и колхозами. А чуть позже — с советскими самолётами, сталинскими новостройками и первым искусственным спутником Земли. Делалось это не по госзаказу — мастерам и мастерицам хотелось запечатлеть мир, который их окружал.

Многие работники фабрики внесли персональный вклад в развитие промысла. Так, Анна Кораблёва развивала сшивное кружевоплетение. Это её руки создали столь известные панно «Спутник» и «Стройки Москвы». Это её занавес «Русские мотивы» прославил вологодских кружевниц в Брюсселе в 1958 году. Работы Кораблёвой и шедевры её коллег по цеху — Исаковой, Веселовой и других — представлены для посетителей в Вологодском музее кружев.

Прославленному панно В. Н. Ельфиной обязана своим названием фабрика «Снежинка». Предприятие учредили в 1964 году.

К 1970-м годам вологодский кружевной промысел был известен во всём СССР. В 1986 году Вологодское объединение получило орден Трудового Красного Знамени — высшую награду СССР.

Страна меняется, кружева остаются

Перестроечный кризис конца восьмидесятых, как и стихийные девяностые, предприятие выдержало с честью.

Во-первых, в 1992 году, когда в России появились товарные знаки, фирма «Снежинка» получила право единолично пользоваться брендом «Вологодское кружево». Товарный знак, кстати, оказался третьим по счёту в списке, который утвердило Патентное ведомство.

Во-вторых, коллектив по-прежнему не отставал от времени. Ушёл в прошлое Советский Союз — у покупателей появился спрос на изделия с православной символикой. Сначала заказывали рубашки и бельё с крестами. Позже постоянными клиентами стали монастыри и храмы. «Снежинка», теперь уже в статусе ЗАО, создавала пелены, покровцы, а затем и глобальные панно с православными сюжетами. Пример — «Русь моя, храни меня» с храмом Христа Спасителя в 1997 году. Мастерство вологодских кружевниц публично оценил мэр столицы Юрий Лужков.

«Снежинка» уверенно шагнула в будущее. В конце 90-х кружева побывали на борту космической станции «Мир» вместе с Титовым. В 2003-м коллекцию «Крестьянская романтика» купили предприниматели из Ирландии. Примерно с этого времени работники предприятия знали обо всём, что связано с кризисом, в основном понаслышке.

Значимость «Снежинки» сегодня: только цифры, ничего лишнего

  • Предприятие участвовало в 300 выставках в России и за рубежом. 
  • Получило 200 орденов, дипломов, почётных грамот. 
  • Упоминалось в 250 научных публикациях.

«Снежинка» плетёт кружева для заказчиков со всей России, участвует в выставках и ярмарках, поддерживает благотворительные и экологические мероприятия. Вологодское предприятие — центр кружевоплетения — владеет соответствующим брендом как с юридической точки зрения, так и на практике, поскольку продукция известна по всей стране.

И за пределами страны — тоже.

Японские неоромантики, «Матерь драконов» и другие любители вологодских кружев

С 2000-х годов российские модельеры задействуют вологодское кружево в своих коллекциях. Скептики сначала посмеивались: кого, мол, это заинтересует, если кружевные изделия уже не первое десятилетие презентуют модные дома Бельгии, Франции и Италии?

Однако заинтересовались очень многие. Так, в кружевных платьях модельера Ульяны Сергеенко появлялись на публике Кейт Хадсон, Керри Вашингтон, Наталья Водянова. А ещё — Бейонсе. Тем же, кто не особо интересуется высокой модой, стоит увидеть в вологодских кружевах хотя бы Эмилию Кларк — да-да, ту самую, которую знают как Дейенерис Бурерождённую, Матерь драконов и проч. в сериале «Игра престолов».

В чём секрет успеха кружев? Скорее всего, в том, что они остаются популярными и не способны выйти из моды. Причём не десятилетиями — веками. В XIX столетии Врубель запечатлел в кружевах Царевну-Лебедь. Сегодня с помощью кружевных элементов воссоздают викторианскую эпоху и дизайн персонажей для фантастических стимпанк-миров. Кружева «взяли на вооружение» и американцы из компании Rodarte, и японские неоромантики из COMME des GARÇONS .

Одним словом, приключения вологодской «Снежинки» в самом разгаре!

Могли ли вологодские мастерицы XVIII века, выплетая кружево на домашних станках перед избами, предполагать, что спустя двести лет их промысел выйдет не только на общероссийский, но и на мировой уровень? Вопрос риторический. Однако факты говорят сами за себя.

Сегодняшние кружева — это не только классический декор и панно с народными сюжетами. Вологодские мастерицы увековечивают любые сюжеты, будь то грандиозные храмы или технические достижения. Всё это великолепие не только пользуется популярностью внутри России, но и презентует народно-промысловое искусство из Вологды всему миру. 

 

Больше по теме

СОБЫТИЕ
Работы молодых мастеров художественных промыслов в Волгограде
НОВОСТЬ
Новая дизайнерская коллекция с использованием народных художественных промыслов представлена на Неделе высокой моды в Париже
СОБЫТИЕ
«Души и рук творенье»
СОБЫТИЕ
Выставка «РусАртСтиль»